Развитие мелкой моторики

Задачи работы с детьми по развитию мелкой моторики: 

• Информировать родителей о значении игр и упражнений для развития мелкой моторики у детей.

• Развивать мелкую моторику рук у детей 3-4 лет посредством использования бытовых предметов и природного материала.

• Активизировать активные и пассивные движения пальцев у детей

• Формировать зрительно-двигательную координацию и ловкость пальцев, обучать ловкости в обращении с различными материалами, тренировать мышцы рук у детей.

• Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение взаимодействовать со взрослым.

 

Что же такое мелкая моторика?

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.

 

Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться.

Пальчиковые игры и гимнастика

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка. Разучивание  текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

 

Ниже ссылка с картотекой пальчиковых игр https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-palchikovyh-igr-dlja-doshkolnikov.html

Предлагаю Вашему вниманию примеры интересных игр и увлекателных упражнений, с использованием предметов, которые наверняка найдутся у каждого из Вас дома

 

Массаж ладоней и пальцев рук «Колючим» массажным мячиком

◦1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад.
◦2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням.
◦3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку).
◦4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз).
◦5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку).
◦6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его.
◦7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в «замок», локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз).
◦8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

 

 
Упражнение с губкой для мытья посуды
 

Цель: стимулировать активные точки, развивать тактильную чувствительность рук, развивать мелкую моторику, укреплять мышцы рук, закреплять проговаривание стихов одновременно с движениями рук.

Нам понадобится: губки для посуды

Как играть: предложить ребёнку сжимать губку поочерёдно левой и правой рукой, проговаривая стихотворение:

«Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут- будут из печи

Булочки и калачи.»

 

Игра «Кто как бегает»

Цель: развивать мелкую моторику рук, ловкость и движение пальцев, развивать сенсомоторную координацию, пространственное ориентирование, познавательный интерес.

Нам понадобится: резиновые игрушки, цветные нити, карандаши.

Как играть: предложить ребёнку «накрутить» ленточку с игрушкой на карандаш, так чтобы оно при движении по столу не перевернулось, а ровно пробежало до веточки (т. е. до карандаша). Вначале педагог показывает, как надо крутить карандаш, чтобы свернуть нить.

Игра «Чудесный мешочек»

Цель: развивать тактильное восприятие детей, мелкую моторику пальцев рук, осязание, учить детей определять на ощупь форму, выделять её среди остальных фигур, упражнять в различении и сравнении величины (больше, меньше, одинаковые), активизировать мыслительную деятельность, внимание.

Нам понадобятся: пуговицы, камешки, различные семена (горох, фасоль и т. д.), бусинки, ткань, нити для завязывания мешочков.

 

Как играть: предложить ребёнку несколько мешочков, чтобы ребёнок ощупал содержимое, определил форму и размер обследуемых предметов.

Игра: «Найди камушек»

Цель: развивать мелкую моторику рук, тактильное восприятие, осязание, внимание, мышление, способствовать развитию речи.

Что понадобится: пуговицы- маленькие, большие, с ножкой, с отверстиями, плоские, выпуклые, различной шероховатости; ткань; небольшой камушек.

 

Как играть: предложить малышу разыскать в мешочке на ощупь камушек среди большого количества разнообразных пуговиц.

Игры с различными крупами
«Сортировка»

Цель:. развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, ловкость пальцев, сенсомоторную координацию, способствовать пониманию относительности (больше- меньше, короче- длиннее), развивать терпение, усидчивость, умение классифицировать, сравнивать

Нам понадобятся: фасоль, горох

 

Как играть: предложите ребенку помочь разложить крупу по баночкам. Сначала в миске смешайте фасоль и горох (можно добавить орешки). Так же, выложите две-три емкости и попросите ребенка разложить по своим местам крупу

Цель:. развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, ловкость пальцев, сенсомоторную координацию, способствовать пониманию относительности (больше- меньше, короче- длиннее), развивать терпение, усидчивость, умение классифицировать, сравнивать

Нам понадобятся: фасоль, горох

Как играть: предложите ребенку помочь разложить крупу по баночкам. Сначала в миске смешайте фасоль и горох (можно добавить орешки). Так же, выложите две-три емкости и попросите ребенка разложить по своим местам крупу

«Рисование на манке»

Нам понадобится: яркая поверхность (например, поднос) с насыпанным сверху небольшим слоем манной крупы.

 

Как играть: вместе с малышом вы сможете оставлять пальчиками следы и рисовать узоры и простые сюжеты. Можно так же на дно подноса приклеить любимых персонажей из сказок и предложить ребенку найти героя.

 

Тактильные, или сенсорные мешочки «Капитошки

Цель: развивать тактильные ощущения, память, мелкую моторику.

Нам понадобится: воздушные шарики или тканевые мешочки, лейка, крупы, бусинки, камушки, вода.

 

Как играть: заполните маленькие мешочки или воздушные шарики различными крупами и предложите малышу на ощупь догадаться, что внутри.

Все игры и упражнения с нестандартным оборудованием, которые проводятся с детьми в интересной, непринуждённой игровой форме помогают развивать не только мелкую моторику рук детей, их речь, внимание, мышление, а также формирует дружеские взаимоотношения, доставляют им радость и удовольствие.

