Самый важный момент для родителей первоклассников - психологическая подготовка ребенка к школе

Дайлиденок Ирина Петровна

Самый важный момент для родителей будущих первоклассников – это психологическая подготовка ребенка к школе. Для начала расскажите ребенку о том, чем его времяпрепровождение в школьных стенах будет отличаться от привычного домашнего или детсадовского режима. Расскажите, что в школе есть уроки, во время которых нужно сидеть за партой, внимательно слушать учителя и выполнять его указания. Объясните, как нужно обращаться к учителю и как общаться с одноклассниками. Расскажите, что такое перемена, школьная столовая, домашнее задание, дневник и оценки.

Настраивайте ребенка на учебный процесс позитивно. Не стоит вспоминать свои собственные трудности школьной поры, если таковые были, поскольку такие рассказы могут вызвать у будущего первоклассника неприязнь к школе или страх перед ней. Лучше расскажите ему какие-нибудь забавные и интересные случаи своих школьных лет: вспомните свои любимые предметы и учителей, школьные праздники, веселые игры, в которые вы играли с одноклассниками. Но ни в коем случае не говорите своему ребенку, что он будет самым лучшим учеником в классе, ведь если малыш с самого начала займет такую позицию, его отношения с одноклассниками вряд ли сложатся успешно.

Заранее предупредите своего ребенка, что далеко не все может получаться у него с первого раза, и в этом нет ничего страшного. Скажите, что не будете ругать его, если вдруг что-то не получится, и обязательно поможете ему разобраться со всем, что ему непонятно. Объясните ребенку, что школа – это первый шаг во взрослую жизнь, и учеба подарит ему множество новых и полезных знаний, которые пригодятся в будущем.

  1. Чаще делитесь с ребёнком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего прошлого.

 

   Начало школьной жизни- большое испытание для маленького человека. Этот момент легче переживается детьми, у которых заранее сложилось тёплое отношение к школе.

   Такое отношение складывается из соприкосновений с прошлым опытом близких людей.

   Перелистайте вместе с ребёнком семейный фотоархив. Это занятие исключительно полезно для всех членов семьи. Возвращение к лучшим мгновениям прошлого, делает человека сильнее и увереннее в себе. Ваши добрые воспоминания о школьных годах, смешные истории из школьной жизни и рассказы о друзьях детства наполнят душу ребёнка радостным ожиданием.

 

 

 

 

2. Приучите ребёнка содержать в порядке свои вещи.

  

   Успехи ребёнка в школе во многом зависят от того, как он умеет организовывать своё рабочее место. Вы можете сделать эту скучную процедуру более привлекательной. Заранее подготовьте в семье рабочее место ребёнка: пусть у него будет свой рабочий стол, свои ручки и карандаши. Все это, как у взрослых, но и  ответственность за порядок своих личных вещей, тоже личная. 

 

 

3. Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.

 

    Многие дети этого возраста неусидчивы. Не всем блестяще даётся чтение и счёт. Очень многих трудно добудиться утром и быстро собрать. В этой связи вполн6 объяснимо стремление родителей предупредить детей о предстоящих неприятностях. В некоторых случаях эти меры могут иметь успех. Но отдалённые последствия всегда плачевны.

 

 

 

   4. Не старайтесь быть для ребёнка учителем. Стремитесь к поддержанию дружеских отношений.

  

   Некоторые дети испытывают трудности в общении с другими детьми. Они могут растеряться в присутствии незнакомого взрослого. Вы можете помочь ребёнку преодолеть эти трудности. Попытайтесь организовать игру детей на площадке возле дома, примите участие в этой игре. Детям очень нравится игра вместе с родителями.

   Предложите ребёнку самому пригласить к себе на день рождения своих друзей. Этот день станет для него незабываемым, если в программе торжества найдется место для совместных игр для детей и взрослых. Дайте ребёнку почувствовать, что он может рассчитывать на вашу поддержку в любой ситуации.

