Издалека долго течёт река Волга…

Волга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volga.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                   Издалека долго

                                                                             Течёт река Волга…

                                                                                                                       Л.Ошанин

Цель: Способствовать формированию у детей представлений о реке, как  

            сообществе  водных обитателей, растений, насекомых, животных,    

            приспосабливающихся к жизни в воде.

Задачи: 1. Закреплять в связной речи детей употребление качественных

                  прилагательных; умение составлять рассказ-описание.

           

               2. Развивать эстетическое восприятие - умение видеть красоту реки (блеск

                  речной воды на солнце, красота прибрежной растительности).

               3. Воспитывать экологическую культуру и сознательность детей.

Образовательные области: трудовая, игровая, коммуникативная, музыкально –

                                                  художественная, двигательная.

Материал для проведения НОД: пол – жёлтая ткань (песок), водоросли, голубая  

                                                            ткань – вода; рыбы – окунь, лещ, сом, карась,      

                                                            щука, карп, линь; растения – камыш (рогоз),

                                                            стрелолист, лилия, кувшинка (кубышка); речные  

                                                            жуки –  водомерка, плавунец (плакат); лягушка,

                                                            раки.

Предварительная работа:

- труд в уголке природы (кормление рыб, смена воды в аквариуме);

- чтение познавательной литературы о жизни рек;

- просмотр презентации «Великая русская река…»;  

- беседа с детьми «Легко ли дышать рыбкам?»;

- изготовление аппликации «Золотая рыбка»;

- экскурсия на судоходный канал.

Ход занятия:

Дети в ходят в зал под музыку М.Фрадкина «Течёт река Волга».

Воспитатель: Дети, на какой реке расположен наш город Балаково? (ответы)

                         Какие реки, вы знаете в нашем Саратовском крае?

                         А вы хотите отправиться в путешествие в царство нашей матушки

                        Волги?

                        Подумайте, как мы можем добраться до реки? (на машине, вертолёте,

                        автобусе, троллейбусе, такси, трамвае, маршрутке)

               

А поможет нам быстро оказаться в речном царстве Волшебница – Золотая рыбка и её ритмическая гимнастика.

Ритмическая гимнастика:

                                                 Рыбки резвятся –

                                                 В воде кружатся,

                                                 Весело ныряют,

                                                 Пузырьки пускают.

                                                 Друг дружку догоняют!

            (Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

Воспитатель: Ребята, мы попали в речное царство. Посмотрите, как здесь красиво.

                         Какой чистый жёлтый песок на дне реки Волги. Интересно  

                         познакомиться со всеми жителями этого таинственного царства.

       

                         Смотришь на реку, кажется в ней

                         Нет ни пиявок, ни окуней.

                         Только бежит голубая вода

                         Петляя по лугу не зная куда,

                         Река ведь непросто течёт и течёт

                         Она интересною жизнью живёт.

                         Дети, как вы думаете, какая вода в реке?

                         ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: «КАКАЯ ВОДА В РЕКЕ?»

      Дети стоят полукругом, воспитатель даёт ребёнку «речной камушек», дети передают его и по очереди называют прилагательные о воде (чистая, холодная, мокрая, прозрачная, пресная, голубая, журчащая, жидкая, блестящая и т.д.)

Воспитатель: Дети,  посмотрите на берег реки. Какие здесь интересные растения. Я

                         думаю, вы их узнали. Назовите их, кто какие растения узнал.

                         (ответы детей)   

                         Что вы можете о них рассказать? (Это камыш. У него длинный

                         стебель, узкие листья, а наверху коричневый, бархатный початок).

Воспитатель: А вы знаете, это растение в народе действительно называют камыш, а  

                         научное его название – рогоз. (Дети повторяют).

                         Я хочу рассказать о растении стрелолист. Его так называют, потому  

                         что его листья похожи на треугольный наконечник стрелы. У него

                         тоже длинный и тонкий стебель.

Воспитатель: А вы знаете, в листьях стрелолиста много крахмала и если их  

                         высушить, то из них можно испечь вкусные лепёшки.

                     

                        Посмотрите на эти замечательные речные цветы. Кто хочет о них

                        рассказать? (Это  кувшинка или кубышка, она жёлтого цвета, а лилия

                        белая. Листья кувшинки и лилии лежат на поверхности воды, а корни

                        крепко держаться за дно реки. Стебель у них очень длинный.)

Воспитатель: Дети, а на что похожи листья кувшинки и лилии? (плавающий

                         островок, лодочку, плотик, блюдо и т.д.)

Воспитатель: А сейчас давайте пройдём по этим речным камушкам. Посмотрите,  

                         на том берегу я вижу необычную корягу и пенёчки. Мне кажется, там

                         кто-то живёт.

