«Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста в различных видах деятельности»

костяева ольга яковлевна

«Развитие сенсорной культуры детей раннего возраста в различных видах деятельности»

 

Работая в группе раннего возраста, я поняла, что в развитии ребенка огромная роль принадлежит сенсорному развитию.

         Главной целью дошкольного учреждения является «всестороннее развитие личности ребенка»: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.

         Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе, вкусе. Значение сенсорного развития в раннем дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

         Чтобы развитие познавательных способностей дошкольников было эффективным, я стараюсь не только правильно подобрать необходимые для этого игры и занятия, но и заинтересовать ребенка тем или иным делом. Только в этом случае развитие познавательных способностей воспитанников будет идти быстрыми темпами, а интерес ребенка к окружающему миру никогда не угаснет. Таким образом, развитие познавательных способностей детей раннего возраста происходит в различных видах детской деятельности.

         Поэтому я решила уделить больше внимания данной проблеме.

         Целью моей работы стало: обеспечение условий для развития сенсорных способностей детей.

         Для достижения цели определила задачи:

  1. Создать оптимальные условия для развития ребенка.
  2. Содействовать развитию сенсорной культуры детей.
  3. Связь сенсорного развития с другими видами детской деятельности.

Данные задачи реализовала через следующие формы работы:

- Создала условия в группе для обогащения зрительного сенсорного опыта детей в различных центрах активности.

- Разработала и использовала в совместной деятельность с детьми игры и упражнения, направленные на обогащение слухового, обонятельного, осязательного, тактильно – двигательного чувственного опыта детей.

- Привлекла родителей для совместного сотрудничества по обогащению сенсорного опыта детей через выполнение с ними различных видов заданий.

Малыши находятся в детском саду весь день, они растут, развиваются, активно общаются друг с другом и с окружающими их вещами, познают мир через физическое взаимодействие с предметами и людьми. Поэтому, я стараюсь организовать жизнь детей в группе так, чтобы они чувствовали комфорт, любовь взрослых и у них была потребность к познанию.

Потребовалось немало сил, необычных находок, чтобы создать в группе предметно – развивающую среду, которая бы обеспечивала накопление у детей чувственного опыта. Своей яркостью, новизной, необычностью созданная среда побуждает детей исследовать её, действовать в ней, развивает инициативу и творчество.

Новизна заключается в том, что формирование сенсорной культуры должно осуществляться не периодически, а систематически и поэтапно.

Научная новизна состоит в том, что рассмотрен целостный педагогический процесс сенсорного воспитания детей раннего дошкольного возраста посредством  театрального героя – использования Бабушки – забавушки. Бабушка – забавушка была частым гостем в нашей группе.

Сенсорное развитие у детей раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО наиболее успешно прослеживается в различных образовательных областях:

1.Социально – коммуникативное развитие происходит через развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослым и сверстниками в дидактических играх.

2. Познавательное развитие происходит через формирование первичных сенсорных представлений об эталонах цвета, формы, величины, вкусе, звучании, количестве, части и целом.

3. Речевое развитие – через обогащение активного словаря.

4. Художественно – эстетическое развитие – развитие сенсорного восприятия.

5. Физическое развитие – через развитие мелкой моторики обеих рук.

С целью создания эффективной развивающей предметно – пространственной среды в группе оформлены уголки познавательного развития, в которых имеется художественная литература, разнообразные дидактические настольно – печатные игры, пазлы, игры на развитие мелкой моторики рук, настольный театр по русским народным сказкам. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально – положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Дети знакомятся с названиями предметов ближайшего окружения. Называют предметы, знакомятся с цветом, формой, величиной, материалом, из которого сделаны предметы.

В развитии познавательных способностей дошкольников важно не объяснение, а положительный пример для подражания. Я не требую, чтобы малыши запомнили, что – то мгновенно. Чтобы новый навык закрепился, многократно повторяем одно и то же действие. Не зря дети любят, когда им многократно читают одну и ту же сказку или играют с ними в одну и ту же игру. Так дети развиваются и с каждым разом чувствуют себя увереннее, когда им нужно сделать новое для себя действие.

Подбирая материал для развития познавательных способностей дошкольников, я учитываю уровень их развития и их опыт, чтобы выполнение тех или иных заданий было по силам малышам.

Наш сенсорный уголок мобильный, оборудование и игрушки расположены в шкафах. Для развития познавательных способностей детей раннего возраста выступает важнейший вид деятельности – игра. Именно игра с элементами обучения, интересная ребенку, помогает в развитии познавательных способностей ребенка. Я использую разнообразные игры: дидактические, подвижные и творческие. В них дети накапливают чувственный опыт, творчески осваивают приобретенные знания.

Я подобрала игрушки, разнообразные по величине, форме, цвету – детали конструктора, мозаики, игрушки шнуровки, пирамидки различной величины. Работая в группе раннего возраста я изготовила и создала множество дидактических материалов для разных тем и игр по сенсорному развитию своими руками.

В процессе дидактических игр и упражнений происходит успешное усвоение новых слов. Ребенок имеет возможность сравнивать объекты по указанным признакам. Жизненные ситуации помогают детям в ориентировке на цвет, величину, формую материал предмета.

