картотека беседы профилактика травматизма

Еремеева Юлия Леонидовна

Картотека бесед

«Профилактика травматизма»

 

image

 

Еремеева Ю.Л.

2020 год

 

 

 

 

№1  «Гололед»

№2  «Осторожно! Сосульки (снег с крыш)»

№3  «Как песок может стать опасным»

№4  «Кошка и собака - наши соседи»

№5  «Как был наказан любопытный язычок»

№6  «Мы идем на экскурсию (пешая)»

№7  «Ура! Мы едем на экскурсию (на автобусе)»

№8  «Дежурство по столовой»

№9  «Как вести себя в жару»

№10  «Зимой на горке»

№11  «Мы любим трудиться»

№12  «Правила поведения на участке д/с во время прогулки»

№13  «Насекомые - польза и вред»

№14  «Как вести себя во время проведения подвижных игр»

№15  «Осторожно - растения и грибы на участке д/сада»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа №1 Тема: «Гололед»

 

Цель: знать правила безопасности в зимнее время - в гололед;

           уметь по картинкам определять опасную ситуацию;

           описывать ее, и правила, которые надо соблюдать, чтобы не получить

          травму и не  погибнуть.

 

Материал: картинки – знаки с изображением гололедицы.

Ход беседы:

  1. Воспитатель читает детям стихотворение «Гололед»:

 

      Подморозило с утра,

Нет вчерашнего тепла,

На дорогах гололед,

И машины все несет.

Тротуары, как каток,

Сделать бы еще шажок,

Но подошва подвела-

Очень скользкая она.

Сколько бед от гололеда!

Есть для дворников работа-

Соль насыпать и песок,

Чтоб пройти прохожий мог.

 

 

  1. Беседа о гололеде. Объяснение слова «гололед».

       3.  Вопросы к детям:

      -Какая зимняя погода способствует образованию гололеда?

-Почему в гололед происходит много аварий на дорогах?

-Почему в гололед люди часто получают травмы?

-Как обезопасить себя в гололед?

-Какие дорожные службы и как помогают людям в гололед?

4.  Рассматривание картин - знаков гололедицы, предложить детям определить, о чем предупреждает знак, и что не надо делать, как предупредить получение травмы зимой в гололед?

 

 

 Запомнить правила:

 

  • не толкаться, не бегать, не играть на скользкой дороге,

 не подставлять подножки товарищам, не бороться, идти осторожно, не кататься;

  • если кто-то упал, помочь подняться, звать на помощь взрослого!

 

5.Задание:

 

  На улице - помочь дворнику посыпать скользкие дорожки песком.

 

 

 

 

 

 

 

Беседа №2.  Тема: «Осторожно сосульки /снег с крыши/»

Цели: дать знания о том, что сосульки могут быть опасны для человека (если упадут с крыши - травма и вспомнить, если облизывать или есть их - ангина);

учить уберечься от сосулек в конце зимы - начале весны, подчиняться правилам безопасности, уметь предвидеть опасность.

 

Материал: иллюстрации «Капель», логическая картина «Как Вася заболел?»

 

Ход беседы:

 

1.Отгадайте!                           

 Я прозрачна, как хрусталь,

                                                     С крыши я зимой свисаю.

Только очень, очень жаль,

                                                     Что в тепле я быстро таю.

                                        (Сосулька)

 

2.Рассматривание сюжетных картин и беседа по ним.

 

Попросить рассмотреть картинки и рассказать, что на них изображено.

Обсудить с детьми, чем может быть опасна та или иная ситуация.

Чем опасны сосулька или обледенелые комья снега, которые сбрасывают с крыши?

А как поступить правильно, как можно оградить себя от опасности?

Попросить детей вспомнить случаи из жизни, когда кто - либо пострадал в подобных ситуациях.

 

 

 

Попросить детей подумать, какие меры предосторожности можно принять, чтобы предупредить окружающих об опасных зонах.

Вместе прийти к выводу, что такие зоны необходимо оградить.

Придумать различные виды ограждений: веревка с красными флажками,  деревянные или металлические заграждения, щиты или заборы.

 

ПРАВИЛА! Напомнить детям, что ни в коем случае нельзя:

 

  • Играть там, где с крыши свисают сосульки или может упасть снег!
  • Подходить и трогать свисающие сосульки!
  • Нельзя сосать и есть сосульки!
  • Не кидайся сосулькой или снегом!
  • Будь внимательным и наблюдательным!
  • Умей заранее предвидеть опасность и избегать ее!
  • Помимо собственной безопасности, заботиться о безопасности других

  (например, взять за руку и отвести подальше от опасного места малышей)!

 

3.Напоминание детям о том, что нельзя облизывать и есть сосульки.

 

 

 

 

 

 

С крыши свесилась сосулька,

С виду вкусный леденец!

Заработает ангину.

Если съест ее глупец!

 

4. Игра на развитие общей моторики «Сосулька»

 

Вниз головой висит сосулька,      Руки опущены вниз, пальцы рук смыкают 

                                                         домиком.

От солнца насморк у нее.              трогают себя за нос.

То от тепла она заплачет,              собирают «слезы» в ладонь.

То платьице ушьет свое.                проводят руками по телу сверху вниз, 

                                                         горизонтальным движением «обрезают» длину.

Придет мороз- заледенеет,            обнимают себя руками, дрожат

Немного за ночь подрастет,           руки вытягивают вверх, встают на носочки

Окрепнет телом, потолстеет,         руки округляют по бокам.

Тяжелой станет-  упадет.               приседают.

 

5.Задание:

 

  На улице - помочь дворнику посыпать скользкие дорожки песком.

 

 

Беседа №3.Тема: «Не ешь снег и сосульки!»

Цели: дать знания о том, что сосульки снег могут быть опасны для человека (если упадут с крыши - травма, если облизывать или есть их - ангина);

 

Материал:  логическая картина «Как Вася заболел?»