                         Дети идут на носках по камушкам. Сели на пенёчки.

Воспитатель: А кто здесь живёт, вы узнаете отгадав загадки.

 

  1. Скачет зверушка, не роет, а ловушка.

Попадут в ловушку и комар и мушка. (лягушка)

  1. На мели сидит, усами шевелит,

А гулять пойдёт – задом наперёд. (рак)

  1. На узкой дорожке – голова, да рожки.

Кто так медленно ползёт, на себе свой дом везёт? (улитка)

Воспитатель: Эти обитатели реки приносят большую пользу: лягушки поедают

                         комаров, очищают воду. Раки тоже являются санитарами реки, и

                         живут они только в чистой воде.

Воспитатель: Посмотрите, кто это бегает по воде? (жучки) Непростые жучки – это

                         клоп – водомерка. Как вы думаете, почему его так называют?

                         (он скользит по воде, меряет ногами воду).

                         Почему он не тонет в воде? (он маленький, лёгкий, его ножки широко    

                         раздвинуты, он скользит по воде, как будто на лыжах)

                         А это жук – плавунец. Почему его так называют?

                         (он хорошо плавает) 

                         А что вы ещё о нём знаете? (это жук хищник, он сам маленький, но          

                         питается головастиками и мальками)

                         Дети, а хотите поиграть? Вы будете рыбки, а Даниил жук – плавунец.

                                        ИГРА: «ЖУК – ПЛАВУНЕЦ И МАЛЬКИ»

   - Вы на Волге были?

   - Были.

   - Что вы делали?

   - Удили.

   - Кто попался на крючок?

   - Нам попался судачок.

   - Как не верить вам ребята?

   - Волга рыбою богата!

Воспитатель: Вот оно рыбье царство, гордость нашей реки Волги. Посмотрите,

                         какие они красивые. Кто узнал этих рыб, как они называются?

                        (сом, щука, карась, окунь, лещ, линь, карп) 

                         Дети, как вы думаете, кто из этих рыб самый опасный хищник?  

                        (щука)

                         Почему вы так думаете? (у щуки очень острые зубы)

                         Давайте поиграем в игру: «Караси и щука»

                                             ИГРА: «КАРАСИ И ЩУКА»

   - Хорошо мы поиграли?

   - Да!

   - Рыбок мы не распугали?

   - Нет!

   - Предлагаю посидеть и на рыбок посмотреть.

Дети садятся полукругом. Показ спектакля.

                                     СПЕКТАКЛЬ: « КАРАСИК И ОКУНЁК».

Воспитатель: Жил Карасик в приветливой речке

                         Погулять он любил недалечко:

                         В камышовую рощу мохнатую,

                         На речную полянку покатую.

                         Где трава и тростник, и песок

                         Стало скучно карасику в речке

                         И сказал он:

Карасик: Зачем мне здесь жить?

                  Не хочу ни с кем здесь дружить!!!

Воспитатель: А навстречу ему Окунёк.

Окунёк: Эй, Карасик, тебе невдомёк

                Рыбам жить можно только в реке

                Пропадёшь от реки вдалеке!

Воспитатель: Но Карасик махнул плавником

                         И не стал говорить с Окуньком.

Карасик: Вот он, берег – большая страна

                 До чего же земля хороша!

Воспитатель: Тут Карасик подпрыгнул разок

                         И попал на горячий песок

                         Стал он биться о берег, метаться

Карасик: Ой, скорей бы до речки добраться.

                  Ведь в реке столько свежей воды,

                  Много разной, вкусной еды!

                  Светит доброе солнце зелёное,

                  Не горячее, не раскалённое

                  И трава золотая растёт…

Воспитатель: И счастливый Карасик плывёт!

Воспитатель: Дети, вам понравился спектакль? О чём эта сказка? Что случилось с

                         Карасиком? Почему Карасик чуть не погиб? Какой вывод можно

                         сделать для себя, посмотрев эту сказку? (Каждому живому существу

                         на свете должно своё место быть на планете!) Почему нельзя забирать

                         животных из тех мест, в которых они живут? Понравилось вам в

                         речном царстве? Что мы можем сделать, чтобы сохранить царство  

                         реки Волги?

  - Не засорять реку, не бросать мусор.

 

  - Не мыть в реке машины.

 

  - Не срывать растения (камыши, кувшинки, лилии и т.д.)

 

  - Не ловить мальков и головастиков.

 

  - Не мучить лягушек.

 

  - А если увидели на берегу живую рыбку, поможем ей добраться до воды.

                   Жить в подводном мире этом

                   Хорошо зимой и летом

                   И прекрасна жизнь вокруг

Все:            Человек – природе друг!