Консультация для родителей МУЗЫКАЛЬНО — РИТМИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ И МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ РАЗВИТИЯ

Свиридова Любовь Николаевна

         Музыкальное воспитание является одним из действенных средств эмоционального, умственного, нравственного развития ребёнка. Это положение, неоспоримое в общей педагогике, является справедливым и по отношению к детям с выраженным умственным недоразвитием.

          Среди задач музыкального воспитания детей сегодня выделим развитие навыков музыкально — ритмических движений.

         Это довольно сложная задача, особенно для детей с нарушением речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата и другими нарушениями здоровья. Но, её решение способствует развитию творческой активности детей, помогает им раскрыться, снять напряжение, обрести свободу движений и восприятия.

 

Также способствует решению коррекционных задач:

для оздоровления психики:

  • воспитание уверенности в своих силах
  • выдержки
  • волевых черт характера
  • помогает ребёнку почувствовать свой успех.

для нормализации психических процессов и свойств:

  • памяти
  • внимания
  • мышления
  • регуляции процессов возбуждения и торможения.

для укрепления и тренировки двигательного аппарата:

  • развития равновесия
  • развития свободы движений
  • снятия излишнего мышечного напряжения
  • улучшения координации движений
  • развития дыхания
  • формирования двигательных навыков и умений
  • совершенствования моторики
  • совершенствования ориентировки в пространстве.

для исправления речевых недостатков:

  • невнятного произношения
  • проглатывания окончания слов
  • для стимуляции речи
  • обеспечивает тренировку слуха.

для развития социальных навыков:

  • умения жить и работать в коллективе.

Для решения этих задач используются следующие методы и приёмы:

Словесные методы:

  • объяснения (должны быть короткими, чёткими, эмоциональными)
  • указания (могут быть обращены ко всем детям или персонально)
  • вопросы (должны быть чёткими, конкретными, понятными). Вопросы побуждают мыслительную деятельность, активизируют внимание, развивают память.

Здесь приемлем метод проблемного обучения.

Практический метод или метод упражнений:

  • дети с нарушениями требуют большего количества повторений при освоении какого-либо движения или упражнения.

Наглядно — слуховые:

  • исполнение текста педагогом
  • использование шумовых музыкальных инструментов.

Наглядно — зрительные:

  • показ педагогом правильных движений
  • показ детьми, которые хорошо освоили упражнение
  • можно использовать наглядные пособия.

Тактильно — мышечные приёмы:

  • индивидуальная помощь педагога для принятия правильного положения
  • помощь педагога при исполнении того или иного движения.
  • игровые приёмы: они помогут заинтересовать детей и вызовут желание выполнить задание лучше.

              Чаще всего используется сочетание приёмов и методов:

выполнение упражнения детьми по показу взрослого (практический + наглядный);

показ и объяснение (наглядный + словесный);

объяснение и упражнение (словесный + практический);

индивидуальная помощь педагога (тактильно-мышечная наглядность + упражнение).

               В классической интерпритации музыкально — ритмические движения представляют собой основы танцевальных движений. Но в работе с детьми с особыми возможностями здоровья эта форма не очень актуальна.

              В основных требованиях к методике обучения тяжело умственно отсталых детей первым пунктом указано использование игровой формы как доминирующей. Игра рассматривается как средство обучения и коррекции.

Да и опыт показал, что для детей с ОВЗ больше подходит игровая деятельность.

Ну, а для отдыха и развлечений — это естественно.

             Игры, как обычные, так и музыкальные, делятся на сюжетные, бессюжетные и игровые упражнения.

Сюжетные игры.

Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях, средствах транспорта, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц и т.д.

Сюжет игры и правила обуславливают характер движений играющих:

  • прыгать, как зайчики
  • скакать, как лошадки и т.д.

В сюжетных играх выполняемые движения носят в основном имитационный характер.

Бессюжетные игры.

Это игры более спортивной направленности:

  • догонялки
  • соревновательные игры.

Если они проходят под музыку — это гораздо интереснее и веселее.

Игровые упражнения.

Упражнения представляют собой методически организованные двигательные действия, выполнение которых зависит от личных возможностей детей и у педагога есть возможность проследить за каждым ребёнком и, если нужно, проделать их повторно.

В игровых упражнениях, в отличии от игры, более определённо выступают задачи прямого обучения.

Педагогический эффект музыкально-ритмических движений и игр зависит от соответствия их определённой воспитательной задаче и зависят от того, какие навыки и умения педагог стремится развивать у детей в данный момент, например:

  • умение детей согласованно действовать в коллективе
  • двигаться на большой площади
  • развитие равновесия и т.д.

                Также нужно учитывать состав группы детей, их умственные и физические возможности.

Ведущая роль при проведении таких занятий принадлежит педагогу.

Естественно, весёлый, ласковый, доброжелательный тон при общении с детьми, способствует лучшему усвоению и исполнению материала. Активное, заинтересованное участие педагога создаёт хорошую эмоциональную атмосферу, активизирует действия детей.

Очень важен индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Также нужно следить, чтобы дети не переутомлялись и не перевозбуждались.

Практические советы из опыта работы.

  • ХЛОПКИ

Хлопать можно под любую музыку и различными способами.

На ладони выходят нервные окончания, связанные со всеми внутренними органами. Хлопая в ладоши, мы стимулируем работу всего организма.

  • ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

"ЧЕРЕПАХА"

Черепаха, не скучая, (расставить пальцы правой руки, кроме среднего, и опереться на стол — получатся "ноги"; средний палец согнуть — получится "голова"; левой рукой обхватить правую — "панцирь")

Час сидит за чашкой чая. (сложить ладони "ковшиком")

А куда спешить тому, (развести руки в стороны, выразив удивление)

Кто всегда в своём дому?

  • ИГРЫ ТИПА "ПОВТОРЮШКИ"

Мы похлопаем в ладошки
Раз, два, три! Раз, два, три!
И попляшут наши ножки
Раз, два, три! Раз, два, три!

  • НАПЕВАТЬ ИЛИ РЕЧЕТАТИВОМ И СОПРОВОЖДАТЬ ДВИЖЕНИЯМИ РАЗЛИЧНЫЕ СЧИТАЛОЧКИ ИЛИ ПОТЕШКИ

СТИХОТВОРЕНИЕ С ДВИЖЕНИЯМИ "ВАЛЕНКИ"

Валенки, валенки, (Выставляют на пятку одну ногу и покачивают носком)

Не велики, не маленьки. (Другой ногой)

А как раз по ноженьке (Топают ногами)

Нашему Серёженьке.

  • ИНСЦЕНИРОВКА ДВИЖЕНИЯМИ ДЕТСКИХ ПЕСЕНОК

Железновы "РАЗВИВАЛОЧКИ"

"ВЕСЁЛЫЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ"

"ДВА ВЕСЁЛЫХ ГУСЯ"

  • МУЗЫКАЛЬНО — ИГРОВАЯ ГИМНАСТИКА

Железновы "ВЕСЁЛАЯ РАЗМИНКА", "ИГРОВАЯ ГИМНАСТИКА"

Клоун ПЛЮХ "МУЗЫКАЛЬНЫЕ РАЗВИВАЙКИ"

  • АЭРОБИКА