Сценарий развлечения "Широкая Масленица"

Масленичное гуляние на улице с участием групп младшего и старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий праздника на улице для всех возрастных групп ДОУ

«Широкая Масленица!» 2021г

Цель: Создать детям радостное, праздничное настроение.

Программные задачи:

            Способствовать возрождению обычаев и обрядов, связанных с народным    

            праздником Масленица.

            Расширять знания и представления детей о народных традициях.

            Развивать двигательную активность детей.

Участки - площадки детского сада украшены флажками, шарами, снежными постройками. На центральной площадке ДОУ детей встречают 2 скомороха – Яшка и Аркашка.

1 С:        Эй, ребятишки, сюда, шалунишки! Все, все, все на праздник!
                 

2 С:        Собирайтесь все сюда, подходите, детвора!

Вместе:  Самый добрый в мире праздник начинать уже пора!!! Здравствуйте!

(дети здороваются все вместе)

1 С:        Меня зовут …!

2 С:           А меня зовут …!

Вместе:     Спросим мы сейчас у вас, отвечайте хором в раз, как зовут всех вас???

(дети отвечают все вместе)

Вместе:     Мы – скоморохи! Любим мы шутить, играть, да людей потешать!

1 С:       Кому сейчас холодно – станет жарко!

2 С:       Кому скучно – станет весело!

1 С:       Собирайся, народ, праздник Масленицы идет!
              Будем веселиться, зиму провожать, весну приветствовать!
2 С:       Праздник Масленицы 7 дней идет, целую неделю все гуляют, весну встречают

            Первый денек называется «Встреча»  -  Масленицу встречают!

1 С:       Будем Масленицу встречать,  в гости звать!

2 С:      Душа ты наша, Масленица годовая, наша гостья дорогая!

             Приезжай к нам в гости на широкий двор,

             На горах покататься, в блинах поваляться! (повторить хором с детьми)

Вместе:      Расступись, честной народ – Масленица к нам идёт!!!
                   Масленицу привечай – звонкой песней встречай.

Под музыку песня «Масленица», выносят чучело Масленицы.
(Под песню «А мы масленицу дожидались»)

Вместе:      Здравствуй, Масленица годовая, наша гостья дорогая!

1 С:           Масленицу широкую открываем, веселье начинаем!

                  Хороводом все пойдём, дружно спляшем и споём!

Хоровод «Выпал беленький снежок» рус. нар. мелодия

(под музыку дети идут в хороводе и поют песню, затем выполняют движения по тексту)

2 С:   А второй денек какой? Вторник! Назывался «заигрыш»!
         Дети с горочек катались, как могли – так развлекались!
         Давайте и мы с вами поиграем.

Игра-кричалка «У меня – у тебя» для малышей
Игра – кричалка «Хи-хи, ха-ха» для старших                                                                      

1 С:            Зима длится долго-долго, а Масленица бежит быстро.

                    День третий приближается, как он называется? Среда!              (ответы детей)

                    А в масленичную неделю как его называли?                                (ответы детей)           

                   «Лакомка».  А чем лакомятся на Масленицу?                              

                    Правильно, в этот день ходили, друг к другу в гости, угощались блинами!

                    А с чем блины-то ели?..                                                                   (ответы детей) 

2 С:             Ох, блиночков-то как захотелось
                   Пока их ждем, хоровод заведем!

Хоровод «Ой-блины-блины-блины» (с каруселью)
(младшие водят в одну сторону, на припеве сужая и расширяя круг,
старшие на каждый куплет меняют направление хоровода, на припеве сужают и расширяют круг)

 

1 С:            Ребята, сейчас с вами поиграю?
                  Для блинов начинку вам называю,
                  А вы вместе с … (2 С) показывайте
                  Описание команд:

  1. «Блин комом» - все собираются в серединку
  2. «Блин блином» - все расходятся назад
  3. «Блин с маслом» - все приседают
  4. «Блин с мясом» - все встают гладят по животику и говорят «ням-ням»
  5. «Блин со сметаной» - кричат УРА мальчики и мужчины
  6. «Блин со сгущенкой» - кричат УРА девочки и женщины
  7. «Блин со грибами» - руки на голову

Русская народная игра «Блины» (Прил.7)
Музыка народная фоном

2 С:            Четвёртый день недели какой? Четверг!

