Развитие эмоционально – коммуникативной сферы дошкольников. Групповая песочная терапия.

Котова Марина

Развитие эмоционально – коммуникативной сферы дошкольников. Групповая песочная терапия.

 

Песочная терапия – современный и эффективный метод психо-коррекционной работы, как с детьми, так и с взрослыми. Индивидуальная работа на песочном поле помогает решить самые разные проблемы, разобраться со страхами, найти внутренние ресурсы для развития и продвижения. Работа в паре – родитель и ребенок или супруги – помогает увидеть, как происходит взаимодействие между людьми, кто доминирует, а кто подчиняется, есть ли столкновения интересов и т.д. 

Работая в детском саду, я обратила внимание на то, как дети взаимодействуют друг с другом  на занятиях, на прогулке или в играх. Некоторым  ребятам очень трудно договариваться с другими детьми, они не умеют делиться игрушками, не соблюдают правила игры. Часто они играют одни, не принимая в свою игру никого из сверстников, обижаются или дерутся, если к ним кто-то присоединяется.

Чем старше становятся такие дети, тем сложней им войти в контакт со сверстниками. Их поведение очень не предсказуемо. С одной стороны они играют одни и не берут к себе в компанию сверстников, с другой – они подходят и интересуются  игрой и занятиями других детей, но их или не принимают в совместную деятельность или, вступая в игру, они следуют  своим правилам, нарушая правила игры и, естественно, из игры выбывают.

Из-за такого противоречия в отношениях, появляется деструктивное поведение. Вспышки агрессии, стремление разрушить то, что создано другими, слезы, уход в себя. При этом очень часто, эти дети интеллектуально хорошо развиты, ловят на лету новый материал, могут рассказать взрослому историю или мультфильм очень подробно.

Такое противоречивое поведение говорит о нарушении социально-коммуникативных отношений, сложностях в социализации ребенка.

Песок – это то, чем ребенок играет с раннего детства. Он легко строиться и легко ломается, им легко поделиться, он для всех. В песочнице можно построить все, что душе угодно, выразить через игру любое настроение, состояние или эмоцию. Песок помогает раскрываться, открывать в себе таланты и фантазировать. Через песок можно общаться с другими детьми. В этом помогают и игрушки, и ландшафт, который создается, и история, которая сочиняется здесь и сейчас.

Песочное поле, в процессе игры, легко изменить. Изменить можно все: ландшафт, сюжет, взаимоотношение героев. Дети в мягкой форме учатся быть гибкими в принятии решений, уступать друг другу, договариваться, выражать свои эмоции.

Для развития эмоционально-коммуникативной сферы у дошкольников я использую разные подходы, один из способов работы – это работа на песочном поле с небольшой группой детей, 2 – 4 человека.

Совместная работа на песочном поле способствует:

  • Формированию эмоционального равновесия и позитивного восприятия мира;
  • Формированию позитивных коммуникативных моделей;
  • Коррекции страхов, замкнутости, агрессивности;
  • Повышению личностного потенциала ребёнка (уверенность, самостоятельность, ответственность);
  • Развитию познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения);
  • Развитию навыков общения.

Игра с группой строиться по следующей схеме: вхождение в игру, сама игра, завершающее задание и выход из игры. В каждое занятие включается несколько основных приемов:

  1. Сосредоточение на тактильных ощущениях. Помогает развитию концентрации внимания, осознанию своих чувств через ощущения в ладонях, стабилизировать эмоциональное состояние.
  2. Быть здесь и сейчас. Помогает концентрироваться на происходящем на поле, на эмоциональных ощущениях, которые возникают в процессе работы.
  3. Обратная связь. Является универсальным средством перевода поведения участников занятия с импульсивного, неосознанного уровня, на осознанный.

Разыгрывая разнообразные сюжеты на песке, дети получают опыт символического решения многих жизненных ситуаций. Учатся договариваться, помогать друг другу, говорить о том, что беспокоит, делиться своим настроением, находят друзей.

Постепенно полученные навыки дети начинают применять в реальной жизни, меняя свое поведение и меняясь сами. Снижается уровень агрессии и тревожности, стабилизируется эмоциональный фон. В свои игры они начинают привлекать других детей, и им самим легче присоединиться к игре сверстников, принять и следовать правилам.