Особенности музыкального воспитания и его роль в развитии патриотических чувств детей дошкольного возраста

Белялова Мария Николаевна

Особенности музыкального воспитания и его роль в развитии патриотических чувств детей дошкольного возраста

Суть патриотического воспитания детей заключается в том, чтобы привить им любовь ко всему, что их окружает: к родной природе, родному дому, семье, к истории и культуре страны и малой родины. Патриотические чувства формируются и развиваются на протяжении всей социальной жизни, но заложены они, должны быть, в самом раннем возрасте – в период школьного детства.

Современное понимание патриотического воспитания характеризуется многовариантностью, разнообразием и неоднозначностью. Это объясняется сложной природой данного явления, многоаспектностью его содержания и многообразием форм проявления. Кроме того, проблема патриотизма рассматривается разными исследователями с различных исторических, социально-экономических и политических позиций, а также в зависимости от личной гражданской позиции.

Я.А. Коменский отмечал, что одним из главных направлений воспитания должно быть воспитание у ребенка стремления оказывать пользу возможно большему числу людей, "...тогда лишь наступило бы счастливое состояние в делах частных и общественных, если бы все прониклись желанием действовать в интересах общего благополучия".

А.С. Макаренко отмечал, что патриотизм – это не только героические поступки, но и «длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная" .

В методической литературе цель патриотического воспитания детей школьного возраста формулируется, как формирование у них потребности совершать добрые дела и поступки .

Содержание патриотического воспитания детей дошкольного

 возраста включает:

  • приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору;
  • знакомство с историей своей семьи, родословной, семейными традициями;
  • знакомство с детским садом: его ребятами и взрослыми, играми и игрушками, традициями;
  • знакомство с «малой Родиной»: городом или селом, его историей, традициями, известными людьми прошлого и настоящего, достопримечательностями;
  • наблюдение за состоянием объектов родного населенного пункта в разное время года;
  • участие в обустройстве территории детского сада, а также в благоустройстве родного населенного пункта;
  • организация творческой продуктивной и игровой деятельности детей, в которой возможно проявление сочувствия, заботы о человеке, растениях, животных.

Для эффективной работы по патриотическому воспитанию детей школьного возраста необходимо соблюдение следующих педагогических условий:

  • эвристическая среда в детском саду и в семье;
  • тесное сотрудничество воспитателей детского сада с членами семьи.

Эвристическая среда предполагает насыщенность положительными эмоциями, являющейся для ребенка полем для проявления творчества, инициативы, самостоятельности.

Тесное сотрудничество с членами семьи школьников выражается в установлении доверительных деловых контактов с их семьями; обеспечении регулярного взаимодействия детей, педагогов и родителей; вовлечении членов семьи в педагогический процесс.

Психологический аспект воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста изложен в работах таких ученых, как А.Г. Ковалев, А.А. Люблинская, Т.А. Репина, П.М. Якобсон и др. Ими отмечено, в частности, что высшие нравственные чувства формируются на основе часто повторяющихся положительных эмоций, вызываемых нравственными действиями, поступками, ситуациями. На это указывал и педагог В.А. Сухомлинский: «В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств… Если добрые чувства не воспитаны в детстве, из никогда не воспитаешь».

Многие авторы (А.А. Анциферова, З.И. Беляева, Н.Ф. Виноградова, С.Г. Журат, Г.А. Карбышева, С.А. Козлова, Р.Ш. Халикова и др.) связывают чувство патриотизма с умственным, художественным развитием, систематическим обогащением знаний детей.

Но процесс воспитания патриотизма не сводится к простому накоплению знаний о различных сторонах общественной жизни. Как отмечает ряд исследователей (Р.И. Жуковская, З.Г. Нечаева, Т.А. Маркова), гораздо важнее, чтобы у детей возникли эмоции и чувства, которые послужат основой дальнейшего развития патриотизма.

Таким образом, понятие патриотизма включает в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты, которые реализуются в социальной сфере и окружающей природной среде. При этом важно, что для дошкольников ведущим является эмоциональный компонент.

На каждом возрастном этапе патриотическое воспитание имеет свои особенности. Как мы знаем, маленьким детям еще не доступно понятие Родины, но именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребенка Родина – это мама, близкие люди, дом, где он живет, двор, где играет, детский сад с воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит его осознание окружающего мира, формирование патриотизма.