 

Ход беседы:

 

1.Беседа

 

- Что значит быть здоровым? (значит быть сильным, бодрым, энергичным, не болеть)

- Как мы должны заботиться о своем здоровье?

(закаляться, гимнастика».

 

2. Чтение рассказа «Гимнастика и простуда» (Т.А.Шорыгина «Беседы о здоровье», с.4)

 

3.Рассматривание сюжетных картин и беседа по ним.

 

Попросить рассмотреть логическую картину «Как Вася заболел?»

- Как вы думаете, ребята, почему заболел Вася

 

4.Обыгрывание проблемных ситуаций:

5. Чтение стихотворений:

Я вам расскажу, ребята,

Умные школьники и дошколята

 

 

 

 

Здоровье свое всегда берегут,

Снег и сосульки в рот не берут!

С крыши свесилась сосулька,

С виду вкусный леденец!

Заработает ангину.

Если съест ее глупец!

6.Опыт со снегом (сосулькой)

( побудить ребенка дать оценку опытнической деятельности и самостоятельно сделать вывод)

 

Растопить снег (сосульку), процедить через ватный или марлевый фильтр.

 

 

Беседа №4 Тема: « Как песок может стать опасным»

Цель: показать ребенку игры с песком и предупредить его, что играть с ним небезопасно: нужно быть внимательным и следить, чтобы песок не попал в глаза, рот, нос, одежду, голову.

Материал: 2 куклы - Неумейки, доктор Айболит, игрушки и пособия для

                     игры с песком.

Ход беседы:

Приходят 2 куклы - Неумейки. Играют с песком и все время балуются: кидаются  друг в друга  песком и попадают в глаза (Приходится обращаться  к доктору Айболиту и лечить их); копают ямку слишком резво и попадают на голову и пачкают волосы - приходится мыть; захотели посмотреть, как течет сухой песок, поднимали руки слишком высоко и попали песком в рот, в нос (а в песке могут жить микробы - можно заболеть или задохнуться),  запачкали одежду друг друга - вся одежда в песке, грязная.

И другие ситуации.

 

Дети обсуждают каждый раз ситуацию и делают выводы (учат Неумеек)– как надо правильно вести себя, чтобы не приключилась беда,  и запоминают

ПРАВИЛА:

 

  • Не кидаться  песком, не разбрасывать его, играть осторожно, не поднимать руки с песком высоко, надо копать и строить из песка спокойно, аккуратно, не толкаться в песочнице и возле песочницы, не разбрасывать игрушки и пособия для игр с песком, пользоваться ими бережно.

 

  • Ни в коем случае не три грязными (после игр с песком) руками глаза, лицо, вымой сначала руки.

 А если все- таки попал песок в глаза, уши, нос или рот, вымой их быстрее водой, и обязательно скажи об этом  взрослым (воспитателю).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа №5.

Тема: «Не играй с бродячими животными

Цель: разъяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасными; учить заботиться о своей безопасности.

Материал: д/упражнение - «Как это случилось?»

Ход беседы:

1.Отгадай!:

 «Мордочка усатая, шубка полосатая, часто умывается, а с водой не знается» (Кошка).

«Гладишь - ласкается, дразнишь - кусается»

 (Собака).

2. Рассказ воспитателя:

  «Иногда, когда мы играем на участке д/сада, к нам приходят собаки или кошки. Мы, конечно же, все любим животных, заботимся о них, знаем, как с домашними животными обращаться, что они любят. Но мы не знаем, чьи эти животные. Скорее всего, они бездомные.

-А можно ли трогать, брать на руки чужих или бездомных собак и кошек? Почему?

 Да, вы правы. Нельзя! Они могут оказаться агрессивными, бешенными. Уличные кошки и собаки могут быть больны чем-то заразным. Их можно и нужно кормить, но гладить и играть с ними опасно. Тем более нельзя дразнить и мучить животных.

Важно помнить, что животные наиболее агрессивны во время еды и когда около них находятся их маленькие детеныши.

4.Обыгрывание проблемных ситуаций:

«Жалобно мяукает котенок у нашего подъезда. Что делать?»

5.Чтение стихотворения

Мяукает у дерева

Незнакомая кошка,

Налью молока

Я бедняжке немножко.

Но трогать руками

Котенка не буду,

Что мама сказала

Ведь я не забуду:

«будь добрым, сыночек,

Животных корми,

А в руки бродячих

Зверей не бери,

От них мне поверь,

Легко заразиться.

Придется в больнице

Долго лечиться!»

 

6.Запомните ПРАВИЛА!

  • Не убегайте от собаки на улице. Собаки преследуют убегающих.
  • Не гладьте незнакомых животных и не берите их на руки! Они могут оказаться больными, заразными, у них могут быть клещи или блохи или они могут неправильно среагировать на вашу ласку и  укусить без предупреждения.
  • Не смотрите пристально собаке в глаза, она может принять этот взгляд за вызов.
  • Если вы встретитесь с собакой в узком проходе или проулке, уступите ей место,

 

 

 

  • встаньте боком к собаке.
  • Не трогайте чужую кошку или собаку. Даже при хорошем отношении с твоей стороны они могут чего- то испугаться и в целях самозащиты оцарапать или укусить.
  • Не целуйте (они часто роются в земле и у них на  морде  много микробов)

  и не дразните животных (они могут терять терпение и укусить);

  • Не подходите к ним сзади.
  • Не буди спящую собаку.

7. Д/упражнение  «Как это случилось?»

Обсуждение неправильного действия ребенка и его последствия (по серии

картин).  (Дразнили собаку -  она укусила. Ребенок попал в больницу.)

 

Беседа 6  Тема: «Как был наказан любопытный язычок»

Цели: дать  детям знания о том, что железные предметы зимой очень опасны, что нельзя к ним прикасаться языком, губами и  голыми ручками;

 научить заботиться о своей безопасности, предупредить несчастный случай.