Конструирование формирует у ребенка технические навыки, умение анализировать, самостоятельность, творчество, эстетический вкус.

Малышам очень нравятся игры – экспериментирования с водой, песком, камешками и др., которые способствуют сенсорному развитию, расширению и углублению представлений о свойствах и качествах природных материалов. Обращаю внимание детей на то, что сухой песок рассыпается, а если его  полить водой, делается влажным, и тогда можно лепить из него пирожки для кукол, рисовать на нем палочкой. В играх с водой ребенок узнает, что вода льется, проливается, ее можно переливать из ведра в тазик, она бывает холодной и теплой, чистой и грязной. Водой умываются, ей поливают растения. В воде тонут камешки, а деревянные лодочки плавают. Если камешки намочить, то они изменятся – заблестят. Все действия сопровождаю речью с помощью Бабушки – забавушки.

Особенно интересны малышам опыты с сыпучими материалами: «Что же там спрятать?» В песок прячется какой – либо предмет, ребенок его ищет. Смешиваются камешки мелкого и среднего размера. Ребенок их перебирает в разные формы. Разнообразные посильные трудовые поручения доставляют детям много радости, и вызывают интерес к трудовой деятельности.

Подбирая развивающие игры для детей, учитываю, что важнейшим фактором развития познавательных способностей детей раннего возраста является пример взрослых. Ни для кого не секрет, что дети учатся чему – то новому, подражая старшим. Причем, это касается как положительных моментов, так и отрицательных примеров. Например, ребенок может выучить название столовых приборов, но то, что ложкой едят суп из тарелки, должны ему показать взрослые. И здесь нам на помощь опять приходит Бабушка – забавушка.

Развитие познавательных способностей детей невозможно без игр, в которых происходят и развиваются какие – то события. Это детские сюжетные игры. Для развития ролевой речи дети имеют возможность в группе играть в «Парикмахерскую», «Шофер», «Дочки – матери». Зная, что малыши, особенно в первой младшей группе, любят играть в одиночку, я даю им такую возможность,  но в то же время привлекаю детей к совместным играм для того, чтобы научить культуре поведения в коллективе. Детские сюжетные игры необходимы для социализации ребенка, что, как известно, немаловажно для успешной жизни.

На третьем году жизни существенно изменяется понимание речи окружающих, что обеспечивает возможность использования в развитии познавательных способностей художественной литературы. Раннее развитие невозможно без чтения книг детям. Книги для детей должны быть красивыми, яркими, увлекательными и интересными для малыша. Слушая и воспринимая книгу, ребенок учится думать, размышлять над новой информацией, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Например, изучение темы домашних животных я начала с прочтения детям сказки «Курочка Ряба» и рассматривания к ней иллюстраций. А потом объяснила, что у бабушки и дедушки кроме кур живут: корова, коза, лошадь и другие животные, которые называются домашними, потому что живут у дома. Слушая и запоминая содержание художественного произведений, малыши не только узнают новое, но, и главное, приобретают опыт переживания, развиваются эстетически. Детей знакомлю с короткими художественными произведениями, понятными по содержанию, сопровождающимися иллюстрациями. Они с удовольствием слушают рассказы, стихи, следят за развитием сюжета и эмоционально реагируют на него, просят повторить знакомые произведения.

Двигательная активность в первую очередь способствует развитию восприятия. Чем богаче двигательный опыт ребенка, тем больше информации поступает в мозг, что способствует интенсивному интеллектуальному развитию малыша. Физкультурный инвентарь и оборудование – те предметы, с которыми сталкивается ребенок в процессе образовательной деятельности по развитию движения. Выстраивая процесс ознакомления с ними детей, предлагаю сначала рассмотреть их, обследовать, выделяя свойства и качества: форму, цвет, величину, материал из которого сделаны. Например, знакомя с мячом, предлагаю обхватить двумя руками мяч, погладить, надавить, при этом назвать качества физкультурного инвентаря (мяч круглый, резиновый, красный, гладкий). Дети, запоминая предметы, запоминают словесные обозначения их качеств.

Вся моя работа не была бы столь плодотворной, если бы я не смогла заинтересовать родителей. На родительском собрании я подробно рассказала родителям о содержании работы по ознакомлению малышей с цветом, формой, величиной, о важности своевременного воспитания сенсорных способностей,  а так же о том, какая работа должна проводится в семье для закрепления навыков. Родители прислушались к моим советам и стали приносить материал созданный своими руками нам в группу.

Совместная и систематическая работа оказала положительное влияние на развитие сенсорных способностей малышей нашей группы.

Анализ проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование дидактических игр способствует развитию познавательной активности детей, помогает развивать их  представления об окружающих предметах, учит выделять особенности предметов на основе способов сенсорного обследования, сравнения, элементарного анализа. Развивается речь ребенка.

В связи со сказанным становится очевидным, что, создавая условия для формирования сенсорного опыта, решается важнейшая задача совершенного развития ребенка.

 

Литература.

1. Ветрова В. В. «Во что играть с ребѐнком до 3 лет». ТЦ М. 2011.

 2. Громова О. Н. Прокопенко Т. А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей.

 3. Пилюгина Э. Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста». М., 1996.

4. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва, Мозаика – Синтез, 2011.