Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, как средство формирования речевой активности
Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста, как способ формирования речевой активности.
Автор : Александрова Юлия Геннадьевна, воспитатель ГБДОУ №93 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Творческое воображение, как известно, развивается в игре. А игра является основным видом деятельности дошкольника. В игре ребенок реализует все свои качества : проявляются черты характера ребенка, его способность мыслить, творческий потенциал, раскрываются наклонности ребенка к тому или иному виду деятельности. Именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи.
Для развития творческого воображения детей старшего дошкольного возраста наиболее подходят сюжетно – ролевые игры, а также театрализованные и режиссерские игры , пересказ сказок или стихов по ролям. В таких играх ребенок может фантазировать, придумывать сюжет, брать на себя различные роли. Происходит общение детей друг с другом и со взрослыми. Дети учатся договариваться об игре, распределять роли, создавать сюжет, а затем имитировать его.
Например, в сюжетно – ролевой игре « Семья », дети берут на себя роли взрослых – мамы, папы, бабушки и т. д. Здесь большое поле деятельности для развития воображения. Можно придумать много разных сюжетов : «Мама готовит завтрак », « Готовимся к приходу гостей », « Бабушка приехала », и т. п. А в сюжете « Дочка заболела» появляется доктор, который осматривает заболевшую дочку, а затем идет в свой кабинет принимать больных. И вот уже одна игра переходит в другую.
В «режиссерских» играх ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол. Действует он при этом в двух планах – и за куклу и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок, рассказов, или собственной жизни. Дети «учат» кукол театра игрушек, «Би-Ба-Бо», а также пальчикового театра «действовать» в соответствии со взятой на себя ролью, наделяют их литературными или воображаемыми признаками.
В театрализованных играх происходит развитие интонационной речи ребенка, эмоционального самовыражения, а также монологической и диалогической речи. Дети сами становятся персонажами сказок или каких – либо историй. Они инсценируют готовый сюжет, придумывают продолжение или изменяют концовку сюжета.
Например, показывая сказку «Колобок», герою могут встретиться любые персонажи, а лиса не съедает Колобка, а спасает его от другого отрицательного персонажа.
Также, дети могут инсценировать любое, знакомое им стихотворение, небольшой рассказ или песенку.
В своей работе для развития творческого воображения детей я использую различные дидактические игры:
« Составь загадку»
Дети придумывают загадки. Формулировка загадки может быть простая и характеризовать предмет с нескольких сторон ( горит, но не огонь; груша, но несъедобная). Игра развивает воображение и мышление.
« Нарисуй и расскажи»
Я предлагаю детям нарисовать какой – либо сюжет или персонаж, а затем придумать и рассказать историю, которая могла бы произойти с этим персонажем. Можно героев историй вылепить из пластилина.
« Что у меня за спиной?»
Ребенок прячет за спиной какую – либо игрушку, а дети по описанию должны узнать, что это за игрушка. Развивается связная речь, воображение.
« Космическое путешествие»
Вырезаем из бумаги несколько кругов разного размера, раскладываем их в произвольном порядке. Предлагаю детям представить, что круги – это планеты, на каждой из которых есть свои обитатели. Предлагаю детям придумать названия планет, заселить их различными существами. Можно высказать предположение о том, что на одной планете должны жить только добрые создания, на другой – злые, на третьей – грустные и т. д.
Пусть дети проявят фантазию и нарисуют жителей каждой планеты. Вырезанные из бумаги, они могут « летать» друг к другу в гости, попадать в различные приключения, завоевывать чужие планеты.
« Необитаемый остров»
Играем в путешественников, попавших на необитаемый остров. Роли главных героев могут исполнять любимые игрушки.
Герои прибывают на остров и начинают планировать, что нужно путешественникам, чтобы построить дом, наладить свой быт. Можно рассматривать самые необычные версии. Например, дом или шалаш можно построить из пальмовых листьев или выдолбить в стволе толстого дерева.
Обговариваем, кого могут встретить путешественники, какие опасности им могут грозить.
« Волшебные превращения»
Игра развивает воображение, образную память, образное движение.
Задача – жестами, мимикой, звуками изобразить животное или какой – нибудь предмет. Другие игроки должны угадать, что было показано, и рассказать, как они догадались.
« Сочини волшебную сказку»
Игра способствует развитию речи, воображения, памяти.
Сочиняем сказки вместе с детьми – истории о любимом зверьке, о любимой игрушке, о мульт- герое, предлагаю детям переделать знакомую сказку, или сочинить фантастическую историю. Записываем эти истории – их потом можно продолжить или просто прочитать. Можно использовать символы, которые помогут детям выстроить сюжет, либо нарисовать серию картинок к своей необычной истории.
« Пластилиновый театр»
Из пластилина можно вылепить персонажей любимой сказки или мультфильма и оживить их – провести кукольное представление.
«Цепочка слов»
Игра развивает творческое воображение,путём вызова образов, ассоциаций. Воспоминаний и представлений. Детям предлагается составить длинный поезд из слов-каждое слово-вагончик. . Как и слова, должны быть соединены между собой, то есть, каждое слово должно тянуть за собой следующее.
«Фантастические гипотезы».
Развивает фантазию и творческое воображение. Детям задаются вопросы: « Что бы было , если бы?...» Для постановки вопроса берутся первые попавшиеся подлежащее и сказуемое. Предлагаем детям поразмышлять. Можно предложить детям самим придумать нелепые вопросы, а желающие на них отвечают, придумывая свою историю. Например : « Что бы было, если бы исчезло солнце?……, если бы исчезли взрослые? ….., если бы к нам пришёл крокодил ,слон, и т. д.
Упражнения
«На что похожи наши ладошки?»
Развивает воображение и внимание. Предлагаем детям обвести свои ладони и пофантазировать , что это может быть. (дерево , птицы , бабочка , и т. д. …) Далее ,создаём рисунок на основе ладошек,и рассказываем о своём рисунке.
« Три краски».
Развивает воображение и художественное восприятие. Предлагаем детям взять три краски(любые), по их мнению, наиболее подходящие друг другу , и заполнить ими весь лист любым образом. Далее , дети рассказывают, на что похож рисунок.
«Волшебные кляксы»
Развивает творческое воображение , способность находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.
Предлагаем детям капнуть на лист бумаги кляксу, сложить лист пополам . Увидеть в своей кляксе , на что или на кого она похожа. Далее , дорисовываем необходимые детали. Рассказываем, что получилось.
«На что похожи облака».
Развивает воображение , внимание. Предлагаем детям рассмотреть облака , и определить , на что они похожи. Далее ,можно дорисовать детали ,и рассказать о том предмете ,животном , или другом объекте , который получился.
В процессе работы над развитием творческого воображения дети активно реализуют свои способности. Каждая новая игра способствует проявлению, а, впоследствии, и закреплению новых поведенческих характеристик у воспитанников, расширению словарного запаса, совершенствованию коммуникативных качеств. Дети становятся более любознательными, активными, у них формируется стремление к самостоятельному познанию и размышлению. Таким образом, происходит активизация речевого развития детей, а, следовательно, дети более подготовлены к новому этапу их жизни – школьному обучению и легче адаптируются в современном обществе.