     Материал: сюжетная картина.

     Ход беседы:

1.Рассматривание и обсуждение сюжетной картины.

Объяснение, почему так случается зимой с железными предметами. Придумывание рассказов.

Показать (если это все- таки случилось),  как помочь пострадавшему (с помощью чистого пальца или носового платка, осторожно отогревать предмет рядом с языком или губами, ни в коем случае не отрывать насильно)

2.Помочь запомнить ПРАВИЛО:

  • Никогда зимой не прикасайся язычком, губами и голыми руками к железным предметам! Они приклеятся и не оторвать.  Это очень опасно для здоровья.
  • Не отрывать с силой, если несчастье все- таки с тобой  случилось.
  • Звать на помощь взрослого, если с кем- то из твоих товарищей произошло такое.

3.Проведение опыта:

  Показать на улице, как мокрая тряпочка приклеивается к  металлическому предмету и не отрывается.

 

      Беседа №7  Тема:«Идем на экскурсию (пешая экскурсия)»

Цель: дать знания о правилах безопасности во время пеших экскурсий, учить

          подчиняться требованиям безопасности.

Материал: Знаки: «Можно» (!), «Нельзя»(+).

Ход беседы:

1.Решение проблемных ситуаций с применением знаков.

  • Дети шли на экскурсию. Все шли друг за другом по-двое. Вдруг Коля увидел знакомого, и не предупредив воспитателя, побежал к нему. А в это время выехала из поворота машина. Что было дальше? (Ответы детей)

            (Знак - «Нельзя»)

  • Наша группа однажды пешком пошла на экскурсию на р. Оку. Все дружно шли, соблюдая правила поведения пешехода. Когда дошли до места, оказалось, что Вани нет. Что же произошло? Почему? Можно ли поступать так? (Знак - «Нельзя»)

2.Обсудить, как нужно и нельзя себя вести во время пешей прогулки (экскурсии). Предложить выбирать знаки.

 

 

 

 

3.Запомнить ПРАВИЛА:

  • Идти спокойно, держась за руку товарища (по-двое) за другими детьми и воспитателем.
  • Не отставать от других детей, чтобы не заблудиться, а держаться вместе;
  • Не выскакивать и не убегать без разрешения воспитателей.
  • Если ты заблудился, не поддавайся панике, не беги, куда глаза глядят.
  • Переходить дорогу только на пешеходном переходе («зебре») на зеленый свет светофора. А если нет светофора, не забудь посмотреть, нет ли машин слева, а на середине дороги - справа.
  • Никогда не переходить улицу на красный свет, даже если поблизости нет машин, дождись, когда загорится зеленый свет.
  • Нельзя идти близко с дорогой, где ездят машины и автобусы;
  • Не выбегай на мостовую за мячом или другим предметом, если они упали и покатились: ты рискуешь не заметить проезжающей машины и попасть под нее.
  • Идти только по пешеходной дорожке и  тротуару.
  • Не толкаться, не орать, не кричать по пути, не мешать прохожим;
  • Обходить стороной выезды с автостоянок, гаражей и других подобных мест: какой-нибудь автомобиль может выехать задним ходом, и его водитель не заметит теб
  • Слушаться указаний воспитателя.
  • Никогда не подходи и не садись в машину с незнакомым человеком, чтобы он ни говорил: на свете довольно часто встречаются злые люди, которые могут причинить тебе вред.

 

 

Беседа №8 Тема: «Ура! Мы едем на экскурсию! (на автобусе)»

Цель: учить правильно вести себя в транспорте, знать и подчиняться правилам

          безопасного поведения.                 

Ход беседы:

1.С/ ролевая игра «Путешествие» - с обсуждением правил поведения в автобусе.

2. Повторить с детьми ПРАВИЛА:

 

 

  • При входе в автобус и выходе из автобуса не толкайся, не выпрыгивай, не торопись, не ставь подножку, дождись своей очереди и держись за специальные поручни, смотри под ноги.
  • Не вставать с места и не передвигаться в автобусе. При резком повороте или внезапной остановке ты можешь сильно удариться об окно или сиденье;
  • Не высовывай руку или голову из окна автобуса. Проходящий мимо транспорт может задеть тебя, что вызовет серьезную  травму;
  • Не трогай  замки, не балуйся с дверными ручками, т.к. дверь внезапно может открыться, и ты на полном ходу можешь вылететь на дорогу;
  • Откинься назад и обопрись о спинку сиденья, чтобы при внезапной остановке не отбросило сильно вперед и не удариться;
  • Не отвлекай водителя и других детей разговорами;
  • Не шуми и не толкайся в автобусе, будь вежлив и спокоен;
  • Не прикасайся к рулю и не дотрагивайся до кнопок и рычагов управления.

 

 

 

 

 

 

    Беседа №9. Тема: «Дежурство по столовой»

Цель: учить детей правильно и безопасно для себя и окружающих накрывать столы; соблюдать правила безопасности при обращении с ножом, вилкой; закрепить представление об опасных предметах, об их необходимости для человека.

Материал: д/игра: «Накроем кукле стол» или «Что сначала, что потом».

 Можно использовать значки - символы: картонный лист- стол, маленькие кружки- блюдца, большие- тарелки, полоски- вилки, ножи и т.д.

Ход беседы:

1. Д/и «Накроем кукле стол» с использованием знаков- символов или кукольной посуды и обязательным обьяснением правил безопасности.

2.Чтение отрывков стихотворения (полная версия в кн. «Ребенок за столом» стр.49

 

 

 

-Мы дежурные сегодня.

Будем няне помогать,

Аккуратно и красиво

Все столы сервировать.

-Мы тарелки всем поставим

Вилки, ложки и ножи.

Не спеши, как класть, подумай,

А потом уж разложи.

