Доклад «Художественно-эстетическое развитие. Использование ИКТ при реализации образовательной области»

Белоусова Оксана Анатольевна

Изменение содержания, усложнение функций современного ДОУ и условий воспитания вызвали потребность в поиске новых форм и методов организационно-педагогической деятельности.

 

Затронули данные изменения и художественно-эстетическое развитие дошкольников.

    

Основная цель работы по реализации задач образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» - развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.

 

Реализация образовательной области «художественно-эстетическое развитие» осуществляется через решение следующих задач:

  • организация предметно-развивающей среды в группах ДОУ по художественно-творческой деятельности;
  •  развитие продуктивной деятельности и творческого потенциала детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);
  •  использование нетрадиционных, интегрированных форм организованной образовательной деятельности;
  • взаимодействие с родителями по развитию детского творчества.

 

Основными педагогическими условиями реализации художественно- эстетического развития являются:

  • создание обстановки эмоционального благополучия;
  •  создание и обновление предметно-развивающей среды;
  • вариативность в выборе тем ООД, форм, средств, методов работы с детьми, предоставляемых материалов;
  •  взаимодействие с семьями воспитанников.

 

Работа по художественно-эстетическому развитию является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников: педагогов, детей, родителей. Для успешного освоения программы по художественно-эстетическому развитию работа в ДОУ строится по следующим направлениям:

                 

- Работа с педагогическими кадрами

Работа по совершенствованию педагогического мастерства осуществляемая через:

  • курсовую переподготовку, семинары-практикумы, открытые просмотры ООД,
  •  консультации,
  •  смотры-конкурсы,
  •  творческие недели – «Неделя сказок», ярмарка «Дары осени»,
  •  анкетирование педагогов по проблемам данного направления,
  •  тренинги,
  • театральные постановки,
  •  посещение методических объединений по художественно-эстетическому развитию детей.

          

- Работа с детьми

Работа с детьми ведется в данном направлении не изолированно, а в интеграции: 

  • музыкальное воспитание,
  •  художественно-речевая деятельность,
  • продуктивная деятельность

       

 - Взаимодействие с семьёй

Работа с родителями строится по следующим направлениям:

  • вовлечение их в образовательный процесс дошкольного учреждения;
  • дни открытых дверей, организация выставок, привлечение к участию в праздниках, театрализованных представлениях (изготовление костюмов).

Данный вид работы делает родителей и педагогов  единомышленниками.

 

В детском саду система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в ДОУ в трех направлениях:

  • организованная деятельность (занятия, экскурсии, развлечения, индивидуальная работа, игры);
  •  совместная деятельность педагогов и детей (ООД, индивидуальная работа);
  • самостоятельная деятельность детей, направленная на укрепление интереса к художественной деятельности и развитие творческих способностей (игры, концерты, инсценировки, продуктивная деятельность).

 

Взаимодействие педагогов и детей осуществляется через следующие формы работы:

- групповые и подгрупповые занятия,

- праздники,

- развлечения,

- тематические музыкальные вечера,

- театрализованные представления,

- дидактические игры,

- выставки рисунков и поделок и др.

 

Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.

 

Организация разнообразных форм работы с детьми отражается в таких результатах как:

- дети проявляют интерес и творчество в изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, театрализованной деятельности;

- участвуют в выставках и конкурсах;

- продолжают обучение в кружках.

 

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены. Успех этих перемен связан с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий.

 

Наиболее эффективные формы организации работы с компьютером в детском саду – это подбор иллюстративного материала к совместной образовательной деятельности, оформление стендов, групп, кабинетов.

Компьютер используют при разработке дидактических игр, сценариев к праздникам и другим мероприятиям, для обмена опытом, при знакомстве с периодикой и наработками других педагогов, проведении ООД, совместных родительских – детских праздников с применением мультимедийных презентаций.

 

Использование ИКТ в работе с детьми служит повышению их познавательной мотивации. В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не

только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.

 

Использование информационных технологий в образовании дает возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.