Дети с РАС в группе ЗПР: проблемы и пути решения.

Цымбалова Евгения Геннадьевна

В последнее время в России уделяется особое внимание реабилитации и образованию детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с расстройствами аутистического спектра составляют среди них многочисленную группу.

По данным из различных источников, на 2021г количество детей с РАС составляет  от 1/80 до 1/100. А это значит, что проблемные ситуации, связанные с интеграцией таких детей в дошкольные образовательные учреждения, должны быть решены в кратчайшие сроки.  На сегодняшний день нередки ситуации, когда  группу компенсирующей направленности детского дошкольного образовательного учреждения наряду с детьми ЗПР посещают дети с расстройством аутистического спектра. Хочется рассмотреть некоторые грани данного обстоятельства и обозначить наиболее острые углы.

Итак, поступает ли ребенок с РАС в группу ЗПР, потому что у него задержка психического развития, или потому что на комиссии сложно выявить актуальный потенциал его развития ввиду поведенческих особенностей ребенка?

Да, конечно, у таких детей, имеющих трудности с общением, социализацией, коммуникацией в целом, не может не быть задержки. В некотором смысле здесь можно привести сравнение с так называемой педагогической запущенностью.  Насколько возможно на комиссии увидеть и понять всю глубину потенциала такого ребенка? Насколько компетентны специалисты ПМПК в вопросах, касающихся детей с РАС?

Часто случается, что дети с РАС имеют вполне качественный уровень развития, не обнаруженный  до этого различными  специалистами - врачи и педагоги бюджетной сферы зачастую достаточно слабо ориентируются в специфике данного нарушения. Им практически неоткуда взять этот опыт. На самом деле – во всем мире люди различных профессий, занимающиеся этой проблемой (проблемой аутизма) до сих пор блуждают в потёмках. А  вопросов всё ещё больше, чем ответов.

Итак, ребенок с РАС поступает в группу коррекционной направленности для детей с ОВЗ (задержкой психического развития).

ЗПР, в данном случае, является  вторичным нарушением. Ведущий тип нарушения – это аутизм, который влияет на учебное и социальное поведение. Иными словами: не компенсировав, не скорректировав поведенческие особенности ребенка с РАС, мы не можем качественно осуществлять коррекцию задержки психического развития у данного ребенка.

Если это уместно, мы можем сравнить незрячего ребенка, имеющего  задержку психического развития, с детьми с РАС, поступающими в группу ЗПР. Олигофренопедагог (учитель-дефектолог) не сможет корректировать задержку развития такого ребенка, не освоив тифлопедагогику в полной мере.

Таким образом, у детей с РАС своя очевидная специфика развития,  что вызывает необходимость наличия определенных знаний, опыта. И очевидно, что дефектологи в ДОУ недостаточно владеют такими компетенциями. Сегодня с такими детьми наиболее успешно работают специалисты по АДК  (альтернативной и дополнительной коммуникации) и специалисты поведенческого анализа (АВА-терапия), которым необходимо получить сертификат международного уровня для допуска к работе с детьми с РАС по методике ПАП (прикладной анализ поведения).

На мой взгляд, в этой связи удачным решением могло бы стать создание малочисленных групп (до 5 человек) для детей с РАС в детских садах (не «особый ребенок»), где будут работать такие специально обученные поведенческие терапевты наряду с дефектологами.  В этом случае каждый из специалистов будет выполнять свою отдельную узкую задачу, находясь во взаимодействии и используя комплексный подход для коррекции имеющихся нарушений.

Так же детям с нарушением аутистического спектра необходима особая ППРС:

Пространство (помещение группы, кабинет для занятий) должно быть поделено на условные зоны с конкретным функциональным назначением, где в каждой отдельной зоне выполняется определенный вид деятельности. Данные зоны должны быть оборудованы соответственно. Конечно, это так же налаживание альтернативной коммуникации (общение с помощью карточек ПЭКС для невербальных детей с РАС, составление визуального расписания, организация табличек на кабинетах с фотографиями педагогов и т.п.) Так же не все специалисты владеют необходимыми знаниями и умениями в этой области. В настоящее время во многих ДОУ нашей страны отсутствуют такие специальные образовательные условия для детей с РАС. Воспитатели групп ЗПР слабо осведомлены о том, что такое РАС, наряду с олигофренопедагогами; они недостаточно владеют методами работы с детьми с данным расстройством.

В наибольшей степени интеграции и адаптации ребенка в группе детского сада препятствует, конечно, наличие у него нарушений поведения (аутоагрессия, агрессия в отношении взрослых, агрессия в отношении детей, повреждение предметов, истерики, упрямство, игнорирование требований воспитателей и правил группы, отказ от занятий, срыв занятий и другое); а так же - нарушение как экспрессивной так и импрессивной речи. Не всегда дефектологам и воспитателям ДОУ удается справляться с нарушениями поведения, типичными для этих детей (особенно опасна самоагрессия, которая может нанести вред непосредственно самому ребенку). За детьми, склонным к аутоагрессии, необходим тщательный контроль, чего, конечно, не может обеспечить воспитатель группы ЗПР, имеющий в группе одновременно от 10 до 14 детей. Тем более вероятны различные неприятные ситуации, если в группе не один, а более детей с РАС.  В данном случае, рациональнее было бы иметь меньшую наполняемость групп, как мы и обозначили выше.

