Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников

Абалян Аида Владимировна

Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни вашего ребенка. Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения во многом определяется уровнем его речевого развития.

Среди некоторых родителей часто бытует мнение, что если ребенок знает цифры, название букв и немного их пишет, то это означает, что он готов к школе. Надо помнить, что, помимо этих знаний, есть нечто важное, что подчас упускают взрослые в работе по подготовке детей к школе. Каждому дошкольнику к началу занятий в первом классе необходимо обладать достаточным уровнем развития речи.

Существуют критерии готовности к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их. И также ниже приведены некоторые игры и упражнения для работы с детьми в домашних условиях. Их можно отрабатывать не только дома, но и на прогулке, по дороге в детский сад или домой, в магазине и т.д.

1. Сформированность звуковой стороны речи

Ребенок правильно произносит все звуки родного языка.

2. Хорошо развита мелкая моторика

- Правильно держать ручку, карандаш, кисточку.

- Уметь чертить прямую линию.

- Штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры.

- Рисовать отдельные предметов, а так же объединять их единым содержанием.

- Передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.

Для развития мелкой моторики используем пальчиковую гимнастику, изготовление аппликаций, лепку, плетение, вырезание ножницами, графические упражнения (штриховка), нанизывание бус, бисероплетение, собирание пазлов, мозаики. Полезно развязывать узелки на шнурках, раскрашивать и рисовать.

3. Сформированность фонематических процессов

Уметь различать звуки на слух. Владеть навыками звукового анализа и синтеза: уметь слышать и выделять первый и последний звук в слове, определять позицию звука в слове (начало, середина, конец); определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим; называть слова с заданным звуком; уметь составлять слоги и слова из звуков;

- Произнесите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять руку), когда услышит заданный звук. Например: «Хлопни в ладоши, когда услышишь в слове звук [Р]». Так можно «играть» с любым звуком речи.

- Попросите вспомнить и назвать предметы, окружающие ребенка (на улице, в комнате, магазине, детском саду), начинающиеся на звук [Ш] (или любой другой звук).

- Предложите самостоятельно придумать 5-7 слов, начинающихся на заданный звук.

- «Где спрятался звук?». Ребенок должен определить приблизительное место звука в слове: в  начале, середине, конце. Например: «Где спрятался звук [С] в слове «санки» (в начале), в слове «миска» (в середине), в слове «нос» (в конце)».

 - «Угадай слово». Родители предлагают ребенку угадать слово, которое они произносят по отдельным звукам, делая между ними в произнесении паузу. Например: [с] - [л] –[о] –[ н].

4. Иметь хороший словарный запас

а) Важно знать следующие лексические темы:

- человек, части тела;

- геометрические фигуры;

- овощи;

- фрукты;

- грибы;

- ягоды;

- деревья;

- цветы;

- одежда, обувь, головные уборы;

- семья;

- посуда;

- продукты питания;

- мебель;

- животные (дикие, домашние, севера и жарких стран);

- детеныши животных и птиц;

- птицы (перелетные, зимующие, домашние);

- транспорт, правила дорожного движения;

- профессии;

- времена года, название месяцев.

Правильно, чтобы ребенок мог ответить не только на вопрос: «Какие фрукты (овощи, мебель…) ты знаешь?», но и «Что такое яблоко (клубника, сапоги...)?» (яблоко - это фрукт, клубника - это ягода и т.д.)

«Назови одним словом»

Корова, лошадь, собака, кошка (платье, майка, шорты, свитер и т.п.)

Игра «Нужно – не нужно»

Я хочу посадить огород. Какие овощи будем выращивать, картошка нужна? - Да. Слива нужна? - Нет.

(Я хочу посадить сад, купить в магазине себе обувь и т.д.)

 «Магазин посуды»

Посуда для хлеба-хлебница, посуда для масла - маслёнка, посуда для соли - солонка, посуда для сахара - сахарница.

б) Хорошо развит глагольный словарь.

«Кто какой голос подает?»

Собака - лает, петух - кукарекает, лягушка - квакает…

«Кто как передвигается?»

Змея - ползает, заяц - прыгает, муха - летает…

«Кто чем занимается?»

Врач - лечит, учитель - учит, портной - шьет и т.п.

«Что происходит в природе»

Солнце - светит, ручьи - журчат…

«Как движется транспорт?»

Машина - едет, самолет - летит, корабль - плывет…

в) Необходимо, чтобы ребенок умел пользоваться словарем прилагательных.

Знал:

- цвета и оттенки;

- прилагательные вкуса (сладкий, кислый, горький, соленый..);

- прилагательные, связанные с настроением (грустный, печальный, веселый, усталый…);

- относительные прилагательные (апельсиновый, деревянный, пассажирский..);

- притяжательные прилагательные (лисья голова, собачий хвост, заячьи уши, мамина кофта, папина машина…);

«Лови, бросай-цвета называй»

Взрослый бросает мяч ребенку, называя прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному (красный - мак, флаг; желтый - лимон, цыпленок..)

«Скажи какой»

Апельсин-круглый, оранжевый, сочный, сладкий, вкусный…

5. Сформированность грамматического строя речи

Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения:

- образовывать прилагательное от существительного;

- правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- изменять существительные по числам и падежам;

- изменять глаголы по родам и числам;

- согласовывать числительные и прилагательные с существительными.

«Приготовим сок. Какой сок?» (варенье, сок из апельсина-апельсиновый, из яблок - яблочный и т.д.

 «Мой, моя, моё»

Уважаемые родители!

  1. При общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните
  2. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно - ласкательными суффиксами - всё это тормозит речевое развитие.
  3. Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над ребёнком, самое лучшее – тактично поправить то или иное слово. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, чётко, не спеша».

 

Удачи вам и терпения!