Виртуальная экскурсия

Виртуальные экскурсии, как средство речевого развития старших дошкольников.

         Одной из важных задач в общей системе работы по развитию речи в детском саду является воспитание правильной и чистой речи у дошкольника. Неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает неизгладимый отпечаток на его характер. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он задает вопросы, понятно выражает свои мысли и желания, договаривается со сверстниками о совместной игре. Хотелось бы повысить речевую активность, ведь на сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей — явление очень редкое. Поэтому меня как воспитателя в первую очередь волнует проблема развития речи.

           В своей работе я использую различные формы, методы, приемы и средства речевого развития детей и, конечно, применяю информационные компьютерные технологии. Одной из эффективных форм работы с детьми по развитию речи является экскурсия. Для детей экскурсия — это путешествие. Оно создает своеобразный мир ощущений, эмоциональный подъем и хорошее настроение. Дети становятся веселее, раскованнее, общительнее, появляются чувство свободы и желание без всякого принуждения усваивать знания.

             Мной используется такая форма работы, как виртуальные экскурсии. Создание и показ виртуальной экскурсии невозможен без использования ИКТ. Составляющими данной экскурсии могут выступать видео, звуковые файлы, анимация, а также репродукции картин, изображения природы, портреты, фотографии. ИКТ позволяет нам значительно сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков. Развивает память и концентрацию, которые необходимы для успешной учебы в начальной школе, а также высшие психические функции — память, внимание, словесно-логическое мышление. Сразу хочу отметить, что, говоря о виртуальной экскурсии, я ни в коем случае не умаляю значения реальной экскурсии. Здесь педагогу необходимо иметь чувство меры, используя ту или иную экскурсию. Компьютер поможет воспитателю совершить уникальные экскурсии, например в музей или заповедник.

               Создание виртуальной экскурсии требует длительной предварительной подготовки. Свою работу мы с детьми начинаем с выбора темы: беседуем о том, что они хотели бы посмотреть, где побывать. Обычно это происходит в пятницу, когда я объявляю тему предстоящей недели.       Определяю цель и задачи экскурсии, затем выбираю литературу и материал: здесь можно облегчить себе труд и активно провести работу с родителями. Например, можно предложить родителям выполнить задание «Я — Плюшкин»: согласно теме подобрать фото и видеоматериал по заданной теме. Обычно родители охотно уделяют немного своего времени и, подобрав фото, видео, звуковые файлы, отсылают «копилку» на мой электронный адрес. Следующим этапом моей работы становится создание презентации в программе PowerPoint. Я включаю в нее материал, отобранный с учетом возраста детей. Одним из обязательных условий при составлении виртуальной экскурсии является представление объектов в логической последовательности. Далее выбираем экскурсовода — одного или двух детей. Экскурсоводы под моим руководством знакомятся с экскурсионными объектами, вместе составляем маршрут. Прежде чем начать просмотр экскурсии, я провожу с детьми вступительную беседу.

              Огромную роль в активизации речи детей во время виртуальных экскурсий играет прием постановки проблемных вопросов детям по теме и содержанию экскурсии. Например, для виртуальной экскурсии «Как Дед Мороз на новогодний праздник спешил» будет актуален проблемный вопрос «Как Дед Мороз доберется к нам на елку?» Заканчиваем экскурсию традиционно — итоговой беседой, в ходе которой вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, делимся впечатлениями. Создание виртуальных экскурсий может осуществляться как в групповой, так и в индивидуальной работе. Возможны различные формы виртуальных экскурсий: «Музей», «Путешествие», «Приключение», «Поход», «План-схема» (так, виртуальная экскурсия «Как я провел лето» может выступать в роли схемы для составления описательного рассказа).

               Проводя работу по использованию виртуальных экскурсий в развитии речи детей, я пришла к следующим заключениям.

1.   Совершенствуется речь детей.

2. Повышаются речевая активность, содержательность и связность монологической речи, ее лексическая сторона при составлении высказываний.

3. Укрепляется тесная взаимосвязь между педагогом, детьми и их родителями. Родители стали частью общеобразовательного процесса.