 Патриотизм ребенка дошкольного возраста определяется, как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него сострадания, сочувствия, чувства собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира. В период старшего школьного возраста развиваются высокие социальные мотивы и благородные чувства. В этот период начинают развиваться те чувства и черты характера, которые связывают его со своим народом, страной. Корни этого – в языке, который усваивает ребенок в песнях, музыке, играх, художественных произведениях и, конечно, в общении.

Дошкольный возраст – стартовый период для формирования всех высоких человеческих качеств. Наиболее глубоко проблему патриотического воспитания у детей школьного возраста исследовала С.А. Козлова, которая определила условия и средства патриотического воспитания детей школьного возраста. Одним из важных условий развития патриотических чувств ребенка она считает создание определенной обстановки вокруг него. Основными средствами воспитания патриотизма С.А. Козлова считает художественное слово, музыку, изобразительное искусство, так как они помогают детям эмоционально воспринимать окружающее. Через эти выразительные средства ребята получают эмоциональные впечатления, могут радоваться или печалиться, ощущать свою причастность к героизму. Музыка помогает воспринимать то, что нельзя непосредственно наблюдать в жизни, а также по-новому представлять хорошо знакомое.

Психологи определяют основной чертой детей  дошкольного возраста их эмоциональность, в связи с чем, эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма. Богатым эмоциональным воздействием обладает музыка. Невозможно переоценить ее роль в патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выразить свои эмоции и отношение к родному краю помогает обстановка праздников и развлечений, которые подразумевают обязательное музыкальное сопровождение. Помимо этого, формирование коллективизма, любви к своему дому, бережного отношения к природе происходит и на музыкальных занятиях.

На этапе школьного детства наиболее яркие выразительные средства ребенок различает с помощью формирующихся в данный период возможностей: движение, слово, игра и т.д. Следовательно, процесс воспитания патриотических чувств должно осуществляться посредством всех видов деятельности. Преимуществом здесь пользуется слушание музыки, ведь прежде чем исполнить песню или танец, ребенок должен услышать музыку. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку музыки, начинает различать народную, классическую и современную музыку, а также различные ее стили. У детей дошкольного возраста с приобретением жизненного опыта и опыта слушания музыки, восприятие музыки порождает более разнообразные впечатления.

Сила воздействия на школьника произведений искусства, музыки и творчества возрастает, если знакомство с ними происходит в процессе  собственной творческой деятельности ребенка. Исходя из этого, при работе с детьми необходимо, чтобы они были не только слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т. п. Важно также привлекать кольников к подготовке и организации развлечений и праздников.

Основным видом деятельности дошкольников является игра. Она помогает обрести социальный опыт, укрепить нравственные качества, усвоить этические и моральные нормы. Музыкальные занятия, проведенные в игровой форме, постепенно способствуют формированию высоконравственных чувств, мыслей, идеалов и убеждений, то есть всего того, что включено в емкое понятие патриотизма.

Психологи также отмечают чрезвычайную любознательность школьников. Именно поэтому в данном возрасте важно не только познавать окружающий мир, но и развивать творческие способности каждого ребенка. Вовлечение детей школьного возраста в различные виды деятельности (познавательной и творческой), мы способствует расширению и обогащению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Педагоги и психологи отмечают, что музыка способна вызывать активные действия ребенка. Ребенок выделяет музыку из всех звуков, сосредотачивает на ней свое внимание, выражает свои эмоции движениями или действиями.

Дети школьного возраста способны активно воспринимать ритм, реагировать на него. Ритм влияет на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми различные музыкальные жанры. Это способствует формированию мотивированной оценки музыкальных произведений. В музыкально - ритмической деятельности школьники осваивают различные движения и способы их исполнения, что требует специальных знаний о выразительности игрового образа, его зависимости от характера музыки. Дети узнают названия танцевальных шагов, усваивают названия танцев, что приобщает их к национальной и мировой культуре.

Дети проявляют склонности к определенным видам музыкальной деятельности. Важно заметить и развить у каждого ребенка стремление к общению с музыкой в том виде музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются наиболее полно.

Для детей школьного возраста характерна склонность к различным видам творчества. В этом возрасте проявляются их, таланты, способности, возможности. Исследования показывают, что дети школьного возраста легко откликаются на различные творческие задания. Они могут импровизировать на заданный или придуманный ими самими словесный образ, могут создавать ритмические и мелодические импровизации на музыкальных инструментах, любят рисовать и лепить.