-От тарелки справа нож,

Ложка рядышком лежит,

Нож от ложки отвернулся,

На тарелочку глядит.

-Ну а слева от тарелки

Нужно вилку положить.

Когда станем есть второе,

Будет с вилкой нож дружить.

 

3. Повторить с детьми ПРАВИЛА:

  • Не размахивай вилкой, ножом или другим столовым прибором;
  • Всегда бери по одному предмету и неси аккуратно;
  • Накрывая столы, не торопись, не бегай, не играй, делай все спокойно;
  • Нож  и вилку неси острием вниз;
  • Не поднимай высоко и не подноси к глазам вилку, нож;
  • Не подходи и не притрагивайся к кастрюлям и чайникам с горячей пищей;
  • Не балуйся и не играй с ножом и вилкой.
  • Накрывая столы, не отвлекайся;
  • Не мешайте дежурным накрывать столы;
  • Не бегайте, когда накрывают столы.

 

 

 

Беседа №10. Тема: «Как вести себя в жару на участке?»

Цель: учить детей без напоминания взрослых надевать головной убор (панамку, косынку и др.), закреплять умение правильно наливать воду из чайника в чашку, соблюдать правила нахождения на солнце, чтобы не перегреваться.

Материал: сюжетная картина с изображением 2 девочек - одна сидит под «грибом», а вторая загорает под палящим солнцем и получила солнечный ожог.

(Можно придумать и нарисовать другие картинки)

Ход беседы:

1.Рассматривание картины.

Вопросы к детям:

 -Что изображено на картинке?

- Кто из девочек поступил правильно? Почему?

- А что случилось со второй девочкой? Как это произошло?

- Что нужно делать теперь?

- А как мы ведем себя на улице в жару?

-Что нужно делать, чтобы не  случился солнечный удар? Солнечный ожог?

2.Составление рассказов из жизненного опыта детей.

 

 

 

3.Игра «Закончи предложение»

- Чтобы не обидеть папу,                                                     

Я одену с лентой…(шляпу).

 

Неразлучные друзья

Веревка и прищепка.

Не разлучные в жару

Я и моя …(кепка)

- Сильно солнышко печет? -

Спрашиваю маму.

Одеваю я в жару

Белую …(панамку).

 

4. Повторить с детьми ПРАВИЛА:

  • На прогулку летом обязательно надевай легкий головной убор (шляпку, косынку, кепку, панамку)
  • В жару пей больше жидкости- воды, морсов или соков!
  • Нельзя находиться долго на солнышке! Играть лучше в тени!
  • В жару носи легкую одежду, которая защитит твои плечи, спину и грудь от солнечных ожогов. Носи в жару темные очки.
  • Не бегай босиком в жару по асфальту.
  • Не увлекайся в жару подвижными играми на солнцепеке: не доводи до того, чтобы тело было мокрым от пота.
  • Если вдруг почувствуешь слабость, головокружение или подташнивание, немедленно уходи в тень и скажи воспитателю о своем самочувствии.
  • Смотри за товарищами, не перегрелись ли они, не покраснели ли лицо и тело.

Если замечаешь такое, пригласи их в тенек и скажи об этом воспитателю.

 

 

Беседа №11  Тема: «Зимой на горке»

Цель: учить детей подчиняться правилам поведения при катании с горки;

            Развивать выдержку и терпение - умение дожидаться своей очереди;

            выработать желание избегать травмоопасных ситуаций.

 

Ход беседы:

1.Беседа о зимних забавах и играх, об их пользе для здоровья.

2.Обсуждение ситуаций правильного и неправильного поведения детей на горке по иллюстрации или картине.

3.Игра (словесная) «Хорошо - плохо».

 Дети оценивают ситуации, предложенные воспитателем, и обосновывают свою оценку в процессе общего обсуждения.

3. Рассматривание санки-ледянки и обычных санок.

4.Сформировать ПРАВИЛА:

  • Кататься на горке только на санках-ледянках, а не на обычных санках;
  • Подниматься на горку только по ступенькам;
  • Не подниматься по скользкому скату горки и с боков;
  • Не кататься стоя, а только сидя;
  • Не толкать, не цепляться за товарищей;
  • Соблюдать очередность;
  • Не спрыгивать с горки;
  • Не стой на верхней площадке, а сразу садись и осмотрись;
  • Не поднимайся на горку и не катайся с игрушками и с предметами в руках;
  • Прокатился, быстрее вставай и уходи, т.к. следом за тобой скатится другой

  и может сбить тебя;

  • Не спускайся с горки, пока не встал и не ушел с дороги предыдущий ребенок;

 

 

  • Не балуйся, не борись, не подставляй ножку ни на горке, ни около горки;

 

 

  • Не сбегай по скату;
  • Не кидайся снегом в сторону горки.

     

Беседа №12. Тема: «Трудовая деятельность»

Цель: учить детей соблюдать правила безопасности при использовании предметов и инструментов  во время проведения трудовой деятельности

(лейки, тряпочки, палочки - труд в уголке природы ;

стеки, ножницы, карандаши, кисточки - ручной труд;

 грабельки, лопаточки, совочки, венички - труд в природе).

Материал: «Волшебный сундучок» с предметами и инструментами

Ход беседы:

 1.Игра с «Волшебным сундучком».

Загадать загадку о предмете. 

Обсудить полезные и опасные стороны этого предмета.

- Для чего он нужен?  

- Когда невозможно обойтись без этого предмета? 

- Чем он может быть опасен, и что делать, чтобы предотвратить травму или опасную ситуацию?

 - Как  правильно им  пользоваться?

2. Выучить пословицу: «Каждой вещи - свое место».

