КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Кривошеева Софья Михайловна

     Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств реализации сущностных сил человека и оптимизации предметно-пространственной, развивающей, социокультурной среды, окружающей его. В культурно-досуговой деятельности, по мнению исследователей, присутствуют моменты преобразования, познания и оценки; она протекает преимущественно в форме общения и способствует социализации личности.

      В процессе культурно-досуговой деятельности наиболее полно проявляются индивидуальные способности личности. Особое внимание уделяется формированию оценочного отношения к миру, выработке системы ценностных ориентаций, нравственных и эстетических. В.А. Ядов, определяет досуг как часть свободного времени, которая связана с личным потреблением материальных и духовных благ, или самоценная деятельность, составляющая органический элемент быта, и направлена на удовлетворение культурных 198 потребностей в отдыхе, развлечении, саморазвитии [5]. Среди множества точек зрения на это понятие можно выделить два основных: досуг как совокупность знаний и деятельность в свободное время; досуг как часть свободного времени, характеризующаяся свободным выбором занятий (деятельности), направленных на удовлетворение различных культурных потребностей личности.

     Правильный ритм и режим жизни семьи, разумное распределение обязанностей между её членами, планирование труда и отдыха способствуют повышению роли культурнодосуговой деятельности. Как подчеркивает А.Н. Леонтьев, в обществе человек не только находит просто внешние условия, к которым он должен приспосабливать свою деятельность, но сами эти общественные условия несут в себе мотивы, цели его деятельности, её средства и способы, т.е. общество производит деятельность образующих его индивидов [3].

     Культурно-досуговая деятельность ребёнка связана с удовлетворением познавательных и практических потребностей, которые основываются на мотиве деятельности и зависят от познавательной активности ребёнка. Познание по мнению Л.А. Венгера, это активная умственная и эмоциональная деятельность, результатом которой являются знания, приобщение человека к культуре. Освоение реального мира в процессе культурно-досуговой деятельности требует от ребёнка активности, напряжения, способности к саморазвитию и самовыражению. Вместе с тем важно отметить, что большинство детей дошкольного и школьного возраста предпочитают проводить свой досуг на уровне пассивного потребления развлекательных программ. Большинство из них не умеют самостоятельно воспользоваться имеющимися возможностями для проведения интересного, содержательного и познавательного досуга. Ребёнок часто стремится в своё свободное время получить развлечения, а не новые знания. К основным причинам этого явления можно отнести и то, что взрослые не приучают ребёнка с детства относится к досугу как к источнику удовлетворения своих познавательных потребностей и устремлений.

      Культурно-досуговая деятельность, которая связана в большей степени с удовлетворением своих личных потребностей, отражается в духовности в первую очередь, а затем в их предметности. Деятельность, протекающая в свободное время на основе интереса, желания её выполнять или участвовать в ней, у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста связана с учебной деятельностью, с удовлетворением своих познавательных потребностей. Но в чистом виде учебная деятельность как бы отодвигается на второй план, а на первое место ставится удовлетворение своих духовных, физических и познавательных потребностей. При этом следует отметить, что интерес является стимулом этой деятельности, поэтому естественно, принцип интереса к деятельности является неотъемлемым условием при организации культурного досуга.

     Как отмечают отечественные исследователи, у ребёнка, в первую очередь, возникает тот интерес к культурно-досуговой деятельности, который вызван потребностью в познании окружающего мира. В связи с этим на первоначальных стадиях его развития родители заботятся о разных впечатлениях, которые имеют эмоциональную положительную окраску. Здесь можно увидеть характерную особенность культурно-досуговой деятельности ребёнка, которая заключается в том, что у дошкольника эмоциональные переживания доминируют над познавательным процессом. В то же время, получая разнообразные эмоции, как положительные, так и отрицательные, в процессе приятного времяпрепровождения и 199 находясь в состоянии комфорта, ребёнок не только приобретает дополнительные знания, но и сам утверждается в том, что он знает, умеет и может сделать самостоятельно. Это, естественно, сказывается на его интеллектуальном развитии, так как удовлетворяется интерес к познанию окружающего мира. Поэтому необходимо постоянно активизировать проявления интереса или создавать новый интерес, новую направленность культурнодосуговой деятельности.

     Как отмечают Т.С. Комарова и А.И. Савенков, активная художественно-творческая совместная деятельность, обладающая общественной направленностью, может способствовать формированию у детей положительных взаимоотношений со сверстниками, умение договориться о содержании деятельности, вовремя прийти на помощь тем, кто в ней нуждается, подбодрить товарища и т.д. При организации совместного досуга возникает взаимосвязь всех её участников, а результативность определяется успехами всего коллектива и отдельными его членами [2,4]. Совместная работа при организации развлечений, отдыха, праздников формирует ценностно-ориентационное единство группы, рождает традиции, улучшает организационную структуру, эмоциональную идентификацию, что приводит впоследствии к повышению у ребёнка уровня культурно-досуговой деятельности, реализуя в ней воспитательно-образовательные возможности.

     В исследованиях Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, Т.Г. Казаковой, В.И. Петровой, Л.В. Пантелеевой, Н.П. Сакулиной и др. подчеркивается, что нельзя детей научить правде, добру без постоянного формирования у них понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», «добро» и «зло», нельзя научить ребёнка стремиться к защите правды и добра, не сформировав у него эмоциональное отрицание, эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в природе, в людях, в произведениях искусства. Также в ходе воспитания и обучения у ребёнка формируется нравственно-эстетическое отношение к окружающему миру: во-первых, первоначальный, эмоциональный опыт и способность к эмоциональному сопереживанию; во-вторых, развитие нравственных представлений и суждений; в-третьих, возможность применять свои знания и умения в жизни.

     Культурно-досуговая деятельность способствует вхождению ребенка в культуру через творчество. По своему содержанию она разнообразна и тесно связана со становлением личности ребенка, так как это не просто организация мероприятия, а деятельность в социально значимых целях, где реализуются культурные потребности, как отдельного дошкольника, так и группы в целом.        

    Культурно-досуговая деятельность является приоритетным направлением в организации жизни детей, основой формирования общей культуры и духовной культуры дошкольников, становления их художественно-творческих способностей. Она осуществляется через организацию отдыха, развлечений, праздников и т.д. Развлечения представляют собой яркие события в повседневной жизни детей. Вызывая радостные эмоции, они одновременно закрепляют знания детей об окружающем мире, развивают речь, творческую инициативу и эстетический вкус, способствуют становлению личности ребенка, формированию нравственных представлений.

Литература:

 1. Зацепина М.Б. Досуговая деятельность детей 3-7 лет в детском саду. -М., 2010. 200

2. Комарова Т.С, Антонова А.В., Зацепина М.Б. Программа эстетического воспитания. Красота. Радость. Творчество.- М., 2012.

3. Леонтьев А.Н. Психологические вопросы сознательности учения // Избр. психол. произв. - М., 1983. Т. 1.

4. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольников приобретать знания. -Ярославль, 2002.

5. Ядов В.А. Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь.- М., 2006.