Наряду с игровой деятельностью, дети дошкольного возраста чрезвычайно восприимчивы к сказке. Сказочные образы сопровождают ребенка с рождения. Большинство из них наполнены народностью, патриотизмом, добром, юмором. Педагогическая практика доказывает огромный воспитательный потенциал этого вида творчества.

Особенностью детского школьного периода является крайняя восприимчивость к доброжелательной, комфортной обстановке проведения игр и занятий, поскольку это в первую очередь затрагивает эмоционально-психологическую сферу ребенка. Игра используется естественным образом во всех видах музыкальной деятельности, что создает комфортный психологический климат педагогического воздействия.

Эмоциональное воздействие окружающей обстановки активно содействует воспитанию, так как соответствует замыслу и содержанию проводимого мероприятия. Например, сказка обязательно должна переживаться детьми, чтобы впечатления от нее сохранялись как можно дольше.

На ступени школьного детства важно накапливать опыт восприя­тия и проявления эмоционально-оценочного отношения к шедев­рам мировой культуры. Глубоко постигая язык музыки, ребенок постигает выразительный смысл про­изведений других искусств. При этом язык других искусств постигается через эмоцию, переживание, чув­ственный образ. В результате ребенок неравнодушно и эмоционально-оценочно постигает мир.

О.П. Радынова предлагает использовать также метод контрастных сопоставлений произведений, который позволяет за­интересовать детей, активизируя эмоциональную от­зывчивость, художественно-образное мышление, воображение. В дошкольном возрасте контрастные сопоставления наибо­лее отчетливы. В более старшем возрасте применяются контрастные сопоставления произведений с постепенным уменьшением контра­стности образов. Контрастное сопоставление произведений способствует про­явлению и выражению эмоционально-оценочного отношения ре­бенка к искусству.

В период школьного детства О.П. Радынова рекомендует использовать метод моторно-двигательного уподобления эмоционально-образному содержанию музыки (мелкая моторика рук, дирижерский жест, ритмо-пластика, образные и танцевальные движения). Это метод побуждает детей к «экспериментированию» (Н.Н. Поддьяков), передаче харак­тера музыки в каждый момент ее звучания, является универсальным и действенным средством развития эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, творческого воображения ребенка. Этот творческий метод удовлет­воряет потребность ребенка в движениях, способствует увлеченнос­ти, положительному эмоционально-оценочному отношению к му­зыке, глубине ее восприятия, развитию творческой активности.

Комплексным методом, применять который можно в работе со школьниками разного возраста, является метод полихудожественного уподобления характеру музыки. Метод позволяет ребенку осознать выразительную роль средств языка разных ис­кусств — живописи, художественного слова, театра, пантомимы, балета. Сравнение музыкального произведения с картиной (двумя или несколькими картинами) в плане общности или различия вы­раженных в них настроений (и, наоборот, картины с нескольки­ми музыкальными произведениями), музыкального произведения со стихотворениями по эмоциональным признакам, использование различных инсценировок и театрализованных игр (сопровождаю­щихся классической музыкой), творческих ритмо-пластических им­провизаций, способствуют образованию у детей обобщенных синестезийных представлений о выразительных возможностях искусств, углубляющих их восприятие.

В результате занятий, удовлетворяющих приведенным выше педагогическим условиям, ребенок постепенно научится определять настроение окружающих, владеть своими чувствами, постепенно подойдет к пониманию своего места в семье, к осознанию себя как патриота своей Родины, своей культуры, языка, традиций. Чувство патриотизма воспитывается у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об общественной жизни страны, ее наследии, труде людей, природе.  Любовь детей к Родине носит ярко выраженный характер, она действует на их чувства.

Музыкальное искусство способно широко и глубоко проникать в самую суть человека: не только в воображение и чувства, но в мысли и волю.

Таким образом, музыкальное искусство – это источник развития эмоциональной сферы школьника, возможность проявления его творческого потенциала, развития фантазии и воображения. Следуя от музыкального занятия, развлечения, праздника к самостоятельным музыкальным проявлениям, ребенок реализует свои внутренние музыкальные потребности, совершенствует музыкальные способности, формирует личностные качества (уверенность в себе, доброжелательность, толерантность по отношению к другим участникам педагогического процесса, лидерские качества), адаптируется к социальным нормам, воспитывает эстетический вкус, формирует общую культуру. Включение музыкального искусства в жизнь школьников – это необходимое условие развития гармоничной личности, обогащения духовной и нравственной культуры каждого ребенка.