3. Подвести детей к мысли, что, если подчиняться правилам безопасности при использовании этих опасных предметов, они приносят много радости и польз

4. Повторить с детьми ПРАВИЛА:

  • Соблюдай осторожность при обращении с любым из этих предметов;
  • Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места;
  • Не размахивай и не тычь в лицо другим;
  • Ножницы при работе должны быть направлены от себя и находиться на уровне груди
  • Неси ножницы закрытыми, острые концы зажаты в кулаке (показ);
  • После работы ни один из этих предметов не оставляй без присмотра, убери на место;
  • Не отвлекай других, если они работают с ножницами, граблями, лопаточкой и др.;
  • Не толкайся, не отбирай у других;
  • Не бегай с опасными предметами;
  • Делай свою работу спокойно,  не  отвлекаясь!

 

     Беседа №13 Тема: «Правила поведения на участке д/сада во время прогулки»

Цель: учить детей соблюдать правила безопасного поведения на участке д/с;

           знать границы своего участка;

          напомнить об опасностях, которые подстерегают их на участке.

Материал: Иллюстрации

Ход беседы:

  1. Демонстрирует иллюстрации и (можно прочитать стихотворение об опасных предметах) и  рассказ воспитателя о должной реакции на предметы незнакомого происхождения. Воспитатель показывает пакет и спрашивает, знают ли дети, что в нем находится. Дети не знают.  Что опасного может быть в нем? Выслушать рассуждения детей.

2. Проигрывание ситуаций:

Попросить показать нескольких детей, как бы они поступили.

3.Совместное рассуждение воспитателя и детей: никогда нельзя подходить

 

 

 

 

открывать незнакомые сумки, пакеты! Там может быть взрывное устройство, отравленные предметы, опасные вещи, яды. Нужно обязательно пригласить взрослого и показать!

 

 

 

И нельзя брать пакеты и сумки у незнакомых людей!

4.Беседа (с использованием иллюстраций, стихов или загадок) о том, как себя вести правильно на участке д/сада, почему так, а не иначе нужно вести себя детям?

5.Запомнить ПРАВИЛА:

  • Выходить на участок д/с и возвращаться с прогулки нужно спокойным шагом.
  • Не подходи и не трогай незнакомые пакеты и сумки.
  • Не толкать своих товарищей, не ставить подножки, не драться, быть

  доброжелательным и  вежливым.

  • Не покидать территорию своего участка без разрешения воспитателя.
  • Не играть с острыми предметами.
  • Не бегать с игрушками и не отбирать их у других.
  • Не разбрасывать игрушки. Это нужно не только для порядка, а в целях безопасности. Так как кто- нибудь может наступить на игрушку или другой предмет, упасть и травмироваться.
  • Не кидаться  песком, землей, снегом.
  • Не подходить к собакам и кошкам.
  • Не трогать грибы и ягоды и не есть их.
  • Не ломать деревья, кусты.
  • Не махаться руками на насекомых,  не ловить и не убивать их.
  • Не подходить к незнакомым людям, если даже они зовут вас.

 

Беседа №14. Тема: «Насекомые - польза и вред»

Цель: дать знание о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.

Материал: предметные картинки с изображением  насекомых;

сюжетные картины с изображением  среды обитания этих насекомых.

Ход беседы:

1.Вопросы к детям:

- Каких насекомых вы знаете?

Когда появляются насекомые?

Где они живут?

Чем они отличаются от птиц?

Что случится, если не будет насекомых?

Чем могут быть опасны насекомые?

Как себя вести при встрече с ними?

2.Чтение стихотворения:

 

Меня ужалила пчела.

Я закричал: «Как ты могла?

Пчела в ответ: «А ты как мог

Сорвать любимый мой цветок?

Ведь он мне был ужжасно нужжен:

Я берегла его на ужжин!»

 

 

3.Подвести детей к мысли, что в природе все взаимосвязано, а жестокое и даже небрежное отношение с ней ухудшает жизнь человека. Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать.

4.Запомнить ПРАВИЛА:

 

 

 

 

Необходимо знать, как защищаться от насекомых:

 

  • Надо смазывать открытые части тела средствами (созданными специально для детей), отпугивающими насекомых!
  • Ни в коем случае не трогайте осиное гнездо!
  • Если около вас летит пчела, не машите руками, перейдите на другое место!
  • Если пчела все же ужалила, то надо удалить жало, ужаленное место протереть содовым раствором или приложить лепестки календулы.

 

 

 

  • Не ловите и не убивайте насекомых!
  • Не стойте около муравейника!

 

Беседа №15  Тема: «Как вести себя во время проведения подвижных игр?»

Цель: учить умению контролировать свое поведение: сдерживать себя и прислушиваться к мнению других, совершенствовать себя как личность через общение с людьми; учить согласовывать свои действия с действиями партнера.

Ход беседы:

1.Рассматривание сюжетных картин «Испорченная игра» (можно, используя сюжетную картину).

2.Беседа

- Почему у ребят не получилась игра?

- Что им можно посоветовать?

- Что нужно делать, чтобы научиться играть без ссор, обид и травм?

- Как вы думаете, если говорить всем вместе, перебивая друг друга, можно о чем-то договориться?

- Давайте из ваших советов мы составим правила, напишем их, и прикрепим к доске.

 

Первое правило:

  • Говорите  по- очереди, не перебивая друг друга!

- Ребята, а вам нравится, когда в игре кто-то один командует, не слушая мнения других детей? Нет? Почему?

Тогда второе правило:

  • Когда скажешь свое мнение, спроси остальных: «Вы согласны?»; «А как вы думаете?»;
  • Считайся с мнением друзей!

Третье правило:

  • Делись игрушками, не жадничай!

Четвертое правило:

  • Надо уступать друг другу, не проявлять упрямства, гордости!

Пятое правило:

  • Никогда не толкайся  и не наталкивайся на других во время игры! Смотри под ноги, будь осторожен!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 28_eksperementy_v_sredney_gruppe.docx64.11 КБ

Предварительный просмотр:

Эксперименты

в средней группе 

https://melkie.net/wp-content/uploads/2018/02/bumaga-i-stakany-600x410.jpg

Еремеева Юлия Леонидовна

2021год

«Опыты с бумагой»

Цель: исследовать свойства бумаги.