 

 

   5. Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.

  

   Ваш ребёнок оказался в игре последним и демонстративно отказался играть с приятелями дальше.

   Помогите ему справиться с разочарованием.

   Предложите детям сыграть ещё разок, но немного изменить правила игры. Пусть победителем считается только первый , а все остальные-проигравшие.

     Отмечайте по ходу игры успех каждого. Приободряйте хронических неудачников надеждой.

     После игры обратите внимание ребёнка на то, как отнеслись к проигрышу остальные игроки. Пусть он ощутит самоценность игры, а не выигрыша.

 

 

6. Хорошие манеры ребёнка- зеркало семейных отношений.

  

   «Спасибо, извините, можно мне» должны войти в речь ребёнка. Нравоучение и проповедями этого достичь трудно. Постарайтесь исключить из общения между членами семьи приказы и команды. Превратите их в вежливые просьбы. Ребёнок непременно скопирует ваш стиль. Ведь он вас любит и стремится подражать во всём.

 

 

   7. Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.

  

   Ребёнок должен чувствовать себя в любой обстановке , так же естественно, как дома.

   Научите ребёнка внимательно относиться к своим нуждам, непременно и естественно сообщать о них взрослым.

   На прогулке вы зашли куда-то перекусить. Предложите ребёнку самостоятельно сделать заказ для себя. В следующий раз пусть сделает заказ для всей семьи.

   Пусть он попробует спросить в поликлинике: «Где находится туалет? Сам займёт очередь к специалисту.

 

 

   8. Приучайте ребёнка к самостоятельности в обыденной жизни.

 

      Чем больше ребёнок может сделать самостоятельно, тем более взрослым он себя ощущает.

   Научите ребёнка самостоятельно раздеваться и вешать свою одежду, застёгивать пуговицы и молнии. Помните, что маленькие пальчики могут справиться только с большими пуговицами и молниями.

   Завязывание бантиков на шнурках потребует особой помощи и внимания с вашей стороны. Желательно, чтобы это было не накануне выхода на улицу. Лучше посвятить этому занятию несколько вечеров.

 

 

   9. Научите ребёнка самостоятельно принимать решение.

 

 Умение делать самостоятельный выбор развивает в человеке чувство самоуважения.

   Посоветуйтесь с ребёнком о меню воскресного обеда. Пусть он сам себе выберет блюдо за праздничным столом и подбирает одежду, соответствующую погоде.

   Приучайте ребёнка считаться с мнением всех членов семьи.

 

 

   10. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребёнком.

 

 Если ребёнок помогает вам выпекать пирог, познакомьте его с основными мерами объема и массы.

Продуктовые универсамы- очень подходящее место для развития внимания и активного слушания ребёнка. Попросите ребёнка положить в корзину: 3 пачки печенья, пачку масла, батон белого и буханку чёрного хлеба. Свою просьбу изложите сразу и больше не повторяйте.

   Ребёнок помогает вам накрывать на стол. Попросите его поставить на стол 4 глубокие тарелки, возле каждой тарелки справа положить ложку. Спросите его, сколько ложек понадобится?

   Ребёнок готовится ко сну. Предложите ему вымыть руки, повесить полотенце на свой крючок, выключить свет в ванной.

   Проходя по улице или находясь в магазине, обращайте внимание ребёнка на слова- подписи, которые окружают нас повсюду. Объясняйте их значение. Считайте деревья, шаги, проходящие мимо машины.

 

 

11. Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.

  

   Обращайте его внимание на первые весенние цветы и краски весеннего леса.

   Сводите его в зоопарк .и вместе найдите самое большое животное, потом самое высокое.

   Наблюдайте за погодой и очертаниями облаков. Заведите рукописный журнал наблюдений за ростом котёнка.

   Учите ребёнка чувствовать, открыто переживайте с ним все события повседневной жизни, и его любознательность перерастёт в радость учения.