Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Домбак Тамара Ивановна

Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Тамара Ивановна
Формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста в условиях ДОУв младшей группе.

Аннотация: В статье рассматриваются основные проблемы формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста. В настоящей статье автором раскрывается актуальность данной проблемы, а также описывается опыт создания необходимых условий на базе дошкольного образовательного учреждения для успешного формирования основ финансовой грамотности у дошкольников.

Ключевые словафинансовая грамотность, экономические представления, дошкольное образование

Одной из актуальных задач современного дошкольного образования является формирование финансовой грамотности детей дошкольного возрастаФинансовая грамотность – это одна из главных социальных компетенций, которая формируется под влиянием окружающей социально-экономической среды с детских лет жизни человека. Ребенок впервые сталкивается с экономическими представлениями в семье, знакомится с такими понятиями,как«труд»«деньги»«товар»«цена» и т. д., видит множество рекламы, посещает магазин вместе с родителями, все это так или иначе влияет на развитие начальных экономических знаний и умений ребенка, но все это влияние носит ситуативный и бессистемный характер. Именно поэтому формирование финансовой грамотности в дошкольном возрасте необходимо в современных реалиях, так как грамотное отношение к финансовым ресурсам, поможет обеспечить финансовую самостоятельность и безопасность человеку в пору взросления.

Финансовая грамотность – достаточный уровень знаний и навыков в области финансов, который позволяет правильно оценивать ситуацию на рынке и принимать разумные решения. Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами. [1, с. 2]

В процессе формирования финансовой грамотности в дошкольном возрасте дети знакомятся с основными понятиями о финансах, приобретают необходимые представления о деньгах. Работа в этом направлении должна начинаться с раскрытия функции денег на понятном и доступном языке для ребенка дошкольника. Дети должны знать, что деньги – это эквивалент труда, их родители трудятся на работе, чтобы получить заработную плату, и на эти средства живет семья в течение месяца. Дети старшего дошкольного возраста вполне могут понять, что такое семейный бюджет и на что он тратится. Говоря о семейном бюджете, не этично заострять внимание на таких понятиях, как «богатый» или «бедный», в процессе взросления у детей постепенно формируются понятия о разных финансовых возможностях людей. И напротив важно акцентировать внимание ребенка на том, что необходимо для существования семьи, а что является лишь желаемым и без чего можно обойтись. Например, придя в магазин, необходимо рассказать ребенку, что такие товары, как хлеб, молоко и т. д. – это необходимые продукты питания, а конфеты, мороженое – это желаемые.

Часто родители поощряют ребенка за какие-либо достижения с помощью денег, в результате у ребенка формируется потребительское отношение к взрослым. С социально-психологической точки зрения – это неверно, ведь ребенок должен понимать, что он посещает детский сад или школу для собственного развития, получения знаний, а выполняя какие-либо обязанности по дому он оказывает посильную помощь взрослым в ведении хозяйства. Но в то же время полезно ребенку давать карманные деньги, которые он может потратить по своему усмотрению, и ребенок должен знать, что эти средства принадлежат только ему.

В рамках дошкольного образовательного учреждения решаются следующие задачи, которые позволяют формировать финансовые представления у детей дошкольного возраста: это создание условий для формирования элементарных экономических представлений и развитие интереса детей к аспектам финансовой грамотности и использованию этих знаний в жизни, например, правильно относиться к деньгам, как к предмету жизненной необходимости (копить, тратить, вкладывать, управлять своим поведением, понимая разницу между «надо» и «хочу», познакомить с такими понятиями как «бережливость»«трудолюбие» и т. д.

Работа в данном направлении в дошкольном образовательном учреждении заключается не в организации какого-либо специального обучения, а в использовании различных видов деятельности детей, наполненных экономическим содержанием. Ведущую роль в формировании финансовой грамотности в дошкольном возрасте играет игровая деятельность детей. Через игру ребенок без труда осваивает мир социальной действительности и приобщается к миру финансов.

Для организации необходимой предметно-развивающей среды в группе детского сада были созданы игровые центры сюжетно-ролевых игр такие как «Магазин»,  «Кукла манетница». А также была разработана картотека дидактических игр,включающая следующие игры«Нужные покупки»«Много-мало»«Запланированная покупка»«Сдача»«Надо и Хочу»«Что важнее?» сказки, пословицы, загадки и многое другое. Данные игры могут проводиться и в ходе непосредственной образовательной деятельности, и во время самостоятельных, совместных игр детей. [2]

Работа по формированию финансовой грамотности детей опирается на взаимодействие с родителями воспитанников. Они являются активными участниками в проектной деятельности. Примером такого познавательного проекта является проект «Деньги - помощники». В рамках этого проекта родители получили необходимую консультативную помощь по проблеме, участвовали вместе с детьми в создании мини-уголка  «Магазин» (своими руками), а также ознакомились с Практическими советами по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Таким образом, можно отметить, что создание необходимых условий и правильно организованная игровая деятельность положительно влияет на становление экономической культуры детей и способствует формированию финансовой грамотности. И вместе с тем развивает познавательную активность и совершенствует коммуникативные навыки детей. Кроме того, дети знакомятся с людьми разных профессий, более бережно относятся к вещам, творчески решают игровые задачи, учатся взаимодействовать друг с другом.

Список использованной литературы:

  1. Финансовая грамотность для детей дошкольного и младшего школьного возраста и родителей: учебно-методическое пособие / авт. -сост.: М. О. Еремина [и др. ]. –Калининград: Калининградская книга, 2017 - 48 с.

Интернет ресурсы: www maam/ru