 

Спасибо за внимание!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_melkuyu_motoriku_doma.pptx2.25 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

08.04.2020 Тема: «Развиваем мелкую моторику дома» Подготовила: воспитатель Михайлова Марианна Евгеньевна

Слайд 2

Задачи работы с детьми по развитию мелкой моторики: • Информировать родителей о значении игр и упражнений для развития мелкой моторики у детей. • Развивать мелкую моторику рук у детей 3-4 лет посредством использования бытовых предметов и природного материала. • Активизировать активные и пассивные движения пальцев у детей • Формировать зрительно-двигательную координацию и ловкость пальцев, обучать ловкости в обращении с различными материалами, тренировать мышцы рук у детей. • Воспитывать усидчивость, аккуратность, доброжелательность, умение взаимодействовать со взрослым.

Слайд 3

Что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться.

Слайд 4

Пальчиковые игры и гимнастика Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной. Ниже ссылка с картотекой пальчиковых игр https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-palchikovyh-igr-dlja-doshkolnikov.html

Слайд 5

08.04.2020 Предлагаю Вашему вниманию примеры интересных игр и увлекателных упражнений, с использованием предметов, которые наверняка найдутся у каждого из Вас дома

Слайд 6

Массаж ладоней и пальцев рук «Колючим» массажным мячиком 1. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте массажные движения, катая мяч вперёд-назад. 2. Мяч находится между ладоней ребёнка, пальцы прижаты друг к другу. Делайте круговые движения, катая мяч по ладоням. 3. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения вперёд (как будто закручиваете крышку). 4. Держа мяч подушечками пальцев, с усилием надавите ими на мяч (4—6 раз). 5. Держа мяч подушечками пальцев, делайте вращательные движения назад (как будто открываете крышку). 6. Подкиньте мяч двумя руками на высоту 20—30 см и поймайте его. 7. Зажмите мяч между ладонями, пальцы сцеплены в «замок», локти направлены в стороны. Надавите ладонями на мяч (4—6 раз). 8. Перекладывайте мяч из одной ладони в другую, постепенно увеличивая темп.

Слайд 7

Упражнение с губкой для мытья посуды Цель: стимулировать активные точки, развивать тактильную чувствительность рук, развивать мелкую моторику, укреплять мышцы рук, закреплять проговаривание стихов одновременно с движениями рук. Нам понадобится: губки для посуды Как играть: предложить ребёнку сжимать губку поочерёдно левой и правой рукой, проговаривая стихотворение: «Месим, месим тесто, Есть в печи место. Будут- будут из печи Булочки и калачи.»

Слайд 8

Игра «Кто как бегает» Цель: развивать мелкую моторику рук, ловкость и движение пальцев, развивать сенсомоторную координацию, пространственное ориентирование, познавательный интерес. Нам понадобится: резиновые игрушки, цветные нити, карандаши. Как играть: предложить ребёнку «накрутить» ленточку с игрушкой на карандаш, так чтобы оно при движении по столу не перевернулось, а ровно пробежало до веточки (т. е. до карандаша). Вначале педагог показывает, как надо крутить карандаш, чтобы свернуть нить.

Слайд 9

Игра «Чудесный мешочек» Цель: развивать тактильное восприятие детей, мелкую моторику пальцев рук, осязание, учить детей определять на ощупь форму, выделять её среди остальных фигур, упражнять в различении и сравнении величины (больше, меньше, одинаковые), активизировать мыслительную деятельность, внимание. Нам понадобятся: пуговицы, камешки, различные семена (горох, фасоль и т. д.), бусинки, ткань, нити для завязывания мешочков. Как играть: предложить ребёнку несколько мешочков, чтобы ребёнок ощупал содержимое, определил форму и размер обследуемых предметов.

Слайд 10

Игра: «Найди камушек» Цель: развивать мелкую моторику рук, тактильное восприятие, осязание, внимание, мышление, способствовать развитию речи. Что понадобится: пуговицы- маленькие, большие, с ножкой, с отверстиями, плоские, выпуклые, различной шероховатости; ткань; небольшой камушек. Как играть : предложить малышу разыскать в мешочке на ощупь камушек среди большого количества разнообразных пуговиц.

Слайд 11

Игры с различными крупами «Сортировка» Цель:. развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, ловкость пальцев, сенсомоторную координацию, способствовать пониманию относительности (больше- меньше, короче- длиннее), развивать терпение, усидчивость, умение классифицировать, сравнивать Нам понадобятся: фасоль, горох Как играть: предложите ребенку помочь разложить крупу по баночкам. Сначала в миске смешайте фасоль и горох (можно добавить орешки). Так же, выложите две-три емкости и попросите ребенка разложить по своим местам крупу

Слайд 12

«Рисование на манке» Нам понадобится: яркая поверхность (например, поднос) с насыпанным сверху небольшим слоем манной крупы. Как играть: вместе с малышом вы сможете оставлять пальчиками следы и рисовать узоры и простые сюжеты. Можно так же на дно подноса приклеить любимых персонажей из сказок и предложить ребенку найти героя.

Слайд 13

Тактильные, или сенсорные мешочки « Капитошки » Цель: развивать тактильные ощущения, память, мелкую моторику. Нам понадобится: воздушные шарики или тканевые мешочки, лейка, крупы, бусинки, камушки, вода. Как играть : заполните маленькие мешочки или воздушные шарики различными крупами и предложите малышу на ощупь догадаться, что внутри.

Слайд 14

Все игры и упражнения с нестандартным оборудованием, которые проводятся с детьми в интересной, непринуждённой игровой форме помогают развивать не только мелкую моторику рук детей, их речь, внимание, мышление, а также формирует дружеские взаимоотношения, доставляют им радость и удовольствие. Спасибо за внимание!


 

Комментарии

Спасибо за интересную информацию.