План самообразования

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕРЕЖДЕНИЕ

 ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 42

 

 

 

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников подготовительной группы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Воспитатель:

Быханова К.Н

 

Тема: «Развитие мелкой моторики дошкольников подготовительной  группы».

 

Цель: Создание условий для развития у детей творческих способностей через изготовление поделок из различных материалов; развивать мелкую моторику рук, развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности;

 

Задачи:

1. Способствовать выработке навыков работы с различными материалами.

 2. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

3. Развивать умение безопасно пользоваться инструментами при работе

4. Развивать твёрдость рук, технические навыки

5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

 

Формы работы:

- Работа с бумагой и картоном (отрывная аппликация и аппликация из геометрических фигур)

- Работа с пластилином (аппликация из пластилиновых шариков)

- Работа с природным материалом (шишки, желуди, листья)

- Работа с манной крупой.

- совместная деятельность воспитателя с детьми;

- индивидуальная работа с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

 

Методы и приемы работы:

• Массаж кистей рук

• пальчиковая гимнастика, физкультминутки

•  рисование с использованием шаблонов и трафаретов, нестандартных техник;

• пальчиковый театр

• лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)

• дидактические игры

• игры с мелкими предметами

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность

Актуальность и новизна кружка заключается в том, что используются разные формы работ.

Благоприятный эмоциональный настрой детей во время занятий по ручному труду, наслаждение, испытываемое в процессе работы, очень важны для общего развития. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Наблюдая за детьми на занятиях прикладного искусства, я заметила, что дети моей группы плохо владеют ножницами, не знают правила безопасности при работе. Как безопасно использовать клей во время работы с аппликацией.

 В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму.

Одним из немаловажных условий полноценного овладения ребенком навыками письма в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности комплексной работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей 5-7 лет не теряет своей актуальности.

Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда ручкой, карандашом., тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

  Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

    И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.


 

 

 

 

 

План работы на 2020-2021 год

 

Сентябрь – май (изучение литературы)

1. Гульянц Э. К., Базик И. Я. «Что можно сделать из природного материала», книга для воспитателя детского сада, 2-е издание М, «Просвещение»,1991г.

2. Кошелев В. М., Афонькин С. Ю. «Вырезаем и складываем», Спб, изд. «Кристалл», 1999г.

3. Куцакова Л. В. «Мама, я умею мастерить», М., изд. «Мой мир», 2007г.

4. Макарова Н. Р «Секреты бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2007г.

5. Макарова Н. Р. «Тайны бумажного листа», М., «Мозаика - Синтез», 2008г.

6. Машинистов В. Г. «Дидактический материал по трудовому обучению», М., «Просвещение», 1989г.

7. Роенко И. П. «Поделки, обереги, картины, открытки, украшения, подарки из природных материалов», Харьков/Белгород, изд. «Клуб семейного досуга», 2012г.

8. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. «Умные руки», изд. дом «Федоров», 2000г

 

Работа с детьми

Октябрь

 «Мозаичная аппликация»

1. Вводное занятие.

2. Беседа «Как появились ножницы». Объемная водяная лилия.

3.«Яблочко».

Цель: Учить приклеивать маленькие квадратики цветной бумаги в круговую, соблюдая расстояние между ними.

4.«Листик».

Цель: Продолжаем учить намазывать клеем небольшой участок рисунка и приклеивать квадратики, соблюдая расстояние, и так пока весь рисунок листика не заполнится квадратиками.

 

Ноябрь

«Отрывная аппликация»

1. «Деревья».

Цель: Учить конструировать изображение кроны лиственного дерева из клочков зелёной бумаги; обрывать края бумаги закруглённой формы, изображая листья.

2.«Яблочный сад».

Цель: Продолжать знакомить со свойствами мягкой бумаги; учить скатывать из неё большие и маленькие комочки (яблочки); развивать воображение.

3.«В саду много ягод и цветов».

Цель: Учить конструировать пейзажную композицию, дополнять начатую работу новыми элементами; учить сминать мягкую бумагу в маленькие комочки ягоды, цветы. (Коллективная работа).

4. «Зверюшки».

Цель: Учить детей самостоятельно выполнять работу, предложить самим придумать и изготовить зверушек.

 

Декабрь

«Объёмные аппликации из бросового материала»

1. «Зимушка, зима».

Цель: Воспитывать у детей терпение, совершенствовать художественно – творческие способности.

