ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА.

О.А.Козлова

Воспитание нравственно-патриотических чувств – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Именно в дошкольном возрасте у детей формируются основы отношения к себе и окружающим, обществу в целом. И происходит это прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды, с традициями своей малой Родины.

Что же означает понятие патриотизм? Патриотизм -  в широком понятии этого термина означает любовь к своей родине, преданность народу, гордость за свой народ, стремление защитить его достояние, продолжить приумножение его общечеловеческих и национальных морально-духовных ценностей. [ 6]

Патриот- человек, одушевленный патриотизмом. [ 1 ]

Гражданин –лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся всеми правами, обеспеченными конституцией, и исполняющее все установленные конституцией обязанности. [ 1 ]

Патриотическое воспитание – это деятельность педагогов и родителей по воспитанию у детей ценностных ориентаций, качества, норм поведения гражданина и патриота России. [6 ]

Патриотическое сознание – любовь, знания, готовность творить добрые дела. Одной из главных задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является «…объединения обучения и воспитания в целостный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества». [3]

В Концепции Новой четвертой государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы указывается, что её основные проектно-программные ориентиры сохраняют сложившиеся за последние десятилетия традиции патриотического воспитания граждан Российской Федерации и обеспечивают непрерывность воспитательного и социокультурного процесса формирования патриотического сознания российских граждан в контексте инновационных процессов развития российского общества. [5]

Актуальность работы по данной теме обусловлена и тем, что сейчас происходит девальвация духовных ценностей у детей и взрослых. В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными. Поэтому возникают проблемы у детей и родителей.

В нравственном воспитании детей наметились негативные тенденции. Искажены представления о добре, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Происходит разрушение традиционных устоев семьи, низкая осведомленность родителей значения данной проблемы в воспитании детей. [2]

А ведь первая школа растущего человека – семья. Семья – первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребёнка, а мама и папа – образцы для подражания.

Поэтому своей целью считаю не только обеспечить родителям (законным представителям) психолого-педагогическую поддержку в нравственно-патриотическом воспитании детей, но сделать их партнерами, субъектами воспитательно-образовательного процесса.

В основу работы по нравственно-патриотическому воспитанию был положен проектный метод, который предполагает постановку проблемы, цели, видение будущего результата, определение чётких действий, которые необходимо реализовать в конкретных условиях, чтобы достигнуть поставленных целей, ресурсов для их реализации, а также сроков достижения результатов.

Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовать родителей новыми перспективами нового направления развития детей.

Организуя работу по проекту «Моя Малая родина поселок Нижегородец», дети и их родители были вовлечены в разные виды деятельности.  Им была предложена исследовательская деятельность: «История рождения поселка», «Почему мою улицу так назвали?», в ходе данной деятельности наши дети вместе с родителями посещали библиотеку с целью поиска информации и фотографий, расспрашивали своих бабушек, дедушек, прабабушек, прадедушек. Собранная информация, фотографии вошли в книгу, которую назвали «Уголок России».

Фотографии любимых уголков поселка, о том, как сажали цветы на клумбах около домов, мастерили различные поделки для украшения клумб вошли в фотоальбом «Мой поселок». Творческой группой родителей и детей был оформлен лепбук «Поселок Нижегородец».


Интересными были экскурсии по улицам родного поселка, в роли экскурсоводов были дети и их родители, а также прогулки-походы в природу организованные родителями.

 

Итоговым мероприятием данного проекта стала игра-путешествие «Путешествие по улицам родного поселка». В данной игре принимали участие дети и родители средней группы. Дети старшей группы вместе с родителями проводили экскурсию по родным местам Нижегородца, рассказывали историю поселка, говорили о его достопримечательностях, природе родного края.

Продолжением проекта «Моя Малая родина поселок Нижегородец», стал проект «Труженики села». В ходе данного проекта дети познакомились с профессиями односельчан, работающими на фермах, полях.

Самыми яркими и незабываемыми были экскурсии на животноводческий комплекс СПК «Нижегородец», организованные родителями воспитанников. В ходе экскурсий дети познакомились с директором СПК, зоотехником, с дружным коллективом работников комплекса. Из рассказа зоотехника дети узнали о животноводческом комплексе, о том где и как содержатся животные, чем питаются. Дети совершили экскурсию по ферме и телятнику, увидели, где живут коровы, молодые телочки, маленькие телята.

     

После экскурсий у детей появилась идея сочинить сказку - «Сказка про доярку Дашу и ее любимую коровушку Машу».  

Были также организованы экскурсии на поля, где выращиваются корма для животных (кукуруза и клевер); хранилище соломы.


Очень интересными были встречи с тружениками села - родителями детей, на тему: «Горжусь профессией своей». В ходе которых дети узнали о разнообразии сельскохозяйственных профессий (агроном, комбайнер, механизатор и др.).

В ходе проекта были организованы выставки детских творческих работ, изготовлен макет «Ферма».

С целью закрепления и уточнения знаний детей о сельскохозяйственных профессиях, была проведена квест-игра: «Незнайка изучает сельскохозяйственные профессии». Результатом работы над проектом стал альбом «Труженики села».

Самым актуальным на сегодняшний день стал проект «Я помню, я горжусь», приуроченный к 75 -летию Победы в Великой Отечественной войне.

В ходе данного проекта дети вместе с родителями и воспитателями собирали фотографии и информацию об односельчанах, ветеранах ВОВ, тружениках тыла, дети блокады Ленинграда. Данная информация вошла в книгу «Я помню! Я горжусь!».

В группе была оформлена тематическая выставка, посвященная памятной дате. Вместе с родителями были организованы экскурсии в библиотеку на тематические встречи: «Животные на войне», мастер-класс «Фронтовой треугольник».

В целях систематизации знаний детей творческой группой родителей был оформлен лепбук «75 лет ПОБЕДЫ».

 

Работа по данному проекту продолжается, и мы надеемся, что нам удастся воплотить намеченные мероприятия, посвященные Дню победы:

  • акция-шествие с фотографиями наших героических родственников – ветеранов армии и флота, партизан, подпольщиков, бойцов Сопротивления, тружеников тыла, узников концлагерей, блокадников, детей войны;
  • акция «Сирень победы»;
  • участие в вечере памяти;
  • участие в традиционном торжественном митинге и возложение цветов к памятнику героев ВОВ;
  • участие в праздничном концерте посвященного Дню Победы.

Применение проектного метода дает эффективные положительные результаты. Важным является и то, что и дети, и родители вовлечены в интересную, совместную деятельность. Великий педагог Сухомлинский отмечал, что «…от того, что открылось ребенку в окружающем мире в годы детства, что его изумило и восхитило, от этого зависит, каким гражданином будет наш воспитанник». [4]

Список источников:

  1. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ C. И. Ожегов– М., 2007
  2. Панина С.М. Духовно-нравственное становление дошкольников/ С.М. Панина–Волгоград, 2012
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М., 2014
  4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. //Избр. пед. соч. – М., 1979. –Т.1. – 223 с.
  5. http://amgpgu.ru/upload/iblock/36a/kontseptsiya_3.docx
  6. http://fwoman.me/news/spirituality/chto-takoe-patriotizm/