Материалы и оборудование: листы бумаги, стаканчики с водой, клей.

Ход опыта\ эксперимента:

Свойство 1. Мнется Дети сминают листы.

Вывод: бумага мнется.

Свойство 2. Прочность. Дети разрывают бумагу.

Вывод: можно разорвать, значит, она непрочная.

Свойство 3. Склеивается Дети склеивают листы бумаги.

Вывод: бумага склеивается

Свойство 4. Водопроницаемость. Листы опускают в ёмкости с водой.

Вывод: листы впитывают воду.

Свойство 5. Горение.

Ребята, мы с вами хорошо знаем правило – ты бумагу и огонь никогда один не тронь. Почему? Значит каким свойством обладает еще бумага?

Вывод: бумага горит. Вывод:. Бумага мнется, рвется, намокает, склеивается, горит

«Игра цвета» «Таинственные картинки»

Цель: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

Материалы и оборудование: цветные стекла, рабочие листы, цветные карандаши.

Ход опыта\ эксперимента: Предлагается детям посмотреть вокруг себя и назвать, какого цвета предметы они видят. Все вместе подсчитывают, сколько цветов назвали дети. Верите ли вы, что черепаха все видит только зеленым? Это действительно так. А хотели бы вы посмотреть на все вокруг глазами черепахи? Как это можно сделать? Воспитатель раздает детям зеленые стекла. Что видите? Каким вы еще хотели бы увидеть мир? Дети рассматривают предметы. Как получить цвета, если у нас нет нужных стеклышек? Дети получают новые оттенки путем наложения стекол — одно на другое.

Вывод: Если смотреть на мир через цветные стёкла, мы видим его

Дети зарисовывают «таинственные картинки» на рабочем листе.

«Все увидим, все узнаем»

Цель: познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением.

Материалы и оборудование: лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания, рабочие листы, цветные карандаши.

Ход опыта\ эксперимента: Предлагаем рассмотреть маленькую пуговицу, бусинку. Как лучше видно — глазами или с помощью этого стёклышка? В чем секрет стёклышка? (Увеличивает предметы, их лучше видно.) Этот прибор-помощник называется «лупа». Для чего человеку нужна лупа? Как вы думаете, где взрослые используют лупы? (При ремонте и изготовлении часов.)

Детям предлагается самостоятельно рассмотреть предметы

по их желанию, а потом зарисовать в рабочем листе, каков предмет на самом деле и какой он, если посмотреть через лупу.

Выводы: Через стекло лупы можно лучше разлядеть мелкие детали предметов. Стекло лупы увеличивает предметы.

«Выращиваем чудо кристаллы»

Цель: вырастить кристалл из обыкновенной соли.

Материалы и оборудование: Пол-литровая банка на две трети наполненная горячей водой. Соль. Скрепка или иголка, нитка, карандаш.

Ход опыта\ эксперимента: Готовим перенасыщенный солевой раствор, растворяя соль до тех пор, пока она уже больше не сможет растворяться.

Теперь соорудим основу для нашего будущего кристалла. Берем скрепку или иголку привязываем ниткой. Другой конец нитки прикрепите к карандашу, уложите его на горлышко банки, а нитку с крупинкой опустите в раствор. Поставьте банку в такое место, чтобы ребенок мог легко за ней наблюдать, и объясните ему, что тревожить раствор нельзя, можно лишь смотреть. Иначе ничего не выйдет.

Рост кристалла - дело не ыстрое. А можно попробовать вырастить кристаллы сахара. Вся процедура подготовки абсолютно такая же, только теперь на скрепке и нитке появятся сладкиекристаллы, которые можно будет даже попробовать.

Выводы: Из перенасыщенного раствора, соль, которая была растворена в воде, опять выкристаллизовывается.

«БОРЬБА С НАВОДНЕНИЕМ»

Цель: выяснить, все ли объекты одинаково впитывают воду.

Материалы и оборудование: вода в бутылках, прозрачные стаканы, мерные стаканчики и тарелочки, губка, ткань, клеенка, ватный диск, бумага, листы бумаги и карандаши.

Ход эксперимента: на пластиковой или деревянной поверхности располагаются капли воды, небольшие лужицы; дети ищут способ осушить их, используя разные мтериалы: бумагу, марлю, ткань, салфетки бумажные губку.

Выводы: хорошо впитывают воду бумажные салфетки, марля, ткань, вата,

хуже впитывает губка и простая бумага.

«Цветные льдинки»

Цель: Познакомить с таким свойством воды, как текучесть; познакомить с тем, что вода замерзает на холоде, в воде растворяется краска; Познакомить с разным состоянием воды;

Материалы и оборудование: акварельные краски, формочки, стаканчики с водой.

Ход опыта\ эксперимента: Ребята, давайте сделаем цветные льдинки.

Как вы считаете, как можно сделать цветной лёд? (Окрасить воду).

Перед нами лежат волшебные краски. Если их смешать друг с другом у нас получатся другие цвета. Скажите, какие краски нужно смешать, чтобы получить оранжевый (красный+жёлтый, зелёный (синая+жёлтая, фиолетовый (красный+синий? Давайте попробуем смешать цвета.

Разольём цветную водичку по формочкам или коробочкам из-под конфет.

Вывод: если заморозить цветную воду, получится разноцветные льдинки

«От чего же зависит плавучесть предметов?»

Испытание кораблей

Цель: проанализировать поведение различных тел в воде, выявить природу плавучести и её связь с плотностями погружаемых объектов.

Материалы и оборудование: металлическая пластинка, пробка, стеклянная пластинка, пластилин, чашка с водой.