2. Украшением на елку (снежинка).

Цель: воспитывать у детей терпение, самостоятельность и аккуратность.

3. Открытка «Веселый хоровод».

Цель: Учить детей аккуратно складывать лист бумаги пополам по длинной стороне, складывать гармошкой, вырезать фигурку снеговика и аккуратно вклеивать ее внутрь заготовки открытки.

4.«Елочка»

Цель: продолжать знакомить детей с новым для них видом ручного труда.

 

Январь

 

«Аппликации из ваты»

1.«Зайчик»

Цель: Учить, на бархатной бумаге изображать по силуэту зайчика из ваты, дополняя пейзаж деталями из цветной бумаги.

2. «Барашек»

Цель: продолжаем учиться делать аппликацию из ваты.

3. «Веселый снеговик».

Цели: уточнить и обобщить знания детей о зиме;

4. «Картина зимний лес».

 

Февраль

«Аппликация из крупы, яиц, макарон»

1.«Декоративные узоры на круге». (Поделка из семян тыквы, арбуза и семечек).

Цель: Учить задумывать содержание рисунка на круге и доводить задуманное до конца. Закреплять приёмы лепки. Развивать фантазию, творчество

2.«Цыплёнок». (Аппликация из крупы).

Цель: Продолжать учить детей приклеивать крупу на готовый силуэт. На цыплёнка посыпаем пшено, червячка делаем из гречки, травку из гороха.

3.«Экзотические рыбки». (Аппликация из семян тыквы).

Цель: Учить аккуратно, приклеивать семена тыквы на элементы аппликации, располагая их в определённом порядке.

4.«Открытка ко дню защитника отечества». (Аппликация из макарон).

Цель: Учить детей оформлять открытку макаронными изделиями, создавая самолёт, ракету, кораблик по желанию детей. Аккуратно приклеивать на картон.

 

Март

«Аппликация из природного материала»

1.«Зверушки».

Цель: Учить детей изготавливать зверушек из природного материала: туловище – шишка, голова – каштан. Для соединения деталей использовать пластилин.

2.«Ёжик».

Цель: Учить детей изготавливать ёжика из каштана, проявлять фантазию, вылеплять мелкие детали из пластилина.

3. «Веточки с листьями»

4. «Беседа о флористике. Картина из листьев»

 

Апрель

«Аппликация из цветной и гофрированной бумаги»

1. «Первые цветы».

Цель: Учить детей самостоятельно вырезать лепестки из прямоугольника цветной бумаги, составлять из них цветок.

2.«Ракеты и кометы».

Цель: Учить детей создавать и вырезать ракеты рациональным способом: делить квадрат на 3 треугольника (большой треугольник- нос ракеты, два маленьких- крылья).

3.«Нарядные крылышки» (Поделки из фантиков, гофрированной бумаги).

Цель: Приготовить разные цилиндры размером с пальчик. И будем мастерить разных насекомых, туловище которых напоминает трубочку. У них такие красивые крылышки. Их будем вырезать из фантиков и гофрированной бумаги.

4.«Аппликация корзина с цветами».

 

Май

«Аппликация из ткани и нити»

1.Беседа, откуда нитки к нам пришли. Аппликация «Верба»

Цель: Познакомить детей техникой вытягивания ваты из комочка, изготовления веток из нити и завязыванием узелков для утолщения.

2.«Морковка». (Аппликация из ниток).

Цель: Учить детей самостоятельно приклеивать готовую форму на лист картона с добавлением пряжи.

3.«Красивое платье». (Аппликация из ткани).

Цель: Учить выполнять аппликацию из ткани, правильно располагать элементы украшения. Развивать творческую фантазию.

 

Работа с родителями

Январь

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»

Март

Совместное творчество детей и родителей (проект «Книжка своими руками»)

Самореализация

Апрель

Создание картотеки потешек для работы с детьми. Применять потешки в режимных моментах.

Январь-май

Создание пальчикового театра по мотивам русских народных сказок

 

Планируемые результаты:

1. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.

 

Форма отчётности:

• Сделать консультацию для родителей по развитию мелкой моторики дошкольников.

• Провести анкетирование родителей.

• Составить картотеку пальчиковых игр.

 

Перспективы на следующий год:

1.Продолжить работу по теме: «Развитие мелкой моторики рук».

2.Изучить новинки методической литературы.

3.В работе с родителями планирую включать беседы, анкеты, совместные праздники.