                    День самый-самый масленый и как же его называли?                (ответы детей) 

                    «Широкий четверг» -  «Разгул».                                                               

                    В этот день больше всех веселились, пели, да плясали до вечера.

                    Разойдись, честной народ, не пыли, дорожка!

                    Мы сейчас плясать пойдём, ну и ты немножко.
                   Парами скорей вставайте, дружно пляску начинайте!

Общая парная пляска «Холодно, замерзли руки» ст.возр.
мл. гр. «Встали дети в кружок» танец

1 С:            Когда пятый день — наступает, как его называют?       (ответы детей)                                                                

                   Пятница! «Тещины вечерки».

                   К родным в гости ездили, да блинами угощались.

                   

2 С:            День шестой – кто скажет, какой?  Суббота!                                (ответы детей)           

                    Правильно, суббота! В этот день попить чайку охота.

                    Называется «Золовкины посиделки».

                    В этот день семейным кругом садились чай пить с блинами.
                   Так и мы с вами встанем  кругом, друг за другом, ребята не зевайте
                   Коли сделаю  «Вот так» - за мною повторяйте.

Хороводная игра «Ровным кругом»
Или «Дударь-дударище»

1 С:           Наступает день седьмой, ну, скажите нам, какой? Воскресенье!(ответы детей)           

                   Самый весёлый и добрый день на масленичной неделе. Все от мало до велика

                   просят друг у друга прощения. Недаром его называли как?        (ответы детей)           

                   «Прощёное Воскресенье».

 

2 С:           С вами мы поговорили, дни недели повторили.

1 С:          А теперь все собирайтесь, на гулянье отправляйтесь!

                Ждут вас игры, да забавы, развлечения на славу!

 

(Дети садовых групп идут на свои участки, на которых их ждет развлекательная программа: конкурсы, эстафеты, загадки. Проводят воспитатели группы)

  1. Площадка.

Детей младшей  группы на участке встречает Баба:

Баба:         Проходи честной народ! Не пыли дорожка.

                  Дети к нам сюда идут поиграть немножко.

                  Здравствуйте, детушки-малолетушки!

        Я Бабушка Маланья, продолжаю.

        Ой-ой-ой, как много вас! Все румяные, да весёлые!

                  Будем с вами мы играть, Масленицу привечать!

        Все блины пекут, а мы каравай испечём мы каравай, поскорее в круг вставай!

Хоровод « Каравай» рус. нар. мелодия

(Дети исполняют песню в хороводе, выполняя соответствующие движения по тексту,  на окончание танца Дед догоняет детей)

Баба:        Поплясали вы на славу, мне, бабуле на забаву.

        А теперь мои друзья загадки про сказки загадаю я.

  1.   Мышка дом себе нашла, мышка добрая была:

  В доме том, в конце концов, стало множество жильцов.

  Что это за сказка?                                                                     («Теремок»)                                                                                 

                 Правильно вы отгадали, а со мною не играли…

                 Вон сколько снега много кругом…  Я для вас снежки слепил…

                 Будем мы сейчас играть – вашу ловкость проверять…

Игра-забава «Метание снежков»

Баба:        Поиграли вы на славу, мне, бабуле на забаву.

        Вторую загадку загадаю я, слушайте меня, друзья.

  1.   Что за сказка? Кошка, внучка, мышь, ещё собачка Жучка,

  Деду с бабой помогали, корнеплоды убирали?                     («Репка»)

                 (выносит маски Репки, и предлагает детям поиграть в игру)

                    Репка выросла на славу, всем ребятам на забаву.

                    Вокруг репки мы пойдём, репке песенку споём.

Игра «Репка-репонька»

(Ребёнок – «репка» сидит в центре круга, дети идут по кругу, поют песню, на окончание «репка» догоняет детей.)

Баба:        У меня для вас, ребятки, есть ещё одна загадка:

  1.   Из муки, сметаны он в жаркой печке был печён,

  На окошке полежал, да из дома убежал.