4. Снижаются стеснительность, зажатость, напряженность у малоактивных детей. Они могут выступать в роли ведущего (экскурсовода) и даже с нетерпением ждут этого.

5. В группе создается доброжелательная обстановка, в которой дети выражают свои эмоции от увиденного своими словами, с помощью взрослого или товарищей.

            В заключение мне хотелось бы сказать, что любая новая форма работы с детьми является тем самым педагогическим феноменом, который сосредоточивает в себе возможность решения многих задач, а самое существенное — может помочь в личностном совершенствовании самого педагога, воспитании в нем такого качества, как креативность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Путешествие в Африку».

Цель: расширение знаний детей об Африке.

Задачи:

образовательная:

- уточнять и расширять кругозор детей о жизни животных жарких стран;

-формировать представления о взаимосвязях живых организмов со средой обитания.

развивающая:

- развивать интерес к представителям живой природы;

- расширять активный понятийный словарь воспитанников;

- развивать внимание при решении игровых и творческих заданий;

- развивать коммуникативные качества дошкольников в ходе общения и выполнения общего творческого задания;

воспитательная:

- воспитывать интерес к окружающему миру и умение разговаривать о его объектах со взрослыми и сверстниками;

- внимательно выслушивать и дополнять ответы друг друга.

 

   Вот мы и  в Африке. В Африке самая большая в мире жаркая пустыня Сахара. В основном это пески, образующие барханы и дюны. В Африке есть не только пустыни, но и саванна. Растительность Сахары отличается наличием длинных корней, вместо листьев колючки, помогающие растениям как можно дольше сохранять влагу. Вблизи источников воды располагаются финиковые пальмы.

Самое распространенное животное пустыни Сахара – верблюд. Благодаря своему горбу он может обходиться без пищи и воды примерно две недели. В горбу у верблюда жир, который может превращаться в воду. Верблюда называют кораблем пустыни. 

Сахара также является домом опасного живучего желтого скорпиона. Пока более крупные братья вызывают страх своими размерами, этот маленький скорпион использует свою слабость и хрупкие на вид клешни для уничтожения противника.

Гориллы живут на склонах шести потухших вулканов.  Они очень похожи на людей: могут ходить на нижних конечностях, ловко владеют руками, обладают мимикой.

Современные крокодилы населяют различные пресные водоемы. Очень редко приспосабливаются к солоноватой воде. Рацион питания меняется с возрастом.

Лев – это царь зверей. Вокруг головы, на шее и на груди растет густая и пышная грива. У мамы львицы гривы нет, она тоже сильная, умная и красивая. На охоте мама львица главная, именно она снабжает едой всю семью. А у папы Льва главная задача - охранять свою семью. Голос у Льва такой громкий, что разносится вокруг очень далеко. Охотятся львы чаще по ночам, так как в темноте они хорошо видят. Львы большие и сильные.

Слон является самым массивным жителем планеты (на суше). Такое большое тело спасает его от нападения хищников. Никто не осмеливается нападать на слона. Единственное существо, которое угрожает жизни столь могущественного представителя фауны - это, конечно же, человек.

Сурикаты — стайные животные. Во главе семейства стоит пара грызунов, самец и самка. В стае царит матриархат.

Носороги плохо видят, но у них очень хороший слух. А еще лучше обоняние: они по запаху находят знакомую дорогу к озеру или к тому месту, где растет вкусная трава. И у каждого носорога протоптана своя тропинка. Едят носороги траву, листья.

Самым высоким животным на планете является жираф. Его рост достигает 5 метров. Благодаря своей длинной шее он может поедать самые вкусные, но труднодоступные веточки на растениях.

Зебры по виду напоминают лошадей, только полосатых. Окрас зебры помогает ей спасаться от хищников. Полоски не делают зебру незаметной, но иногда сбивают с толку нападающих на них львов и леопардов.

Гепард — это та же кошка, меньше тигра, и не такая кровожадная. Гепард –самое быстрое на Земле. Его скорость во время гона может превышать 100 км/час!