Доклад – выступление на педагогическом совете «Повышение образовательной компетентности родителей в процессе конструктивного взаимодействия с педагогами ДОУ в процессе реализации ФГОС ДО»

Белоусова Оксана Анатольевна

Ростки тепла и доброты

Мы сеем на планете

По жизни рядом мы идем

И взрослые, и дети!

 

Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста является одним из приоритетных направлений развития образования во всем мире.

В связи с этим в условиях компетентностных предпосылок особую актуальность для науки и практики приобретают исследования, изучающие компетентность родителей, ее структуру и условия формирования.

Для понимания сущности педагогической компетентности родителей в современных условиях у детей дошкольного возраста, раскрытия ее содержания и выделения показателей необходимо иметь представление о самой структуре педагогической компетентности.

Многие исследователи в структуре компетентности выделяют такие компоненты:

- мотивационный,

- личностный,

- гностический (когнитивный),

- организаторский,

- конструктивный,

- коммуникативный,

- эмоционально-ценностный,

- рефлексивный, ориентированный (Е. П. Арнаутова).

Несмотря на многоаспектность трактовки педагогической компетентности и ее структуры, в содержании компонентов констатируется непременное наличие мотивационной составляющей, личностных качеств, знаний, умений и навыков, в том числе коммуникативных. По этой причине мы объединяем данное содержание в три основные группы, выделив мотивационно-личностный, гностический и коммуникативно-деятельностный компоненты.

Помимо указанных, в структуру педагогической компетентности родителей автором статьи включен компетентностный опыт, который, по мнению А. В. Хуторского, является наиболее важным в данной структуре. Рассмотрим каждый из выделенных.

Мотивационно-личностный компонент подразумевает заинтересованность родителей в успешном результате воспитания детей, совокупность психологических позиций по отношению к ребенку и самому себе (эмпатия, педагогическая рефлексия), личный опыт воспитания.

Гностический - связан со сферой знаний родителя, поиском, восприятием и отбором информации.

Коммуникативно-деятельностный - содержит коммуникативные, организаторские, практические навыки и умения.

Компетентностный  - предполагает наличие у родителя педагогических знаний, умений, навыков воспитания самостоятельности, апробированных в действии, приобретенных через решение спонтанных или специально организованных компетентностных задач-ситуаций, освоенных родителем и применяемых в практике семейного воспитания.

Учитывая интегративность изучаемого понятия, представленная структура является условной, тем не менее она дает возможность теоретически осмыслить сущность педагогической компетентности родителя и обнаруживает хороший базовый материал для дальнейшего практического применения.

Таким образом, сущностные характеристики компетентности, ее содержание, условия воспитания самостоятельности у детей дошкольного возраста послужили основанием для рассмотрения педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей как интегративного личностного образования, выражающегося в ценностно-гуманном отношении к ребенку, и представленного совокупностью взаимосвязанных компонентов, включающих систему знаний, педагогических умений, психологических позиций, личностных качеств и опыта, необходимых для эффективного воспитания самостоятельности у детей в семье.

Выявление особенностей педагогической компетентности родителей состоит из следующих показателей.

Компоненты

Показатели

Мотивационно-личностный

- заинтересованность родителей в успешном результате воспитания детей;

- осознание важности самореализации ребенка;

- стремление понять мотивы поступков ребенка, поддержать его интересы;

- наличие способности родителей к эмпатии, педагогической рефлексии, самоконтролю;

Коммуникативно-деятельностный

- наличие умений строить взаимоотношения с  ребенком на принципах гуманистической педагогики, развивать положительное отношение и интерес ребенка к разным видам деятельности;

- стимулирование проявления самостоятельности ребенка в деятельности;

- применение эффективных методов воспитания детей;

- способствование появлению эмоционального предвосхищения результатами детской деятельности;

Гностический

- наличие знаний об интегративных качествах личности дошкольника;

- наличие знаний о проявлениях интегративных качеств в младшем и старшем дошкольном возрасте;

- наличие знаний об особенностях становления личности ребенка в разных видах деятельности, методах и приемах воспитания детей;

Компетентностный опыт

- наличие взаимосвязаных педагогических знаний, умений, навыков развития и воспитания, которые родители приобретают через решение специально организованных компетентностных задач-ситуаций, апробацию в действии и применении их в практике семейного воспитания

 

На основании вышеизложенного можно нарисовать портрет современного родителя, который отражает его недостаточную компетентность в воспитании ребенка дошкольного возраста. При высокой заинтересованности в успешном результате воспитания ребенка, понимании значимости воспитания и развития для самореализации ребенка и осознании значимости совершенствования своих воспитательных умений, он:

– не всегда стремится понять мотивы поступков ребенка, поддержать его интересы, способности; проявить рефлексию и эмпатию;

– не обладает знаниями теоретических основ воспитания; психологических особенностей его личности; не знает эффективных методов воспитания ребенка в семье;

– не владеет методами воспитания ребенка, привлечения внимания ребенка к различным видам деятельности;

– не придает значения созданию благоприятной среды для проявлений самостоятельности ребенка; не уделяет внимание появлению у ребенка эмоционального предвосхищения результатов деятельности;

– не умеет строить взаимоотношения с ребенком на принципах гуманистической педагогики (часто оценивает деятельность ребенка неадекватно, не поддерживает его самооценку, с трудом определяет эмоциональное состояние ребенка, часто выбирает неадекватные способы общения с ним, имеет проблемы в установлении партнерских взаимоотношений с ребенком).

 

Для изменения такого положения вещей мы педагоги проводим систематическую работу направленную на:

- методическую поддержку родителей педагогами;

- практику организации родительских встреч по вопросам воспитания детей; - использованием в работе эффективных форм повышения педагогической компетентности родителей и методов активизации родительского опыта;

- отклик родителей на инициативы детского сада.

Наличии методической поддержки педагогами родителей, использовании эффективных форм и методов активизации компетентностного опыта родителей, реализации комплекса мероприятий для повышения заинтересованности родителей будет способствовать более успешному воспитанию ребенка; повышению уровня знаний теоретических основ воспитания ребенка в семье. Всё это будет содействовать успешному формированию педагогической компетентности родителей в воспитании детей дошкольного возраста.

Литература: 

1. Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: Межвузовский сб. науч. тр. / под ред. А.А.Орлова. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2008. Вып. 1. С. 117–137.
2. Минина А.В. Структура и содержание педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста / Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. Ростов-на-Дону: ИПО ЮФУ. 2013. № 2 (28). С. 93–98.
3. Минина А.В. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания самостоятельности у детей // Наука и образование XXI века: сб. ст. Межд. науч.-практ. конф. 31 мая 2013 г. В 5 ч. Ч. 3. Уфа: РИЦ БашГУ, 2013. С. 97–100.