Ход опыта\ эксперимента: «Тонет, не тонет» проверит кораблик металлический, из пробки и стекла, пластилина. Опускаем их в тазик с водой. Пластилин опускаем комок, затем сделаем из комка плоскодонку.

Выводы: Пластилин тяжёлый материал, но если придать ему определённую форму, то он не утонет в воде.

Большие корабли не тонут, потому что они легче воды, так как в них есть воздух. Плотность деревянных тел и пробки меньше, поэтому вода их выталкивает, а металлические и стеклянные – нет.

«Пускаем солнечные зайчики»

Цель: воспитание интереса к изучению окружающего мира.

Материалы и оборудование: зеркала.

Ход опыта\ эксперимента:

Показать детям, как пускают солнечных «зайчиков».

- Поймать зеркалом луч света и направить его в нужном направлении.

Дети пробуют пускать солнечных «зайчиков». Затем воспитатель показывает, как спрятать «зайчика» (прикрыть зеркало ладошкой). Дети пробуют спрятать «зайчика». Далее воспитатель предлагает детям поиграть с «зайчиком» в прятки и догонялки, пустить «зайчиков» в помещении, где нет яркого солнечного света.

Выводы: управлять «зайчиком», играть с ним трудно (даже от небольшого движения зеркала солнечный «зайчик» перемещается на стене на большое расстояние). Без яркого света зайчики не появляются

«Опыты с фонариком»

Цель: Расширить представление детей о свойствах известных предметов.

Материалы и оборудование: фонарики, бумага, стекло прозрачное, стекло цветное, ткань.

Ход опыта\ эксперимента:

дети прикладывают к фонарику предметы: цветные стёкла, стёкла, картон, тряпочки, ладошки.

-Через какие предметы свет проходит? А через какие предметы свет не проходит?

Выводы: Значит, свет может проникать через прозрачные предметы, а через непрозрачные предметы – не проходит.

«Расческа и тени»

Цель: дать представление о неизвестных свойствах известных вещей.

Материалы и оборудование: лампа, бумага, расчёска.

Ход опыта\ эксперимента:

Воспитатель выключает свет, включает настольную лампу, ставит расческу ребром (между листом бумаги и лампой).

- Что видите на листе бумаги? (тень от расчески)

- На что она похожа? (на палочки, деревья, забор и др)

Попробуйте подвигать расческой, отодвиньте её дальше от лампы, что происходит с тенямина листе бумаги?

Вывод: Свет "бежит" от своего источника – лампы прямо. Лучи распространяются во все направлениях. Когда расческа находится близко к лампе, лучи преломляются, и мы видим тень веером на листе бумаги. Чем дальше лампа от расчески, тем меньше угол между тенями от лучей, они становятся почти параллельными.

«Игра с тенью»

Цель: дать детям представление о тени.

Материалы и оборудование: фонарик.

Ход опыта\ эксперимента:

Свет выключен, из коробки светит луч, воспитатель преграждает луч рукой. Что видим на стене? (Тень.) Предлагает то же проделать детям. Почему образуется тень? (Рука мешает свету и не дает дойти ему до стены.). Воспитатель закрывает свет от прожектора.

-Ребята, а сейчас есть тень? (нет)

-А почему не стало тени? (нет света)

-Значит, бывает тень без света? (нет)

Воспитатель предлагает с помощью руки показать тень зайчика, собачки. Дети повторяют, делают свои фигурки. Поиграем с тенью. (дети показывают различные фигуры)

Ребята, на основе игры света и тени, люди придумали Теневой театр.

Выводы: рука не даёт пройти свету до стены, отсюда образуется тень.

«Испытание магнита»

Цель: познакомить детей с действием магнита.

Материалы и оборудование: Предметы из дерева, железа, пластмассы, бумаги, ткани, резины, магниты.

Ход опыта\ эксперимента:

Опыт: «Всё ли притягивает магнит?»

Дети берут по одному предмету, называют материал и подносят к нему магнит.

Вывод: железные предметы притягиваются, а не железные нет.

«Испытание магнита»

Цель: исследовать действует ли магнит через другие предметы.

Материалы и оборудование: магнит, стеклянный стакан с водой, скрепки, лист бумаги, ткань, пластмассовые дощечки.

Ход опыта\ эксперимента:

А может магнит действовать через другие материалы: бумагу, ткань, пластмассовую перегородку?” Дети самостоятельно проводят опыт и делают вывод.

Вывод: Магнит может притягивать через бумагу, ткань, через пластмассу, стеклянный стакан.

«Испытание магнита»

Цель: проверить детей на сообразительность.

Материалы и оборудование: скрепки, магнит, крупа (манка, пшено)

Ход опыта\ эксперимента:

Насыпать в миску крупу и закопать в нее скрепки. Как их можно быстро собрать? В ответ может быть несколько вариантов: на ощупь, просеять, или воспользоваться только что определенным свойством магнита притягивать все железное.

Выводы: можно разделить основываясь на свойстве магнитов притягивать всё железное. Скрепки хорошо притягиваются магнитом.

«Испытание магнита»

Цель: исследовать взаимодействие двух магнитов.

Материалы и оборудование: два магнита.

Ход опыта\ эксперимента:

Опыт: «Взаимодействие двух магнитов»

«А что произойдет, если поднести два магнита друг к другу?»

Дети проверяют, поднося один магнит к другому (они притягиваются). Выясняют, что произойдет, если поднести магнит другой стороной (они оттолкнутся. Один конец называется южным или положительным полюсом магнита, другой конец северным (отрицательным) полюсом магнита.

Выводы: Магниты притягиваются друг к другу разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными.

«Магнитные свойства можно передать обычному железу»

Цель: фомировать у детей знания о неживой природе.

Материалы и оборудование: магниты, скрепки.

Ход опыта\ эксперимента:

Попробуйте к сильному магниту подвесить снизу скрепку. Если поднести к ней еще одну, то окажется, что верхняя скрепка притягивает нижнюю! Попробуйте сделать

цепочку из таких висящих друг на друге скрепок.

