Ковролинография как средство познавательного и речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Часть 2

Тарасова Татьяна Геннадьевна

Из опыта работы по использованию метода ковролинографии, я убедилась, что:

- обеспечивает поддержание интереса к познавательной деятельности;

- способствует тому, что дети учатся сами думать, творить, с интересом включаться в игровые ситуации познания, а затем переносят в самостоятельное использование пособий для закрепления (игровые планшеты). Заметила, что дети с помощью ковролинографии не столько познают, сколько закрепляют знания об окружающей действительности, так как малыши познают окружающий мир через непосредственное восприятие мира ближайшего окружения. Дети переносят действия на коврограф и тем самым закрепляют полученные знания, замещая реальные предметы на детали (элементы) коврографа, проговаривают отрывки сказок, отвечают на вопросы…

Именно метод ковролинографии позволяет использовать игровые развивающие ситуации, создавать ситуации общения, так как даёт возможность обыграть их или смоделировать на коврографе, позволяет включить детей не просто к пассивному участию, где преобладает активность взрослого, а даёт возможность отталкиваться от активности ребёнка: они прикрепляют, перемещают, выкладывают, им нравиться манипулировать с элементами коврографа, они говорят, тем самым закрепляем и развиваем речь ребёнка во всех направлениях.

Для детских игр и занятий ковролинограф удобен по нескольким причинам:

- пособия привлекают внимание детей своей яркостью, мобильностью, простотой в использовании, разнообразием содержания, и позволяют удерживать интерес детей на долгое время;

- для активных малышей с пока еще не совершенными движениями очень удобно и важно, чтобы то, что они сделали, не ломалось от нечаянного движения;

- дети могут самостоятельно действовать с элементами ковролинографа.

Какие же задачи мы решаем, используя этот метод?

-закрепляются и расширяются представления об окружающем мире (предметном, объектном) посредством обследования, сериации, классификации, обобщения, ориентировки на плоскости и т. д;

- обогащается активный и пассивный словарь детей,

- учатся задавать и отвечать на вопросы в условиях наглядно-представленной ситуации, что способствует речевой активности детей.

- обеспечивается активность детей, поддерживается внимание и интерес на долгое время.

В предыдущей публикации было сказано об этапах внедрения метода ковролинографии в работу с детьми 3-4 лет.

Сейчас я хочу подробнее остановиться на непосредственной работе с детьми.

Для работы с детьми младшего возраста эффективен прием сюжетно-тематического планирования. В этом случае образовательный процесс строится вокруг конкретных игровых персонажей, определяющих на некоторый отрезок времени «сюжет» и содержание детской жизни. Планируемые образовательные ситуации, занятия, свободное общение включаются в сюжетную линию, которую «ведет» игровой персонаж.

Первый, кто поселился на коврографе, это Шустрик: забавный быстрый активный веселый сказочный игровой персонаж. Шустрик помогает нам с детьми решать проблемы, придумывать истории, узнавать новое. Помогает раскладывать детали, он часто что-либо не знает и путает нас, и мы с детьми учим его.

 

Так как наша группа называется "Одуванчики", поэтому и Шустрик - наш маленький одуванчик.

Шустрик инициатор всех интересных событий, игровых проблем, дети с интересом и активно включаются в игровые ситуации: разговаривают с ним, экспериментируют и наблюдают.

Особенно детям нравится играть в сказки на коврографе вместе с Шустриком. Сначала малыши знакомятся со сказкой, а потом обыгрывают на коврографе или на планшетах, это развивает память, речь, сенсорику, моторику. Для этого я изготовила серию Фетросказок.

     

Дети не просто рассказывают и пересказывают сказки, но и сочиняют свои небольшие истории, дополняют новыми элементами и в этом нам тоже помогает метод ковролинографии, и Шустрик, которому дети рассказывают свои истории.

В планировании использую ситуационнный подход. Основной единицей педагогического процесса является образовательная ситуация, т. е такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития и воспитания.

С помощью ковролина провожу игровые образовательные ситуации по всем разделам: по формированию сенсорных эталонов (дидактические игры «Сделай по образцу», «Что ещё такой же формы» и др., по ознакомлению с предметным миром и миром природы, по развитию речи («Кто что ест», «Чьи детки» и др.). Причем все это происходит динамично и наглядно, что очень привлекает внимание малышей.

 

Огромную роль играет ковролинография при ознакомлении с предметным миром и миром природы. Мы можем моделировать различные игровые ситуации, которые происходят в мире природы, при смене времен года.

На ковролине также можно отразить реальные пространственные отношения между предметами. Ребенку дошкольного возраста понять это трудно, но этому помогают дидактические игры на ковролине.

 

Все эти дидактические пособия несомненно влияют на развитие речи детей: пополняется пассивный словарь, обогащается активный словарь, дети отвечают на вопросы, повторяют слова.

Включение новых предметов, деталей, их рассматривание позволяет многократно повторять образовательные ситуации с некоторыми изменениями и усложнениями, это делается для расширения, обогащения, закрепления знаний детьми.