  Он румян и круглобок, кто же это?                                         (колобок)                               

  Правильно, колобок! Будем с ним сейчас играть, колобка передавать.

                  А хитрющая лиса его будет догонять.

         

Игра «Догони колобка»

(дети стоят в кругу, передают быстро колобка (желтый круглый мяч)  и лису (игрушку) друг другу, «колобок» - убегает, «лиса» - догоняет)

Баба:          Мы играли, песни пели, а блинов ещё не ели…

                    А теперь настал черёд положить блиночки в рот.   
           
       Пойдёмте угощаться…

Дети, возвращаются в группу и едят блины

  1. Площадка.

Детей средней группы на участке встречает Скоморох (Петрушка):

Скоморох   Будем дальше веселиться
                    Пусть сияют счастьем лица
                    Пусть звучит подольше смех
                    Хватит радость на всех!

                  Поплясали вы на славу, хороши были забавы

         Отгадайте-ка, ребятки, мои зимние загадки:

  1.    Говорят, что он идёт, только где же ноги?

   Падал сутки напролёт, не видать дороги! Что это?             (снег)

  1.    Сам не бежит, и стоять не велит. Что это?                            (мороз)
  2.    Снег на полях, лёд на реках,

   Вьюга гуляет, когда это бывает?                                        (зимой)

  1.    Зиму очень я люблю, из снега колобки леплю.                       (снежки)

                     А я предлагаю с ними сыграть их в ложке друг другу передавать.

                             Игра-забава «Перенеси снежок в ложке»

(дети встают в колонну, друг за другом, по сигналу бегут до ориентира, возвращаются назад и передают ложку со снежком следующему игроку, побеждает та команда, которая быстрее всех выполнила задание и не выронила снежок из ложки)  

Скоморох:    Есть ещё одна игра – интересная она.

            Буду я метлу крутить, и метлою вас ловить.

                     А вы будете скакать – на метлу не наступать! 

Игра-забава «Метла»

(дети стоят в кругу, Скоморох крутит метлу, игроки перепрыгивают через неё, стараясь на неё не наступить)

 

Скоморох:   Ох и холодно стоять, надо братцы поиграть!

                    Давайте валенки возьмём, да играть с ними начнём?!.

                    С ними поиграем, кто дальше кинет мы узнаем?!.

Игра-забава «Кто дальше кинет валенок»

(Выбираются несколько человек из команды. По сигналу игроки одновременно бросают валенок вперёд, побеждает тот игрок, который кинет валенок дальше всех. Игра продолжается с новыми игроками.)

Скоморох   Мы играли, песни пели, а блинов ещё не ели…

                     А теперь настал черёд положить блиночки в рот.   
           
        Пойдёмте угощаться…

Дети, возвращаются в группу и едят блины

3 Площадка.

Детей старшего возраста встречает Солоха:

Солоха:   Здорово, ребятки! Поклон вам люди добрые! А меня-то вы узнали?..

                     Я Солоха, бабка не злая, веселая такая.

                     Игр много знаю, хотите, поиграем?

               Есть у меня веники  - да не простые, а скоростные.

               Кто на них садится, тот быстро-быстро мчится.

Игра-забава «На метле как на коне»

(дети встают в колонну, друг за другом, по сигналу скачут на венике до ориентира, возвращаются назад и передают метлу следующему игроку, побеждает та команда, которая быстрее всех выполнила задание)  

Солоха:    Сейчас игру затею, да смекалку вашу проверю!

Русская народная игра «Летает – не летает»

(задача водящего запутать; дети должны внимательно следить за словами, и «летать» - махать руками только в том случае, если речь идёт о птицах)

Солоха:     Вижу я все ребята внимательные, сообразительные,

                  Трудно вас с толку сбить, трудно всех перехитрить.

                  А в такую игру поиграть сможете?

Русская народная игра «Как у дяди Якова»

(Дети идут по кругу, поют песню, выполняют имитирующие движения по тексту. На последние слова: «Разом делаем вот так!», водящий показывает любую фигуру, дети повторяют. Игра продолжается несколько раз)

Солоха:        В играх рот не разевай, ловкость, смелость проявляй,

                     А ну-ка, силачи, тащите канат, помериться силушкой каждый здесь рад.