Осторожно поднесите любую из этих скрепок к более мелким металлическим предметам, выясните, что с ними происходит. Теперь скрепка сама стала магнитом. То же самое произойдет со всеми железными предметами (гвоздиками, гайками, иголками, если они некоторое время побудут в магнитном поле. Искусственное намагничивание легко уничтожить, если просто резко стукнуть предмет.

(Вывод: магнитное поле можно создать искусственно.

«Надуваем мыльные пузыри»

Цель: научить детей пускать мыльные пузыри и познакомить с тем, что при попадении воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

Материалы и оборудование: поднос, прозрачная воронка, соломинка, палочка с колечком на конце. Мыльный раствор в емкости объемом 0,5 стакана, предмет (например, цветок).

Ход опыта\ эксперимента.

Педагог наливает в поднос мыльный раствор, кладет в середину цветок и накрывает его прозрачной воронкой. Дует в трубочку воронки и, после того как образуется пузырь, наклоняет воронку и высвобождает из-под нее пузырь.

На подносе остается цветок под мыльным колпаком. Так образуются мыльные пузыри.

Педагог объясняет, как образуются мыльные пузыри.

Предлагает детям надуть всем мыльные пузыри.

Вывод: мыльные пузыри получаются из мыльного раствора и воздуха путем надувания; при надувании пузырей мы выдыхаем воздух из себя; пузыри получаются разного размера из-за разного количества воздуха в них.

«Солнечные зайчики»

Цель: научить детей отражать свет зеркалом – пускать солнечных «зайчиков».

Материалы и оборудование: небольшие зеркала по количеству детей, источник света, фольга, блестящая посуда.

Ход опыта\ эксперимента.

Показать детям блики солнца на предметах, объяснить, что солнечный свет отражается от блестящих предметов и получаются «зайчики».

Поймать с помощью зеркала луч солнечного света и направить его в нужном направлении. Учить прятать «зайчиков» (прикрыв зеркало ладошкой, играть в прятки и догонялки на стене (использовать фольгу, посуду с глянцевым покрытием).

Предложить детям пустить «зайчиков» в помещении, где нет яркого солнечного света, объяснить почему ничего не получается (нет яркого света).

Вывод: солнечные «зайчики» - это отражение солнца от блестящей поверхности; они появляются только при ярком свете; можно пускать

солнечных «зайчиков» с помощью зеркала (фольги, блестящей посуды

«Игры с цветными стеклышками»

Цель: учить детей смотреть через цветные стеклышки и различать предметы ближайшего окружения. Выяснить зависимость увиденного через стекло от цвета стекла.

Материалы и оборудование: солнце защитные очки, стеклышки разного цвета или пластиковые листы разного цвета – по количеству детей, принадлежности для рисования.

Ход опыта\ эксперимента.

Рассмотреть окружающие детей предметы, и сказать какого они цвета; посмотреть на оконное стекло и сказать, какое оно (прозрачное, бесцветное).

Сравнить разноцветные стеклышки с оконным стеклом.

Посмотреть на окружающие предметы через стекла, и определить какого цвета стали эти предметы.

Предложить детям из цветных стекол выложить панно и зарисовать его на альбомных листочках.

Вывод: если смотреть через цветное стеклышко на окружающие предметы, то они будут такого цвета, какого цвета стекло.

«Опыты с бумагой»

Цель: формировать представления о бумаге и её свойствах

Материалы и оборудование: стаканы с водой, лист бумаги.

Ход опыта\ эксперимента:

Давайте проведём опыт и узнаем, насколько сильной может быть бумага. Берем две опоры, в нашем случае это два стакана с водой. Располагаем сверху лист бумаги, чтобы получился мостик, и посередине ставим какую-нибудь фигурку. Что происходит с фигуркой? Она падает.

Теперь берем бумагу и складываем ее гармошкой. Гармошку кладем на Подобные конструкции, только в виде арок, использовались в строительстве еще с древних времен. Они позволяют перераспределять вес, и вся постройка становится значительно устойчивее и способна выдержать колоссальную нагрузку. Какой вывод сделаем?

Вывод: Если бумага сложена гармошкой, то она сильнее.

«Свойство воды»

Какую форму принимает вода?

Цель: формировать у детей знания о свойствах воды, что она не имеет форму.

Материалы и оборудование: бутылочки, баночки разной формы, с разным размером горлышка. Ложечки пипетки, стаканчики. Воронки.

Ход опыта\ эксперимента:

Пусть дети нальют её в ёмкость разной формы и разного размера спомощью разных средств: воронок, пипеток, трубочек, шприцев, мензурок. Вспомните с детьми, где и как разливаются лужи.

Вывод: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.

«Секретное письмо»

Цель: формирование интереса к изучению свост предметов.

Материалы и оборудование: бумага, молоко (лимонный сок, уксус).

Ход опыта\ эксперимента:

На чистом листе бумаги сделать рисунок или надпись молоком, лимонным соком или уксусом. Затем лист бумаги нужно нагреть (на батарее) и вы увидите, как невидимое превращается в видимое.

Вывод: Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное письмо можно будет прочитать.

«Чудесная лупа»

Цель: формировать у детей знания о живой и неживой природе.

Материалы и оборудование: стеклянная банка, пищевая плёнка, вода.

Ход. опыта\ эксперимента:

Если вам понадобилось разглядеть какое либо маленькое существо (муху, камара, паука, сделать это очень просто. Посадите насекомое в трёхлитровую банку. Сверху затяните пищевой плёнкой так, чтобы в середине образовалось углубление. В углубление налейте воды. У вас получилась чудесная лупа, сквозь которую можно рассмотреть мельчайшие детали.

Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.

Вывод: слой воды и стекла работают как лупа. Зрительно увеличивают предметы.