ЭССЕ на тему «Педагог: профессия, призвание, судьба…»
«Педагог: профессия, призвание, судьба…»
„Если вам хочется узнать, как будет устроено наше будущее, не стоит спрашивать об этом инженера, программиста или физика. Спросите воспитателя в детском саду. Именно они знают, как будет работать общество в следующем поколении. Конечно, многие из нас могут представить разные прикольные штуки, которые появятся в будущем. Но для меня будущее состоит не из предметов.“
Клиффорд Столл
Воспитатель - это первый, после мамы, учитель, который встречается детям на их жизненном пути. Это люди, которые в душе всегда остаются детьми. Иначе дети не примут, не пустят их в свой мир. Быть воспитателем в современных условиях сложно и ответственно, так как нужны не только всесторонние знания, опыт, но и огромное терпение, постоянно находиться в творческом поиске, вносить в работу что-то новое. Я думаю, что в профессии воспитателя собраны воедино такие профессии, как учитель, педагог, психолог, ведь от него требуется помощь в преодолении педагогических, психологических и социальных проблем, препятствующих самореализации ребенка. Кто еще может выступить посредником между детским садом и родителями ребенка? Кто может найти подход к ребенку? Кто может помочь становлению формирующейся личности? И это в условиях постоянного столкновения с равнодушием общества к проблемам детей. Мне кажется, не имеет смысла перечислять все аспекты деятельности воспитателя, которые и перечислить сложно.
Изначально моей мечтой было- стать учителем начальных классов, но так сложилось в моей жизни, что я пошла учится на экономиста, а стала воспитателем через десять лет пройдя профессиональную переподготовку. Как, наверное, и каждому начинающему педагогу - на первых порах мне очень трудно (мой стаж работы менее года). Помогает любовь к детям, желание понять их, научить, дать как можно больше. Это требует постоянного общения с детьми, ведь в работе с каждым ребенком необходим, в первую очередь, индивидуальный подход. И теперь для меня это не просто профессия или работа - это состояние души, это возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии. Я радуюсь каждому рабочему дню с детьми, видя то, как они приходят в детский сад, бегут ко мне с распростёртыми объятиями и рассказывают, показываю что-то важное и интересное, делятся со мной своей радостью и переживанием, когда они не хотят уходить вечером домой. Мне радостно даже тогда, когда ловлю их добрый, открытый взгляд, когда просто без слов подходят и обнимают меня. Думаю, что это всё - наивысшая оценка для любого воспитателя, даже если у него нет никаких наград. Потому что любовь детей и есть высшая награда.
Работая воспитателем, я не перестаю удивляться, насколько дети разные, непредсказуемые, интересные, забавные, удивительно умные, умеющие своими рассуждениями, умозаключениями и поступками поставить задачу передо мной или любым взрослым. Все они уникальны. В них живёт и талантливый художник, и пытливый наблюдатель, и неутомимый экспериментатор. Они открыты для красоты и добра, чутко реагируют на ложь и несправедливость. Каждый ребенок с детства хочет быть "самым-самым". Существуют два вида педагогов "винтиков", которые тратят массу сил на борьбу с этим врожденным стремлением вверх. А педагоги творчества, напротив, стимулируют направленность на Большие Цели. "Вставайте, граф, вас ждут великие дела!" - этими словами слуга будил Сен-Симона. Каждый педагог должен так будить души своих воспитанников!
«Воспитатель должен быть творческим работником, ибо свобода творчества воспитателя – необходимое условие плодовитой педагогической деятельности, без свободы воспитание становится ремеслом, воспитатель – ремесленником, между тем, как воспитание – это миссия, а воспитатель – апостол» (А. Кергомар).
Достичь высокого уровня мастерства можно, если ты в душе творец, способный наслаждаться не только результатом, но и самим процессом создания. Но в отличие от творчества в других сферах (наука, техника, искусство), творчество педагога не имеет своей целью создание социально ценного нового, оригинального, поскольку его продуктом всегда остается развитие личности ребенка.
Моя задача как воспитателя: воспитывать личность творческую, креативную, коммуникабельную. Я считаю, что обязана много знать и уметь. Мне нужно уметь шить, мастерить, танцевать, петь, рисовать, фантазировать, выдумывать новые игры. Я всегда должна быть интересна для своих детей, уметь отвечать на многие детские «почему».
Цель моей деятельности в том, чтобы не только научить детей общению, умению адаптироваться в окружающем мире, но и заложить в них основы интеллекта и мышления, развить высокую умственную активность. Воспитание - это не просто игровая деятельность, это ежесекундный кропотливый труд, требующий выдержки, огромного терпения. Мои старания направлены на то, чтобы дети выросли настоящими людьми, гражданами своей страны, любящими свою страну, окружающий мир, людей, природу. Научить отличать хорошее от плохого, привить умение постоять за себя и своего товарища, научить видеть, чувствовать и понимать прекрасное.
Анализируя свою работу, я утвердилась в том, что это не просто моя профессия, но и моё призвание, мой образ жизни. За время работы я никогда не сожалела о том, что моя жизнь проходит среди детей. Эта профессия заставляет меня забывать все проблемы и огорчения, ощущать себя всегда здоровой, энергичной, молодой и всегда находиться в мире неповторимого, сказочного детства. «В любой профессии любовь к ней является одним из условий успеха», - писал Жолио-Кюри Ирен. Я люблю свою профессию, а это значит, что я счастливый человек.