Консультация. Игры для развития речи.

Гаденова Надежда Анатольевна

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Игры для развития речи.

 Для каждого ребенка игра является ведущей деятельностью. В игре ребёнок учится мыслить, развивает свои способности и сноровку, внимание, память, вырабатывает настойчивость и выдержку.

       Игра вызывает чувство удовлетворения, знакомит ребенка с окружающими предметами и явлениями природы, формирует его чувства, наблюдательность и речь.

      Детские игры известны с давних пор. Так, в Древней Греции в каждом городе были специальные дома для детских игр, существовали особые законы и учителя детских игр.

       Большое значение игре придавал  А.С. Макаренко: «У ребенка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь — это игра».

       Каждая игра направлена на решение разных речевых задач. Основные задачи — это воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, развитие связной речи.

Воспитание звуковой культуры речи.

1.                  Подобрать слова на заданный звук.

Например, родитель идет с ребенком в детский сад или из детского сада, предлагает: «Давай поиграем. Будем называть слова на звук А,З,В и т.д.»

2.                  Определить наличие или отсутствие данного звука в слове. Например, взрослый предлагает внимательно послушать ушками. Есть ли в слове флаг звук Ф, а есть ли звук М?

3.                  Игра «Цепочка слов».

Мама или папа называет слово, ребенок выделяет последний звук в этом слове и на этот звук вспоминает своё слово. И т.д.

Кот — тапочки — игла — арбуз...

 

Обогащение словарного запаса.

1. Существует много настольных игр в виде лото, домино на обобщение, классификацию.

Например, игра «Детское лото».

Во время игры нужно оречевлять свои действия. Взрослый берет картинку и спрашивает: «Кому нужна стрекоза?»  От ребенка нужно требовать полного ответа: «Мне нужна стрекоза».  После того как ребенок заполнил свою карточку, взрослый просит назвать одним словом данные предметы.

2.       Активизация глагольного словаря и словаря прилагательных. Обычно родители, играя с детьми, используют существительные, забывая про глаголы и прилагательные. Можно использовать картинки из игр.

Например, что делает тот или иной предмет. Тигр — спит, стоит, бежит, играет, охотится, ест, пьёт, рычит, дышит, лежит, кувыркается. Часы — висят, идут, тикают, ломаются, падают, показывают, спешат. Можно устроить соревнование, кто больше слов назовёт. Или по очереди называть глаголы, и тот кто последний назовёт слово, тот и выиграл.

Используя тот же принцип, называть прилагательные.

Кошка какая? - большая, полосатая, пушистая, игривая, смешная, длиннохвостая, усатая, быстрая, голодная, сытая, довольная.

3.       Игра «Скажи наоборот».

Черный — белый

кислый — сладкий

широкий — узкий

день — ночь

север — юг

пол — потолок

бежать — стоять

войти — выйти

отрезать — склеить