(Взрослые выносят канат)

Игра-забава «Перетягивание каната»

(Взрослые соревнуются в перетягивании каната, дети им помогают. Можно предложить посоревноваться мальчикам между собой; девочкам между собой; мальчикам и девочкам между собой)

Солоха:    Славно вы повеселились, поиграли, подружились!

                 Вы играли, песни пели, а блинов ещё не ели…

                    Пойдёмте угощаться!

Дети, возвращаются в группу и едят блины.

Приложение:

  1. Хоровод «Выпал беленький снежок» рус. нар. мелодия

(под музыку дети идут в хороводе и поют песню ,затем выполняют простейшие танцевальные движения: топают ногами, хлопают в ладоши, прихлопывают по коленям, прыгают на двух ногах).

  1. Выпал беленький снежок,
    Соберемся все в кружок.
    Все потопаем,
    Все потопаем.
  2. Будем весело играть
    Будем ручки согревать
    Все похлопаем,
    Все похлопаем.
  3. Если холодно стоять
    Мы похлопаем опять
    По коленочкам
    По коленочкам
  4. Чтобы стало нам теплей
    Будем прыгать веселей
    Все попрыгаем,
    Все попрыгаем.

  1. Игра-кричалка «У меня – у тебя»

У меня – у тебя весёлые ладошки,              (хлопают в ладошки)

У меня -  у тебя весёлые ножки,                 (топают ногами)
Мы с тобой, мы с тобой похлопаем в ладошки    
Мы с тобой, мы с тобой попрыгаем на ножке      

У меня – у тебя очень длинный носик,      (дразнят друг друга, «буратинки»)

У меня – у тебя коротенький хвостик,       (виляют «хвостиком»)
Мы с тобой, мы с тобой похлопаем в ладошки    
Мы с тобой, мы с тобой попрыгаем на ножке      

У меня – у тебя кругленькие глазки,          (показывают глаза)

У меня – у тебя пухленькие губки,             (вытягивают губы – целуются)
Мы с тобой, мы с тобой похлопаем в ладошки    
Мы с тобой, мы с тобой попрыгаем на ножке      

Полюбуйтесь все на нас,

Мы с тобою высший класс!!!                     (выставляют большие пальцы рук вперёд)

  1. Хоровод «Каравай» 

(дети идут в хороводе  поют песню и выполняют соответствующие движения по тексту, в конце игры водящий догоняет детей)

                                       Как на масляной неделе

                                       Испекли мы каравай

         Вот такой ширины,

         Вот такой ужины,

         Вот такой вышины,

         Вот такой нижины.

         Каравай, каравай,

                                       Кого хочешь, выбирай.

                                      - Я люблю, конечно, всех,

                                       А блиночки больше всех!

  1. Игра «Репка - репонька»

(Ребёнок – «репка» сидит в центре круга, дети идут по кругу, поют песню, на окончание «репка» догоняет детей.)

Репка, репонька, сидит крепонько,

Не мала, не велика – до мышинного хвоста.

Раз-два-три – нас скорее догони!

             

  1. Русская народная игра «Летает – не летает»

(задача водящего запутать; дети должны внимательно следить за словами, и «летать» - махать руками только в том случае, если речь идёт о птицах)

Домовой:   Видел, что грачи летят, на всю Русь они кричат:

                    «Гу-гу-гу! Мы несём весну!»

Яшка: (поднимает руки вверх, показывая, как летят грачи)

Дети:          Летят! Летят! (тоже поднимают руки вверх)

Домовой:   Журавли летят, на всю Русь кричат:

              «У-гу, у-гу, не догнать нас не кому!»

Дети:          Летят! Летят! (опять поднимают руки вверх)

Домовой:   Пчёлы летят, на всю Русь – гудят:

                    «Жу-жу-жу-жу, медову несём росу!»

Дети:          Летят! Летят! (опять поднимают руки вверх)

Домовой:   Поросята летят, на всю Русь визжат:

              «Хрю-хрю-хрю, хрю, надоело нам в хлеву!»

Яшка: (поднимает руки вверх, показывая, как «летят» поросята, дети не должны поднимать руки вверх)

Домовой:   Синицы летят, на всю Русь кричат:

                     «Цу-цу-цу-цу, мы несём весну!»