Мы не можем не сказать о том, что почти все дети с РАС страдают расстройствами пищевого поведения различной степени тяжести. Таких детей ни при каких обстоятельствах нельзя заставлять есть или кормить их насильно. Уговоры так же здесь не будут продуктивны. Воспитатели группы и дефектолог оказываются в ловушке. Они имеют одного или нескольких детей в группе, которые не питаются или питаются очень скудно в течение всего дня, так как никакие правила не предусматривают возможность таким детям приносить из дома свою еду. Отсюда снова мы можем иметь негативное, нежелательное поведение голодного ребенка, сказывающееся на усталости, выгорании педагогов и на всю непосредственную образовательную деятельность в группе детского сада, где есть такие дети. Здесь тоже необходимо тщательно подходить к решению  этого вопроса.  На мой взгляд, тут можно работать в двух направлениях: 1. Разработать лояльную систему питания для особых детей. 2. Обеспечить наличие поведенческого терапевта в группе, владеющего методикой коррекции пищевого поведения у детей с РАС.

До тех пор, пока не будет осуществлена работа по внедрению в детские сады должности узких специалистов по работе с детьми с РАС и созданию малочисленных специализированных групп для детей с аутизмом, на сегодняшний день необходимо дать больше возможностей воспитателям, психологам, логопедам, дефектологам детского сада консультироваться со специалистами по АВА-терапии, психотерапевтами, неврологами, специалистами по АДК на регулярной основе, а также получить возможность изменения игровой и учебной среды.

Мы не можем не затронуть в этой связи практику тьюторства, которая начала свое существование в России. Но тут тоже все неоднозначно. Если мы имеем ребенка с легкой степенью выраженности аутизма,  ребенка с так называемым высокофункциональным аутизмом, способного к учебной деятельности ментально, тогда необходимость в тьюторстве как бы отсутствует. Но всё ещё не владеющие методиками работы с поведением детей с РАС учитель-дефектолог, воспитатели в группе детского сада остаются  с тем, о чем мы говорили выше – с неумением «подобраться» к такому ребенку, найти правильный подход, а значит, невозможностью полноценно заниматься его развитием, а так же коррекцией его когнитивной деятельности.

Еще одна немаловажная грань обозначенной нами проблемы– родители ребенка с расстройством аутистического спектра.

Часто родители ребенка с РАС надеются  на то, что их дети будут полноценно развиваться в этой среде, которая организована в группах для детей с ЗПР. Но, как мы обозначили выше,  это не так. И на эту проблему нельзя закрывать глаза.  Детей с аутизмом становится все больше. Сензитивный период безвовзвратно уходит, пока ребенок находится в саду, а родители верят в то, что это именно та среда, которая поможет ребенку скорректировать особенности развития.  И, возможно,  ребенок  с заведомо неплохим потенциалом все глубже уходит в задержку.

С моей точки зрения здесь нужно начинать решение проблемы с самого первого звена – врачей. К сожалению, нередки случаи, когда врач, обследующий ребенка с РАС, намекает или прямо предлагает оставить попытки развивать ребенка, ведь это «ни к чему не приведет», или советует «сдать его в интернат». По сути - похоронить любую возможность этого ребенка на более-менее нормальную адекватную социальную жизнь. У родителя пропадает всякая мотивация на попытки развивать своего ребенка. Хотя  спектр настолько разнообразен и его компоненты настолько разноуровневые, что никто не компетентен делать какие-либо прогнозы в этом отношении. Здесь очень важно сделать упор на этическую составляющую обучения врачей общению с родителями, методам и подходам к взаимодействия с родителями детей с особенностями развития.

Второе звено – специалисты ПМПК. Нужно создать такие условия, когда ребенок может отдельно посетить специалиста по работе с детьми с аутизмом.  Но таких ставок у нас в поликлиниках и ППМС центрах  нет. И данных специалистов в стране крайне мало. И все они - платные.

Не могу не коснуться еще одной не менее важной грани проблемы – психологическое состояние самих родителей ребенка с аутизмом. Такие родители часто плохо понимают, ЧТО происходит с их ребенком, и КАКОВ  действительный потенциал их дитя. КАК с ним работать, чем лечить, к каким специалистам обращаться, какую коррекционную работу проводить и как развивать? Самое время обратиться к психологу. Но психолог, работающий в детском саду, чаще всего является педагогом-психологом, то есть это тот специалист, который работает только с детьми. Он не работает с родителями. У него нет такой квалификации. А родителям очень нужна психологическая поддержка и конкретная помощь. И лучше -  здесь, где развивается их ребенок, где он находится ежедневно, где психолог может видеть этого ребенка в динамике, где родители являются неотъемлемой частью образовательного и, в большей степени, коррекционного процесса- в ДОУ. Получается, что зачастую вообще отсутствует командная работа и партнерские отношения специалистов ДОУ с родителями.

Приоритетной задачей, на мой взгляд, здесь может стать создание информационно-развивающей среды для родителей детей с РАС. Ресурса, куда будут выкладываться актуальные статьи, записи вебинаров, семинаров, различные мастер-классы, ссылки на актуальные конференции, связанные с вопросами развития детей с аутизмом. Так же хорошей практикой было бы создание некой библиотеки на базе ДОУ для родителей не только детей с РАС, но и всех остальных родителей. Где законные представители моли бы ознакомиться с литературой на тему развития детей в онтогенезе, различных нарушений, особенностей и работы с ними. Книги по детской психологии для родителей, различные материалы об организации  развивающей среды за пределами ДОУ для ребенка. Книги о важности и необходимости физического развития детей, о выстраивании детско-родительских отношений, границ, о ресурсах родителей особенных детей и проч.

Подводя итоги, можно сказать, что проблема развития, воспитания, коррекции детей с РАС в общеобразовательных дошкольных учреждениях очень остро стоит сегодня и решать ее необходимо комплексно, во взаимодействии со всеми специалистами, работающими в данной области, а так же родителями, как самыми главными людьми в жизни ребенка. Только комплексный подход к данному вопросу может помочь разработать правильную стратегию по социализации и адаптации таких детей и последующей интеграции  их в школьное пространство и дальнейшую взрослую жизнь.