Консультация для родителей. ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ЗНАКОМСТВО С ЗНАМЕНИТЫМИ ЛЮДЬМИ РОДНОГО ГОРОДА СЫЗРАНЬ

Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди ту землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо.

 Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края? В этом – выражение глубокой любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце, как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его природа, каким трудом заняты люди, взрослые передают детям. Это чрезвычайно важно для воспитания патриотических чувств, и активную позицию в этом должны занять педагоги дошкольных образовательных учреждений. В дошкольный период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.

 Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень ярки и сильны, и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Целью образовательного процесса в дошкольных учреждениях должно стать создание таких условий для воспитания и образования, при которых духовное, нравственное, эстетическое, патриотическое развитие дошкольников осуществлялось бы не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту.

Благодаря обращению к особенностям культуры и быта своего края, дети осознают свою принадлежность к культурно-природной среде, понимают меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение. В каждом районе, городе, поселке есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.

 Воспитатели, формирующие душу подрастающего поколения, просто обязаны воспитать поколение людей, помнящих свое родство, любящих свой родной край, оберегающих свою природу, гордящихся своими знаменитыми земляками. Помочь дошкольникам ближе познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности – в этом заключается главный смысл работы педагогов.

 Необходимо понимать, что воспитание любви к своей Родине — это сложный, долговременный, ювелирный процесс, он должен осуществляться ненавязчиво и постоянно. Подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом, сам педагог не может пробудить у детей чувство любви к родному краю. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.

 Начиная работу по воспитанию любви к родному городу, нужно продумать, о чем рассказать детям, особо выделив то, что характерно только для нашего края, доступно показать связь родного города со всей страной. Если мы хотим, чтобы дети полюбили свой родной край, необходимо показать его с привлекательной стороны, чтобы вызвать у детей чувство восхищения и гордости. Ведь не зря говорится в русской поговорке – «Знать – значит любить». Слово «патриот» в переводе с греческого означает «земляк», «соотечественник», поэтому в качестве одного из основных направлений в приобщении дошкольников к культуре и истории родного края, необходимо, на наш взгляд, использовать знакомство детей со знаменитыми людьми родного края. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие», – говорил А.С. Пушкин.