Яшка: (поднимает руки вверх, показывая, как летят синицы)

Дети:          Летят! Летят! (тоже поднимают руки вверх)

Домовой:   Комары летят, на всю Русь пищат:

                    «Зы-зы-зы-зы, мы наточим носы!»

Яшка: (поднимает руки вверх, показывая, как летят комары)

Дети:          Летят! Летят! (тоже поднимают руки вверх)

Домовой:   Медведи летят, на всю Русь кричат:

                          «Ры-ры-ры-ры, вас не пустим в боры!»

Яшка: (поднимает руки вверх, показывая, как «летят» медведи, дети не должны поднимать руки вверх)

  1. Русская народная игра «Как у дяди Якова»

(Дети идут по кругу, поют песню, выполняют имитирующие движения по тексту. На последние слова: «Разом делаем вот так!», водящий показывает любую фигуру, дети повторяют. Игра продолжается несколько раз)

Как у дяди Якова было семеро детей,

Было семеро детей, было семь сыновей.

Вот с такими глазами,

Вот с такими ушами,

Вот с такой головой,

Вот с такой бородой.

Они не пили, не ели,

Друг на друга всё глядели.

Разом делали вот так!

  1. Русская народная песня «Блины»

  1. Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели

Припев: Ой, блины, блины, блины,

 Вы блиночки мои!

  1. Моя старшая сестрица

Печь блины-то мастерица.

Припев:

  1. Напекла она поесть,

Сотен пять наверно есть.

Припев:

  1. На поднос блины кладёт

И сама к столу несёт.

Припев:

  1. Гости, будьте же здоровы,

Вот блины мои готовы.

Припев:

  1. Мы давно блинов не ели,

Мы блиночков захотели

Припев:

  1. Русская народная игра  «Блины»

(Все участники стоят в кругу лицом к центру. Ведущий дает команду, участники её выполняют. Темп игры меняется: вначале он должен быть медленным, затем постепенно ускоряться)

Описание команд:

  1. «Блин комом» - все подбегают к центру круга
  2. «Блин блином» - все двигаются спиной  от центра круга
  3. «Блин с маслом» - все приседают
  4. «Блин с мясом» - все встают гладят по животику и говорят «ням-ням»
  5. «Блин со сметаной» - кричат мальчики и мужчины
  6. «Блин со сгущенкой» - кричат девочки и женщины
  7. «Блин со грибами» - руки на голову

Затем ведущий пытается запутать игроков, меняет команды, как ему захочется.

  1. Игра-кричалка «Хи-хи-хи, ха-ха-ха»

Интересно, а кто смеется лучше, девочки или мальчики? Это мы сейчас узнаем: девочки будут смеяться вот так: хи-хи-хи, а мальчики вот так: ха-ха-ха. Попробуем: девочки ….. мальчики ….. Отлично!
Повеселимся мы на славу.
По команде скажем мы –
Все мальчишки: ха-ха-ха!
Все девчонки: хи-хи-хи!
Если поняли, готовы?
Ну, тогда начну я снова.
Руки к пяткам и… к ушам.
На колени и к плечам.
Все мальчишки: ха – ха – ха!!!
Все девчонки: хи – хи – хи!!!
В стороны, на пояс, вверх,
А теперь веселый смех –
Все мальчишки: ха-ха-ха!
Все девчонки: хи-хи-хи!
Дружно встали, дружно сели,
Поморгали как умели.
Все мальчишки: ха – ха – ха!!!
Все девчонки: хи – хи – хи!!!
Дружненько попрыгали
Ножками подрыгали
Все мальчишки: ха – ха – ха!!!
Все девчонки: хи – хи – хи!!!
На Масленицу посмотрели,
Ножками потопали, ручками похлопали.
Все мальчишки: ха – ха – ха!!!
Все девчонки: хи – хи – хи!!
Вы повеселились от души? (ответы)

  1. Хороводная игра «Ровным кругом»

Ровным кругом, друг за другом
Мы идем за шагом шаг
Стой на месте
Дружно вместе сделаем вот так. (ведущий показывает какую-то позу, все повторяют)