Здоровьесберегающие технологии в условиях пандемии

Титова Ольга Васильевна

Здоровьесберегающие технологии в условиях пандемии

 

В условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID- 19) сохранение здоровья наших воспитанников приобрело для нас первостепенное значение. Для того что бы, снизить распространение пандемии нужно соблюдать требования Роспотребнадзора.

Санитарно - эпидемиологическими требованиями в ДОУ являются:

- ежедневный «утренний фильтр» (термометрия, родители приходят в масках, обработка рук детей и родителей антисептиком. Обработка входных дверей и ручек, дезинфекция столов и всех поверхностей, а также мытьё игрушек дезинфицирующими средствами.

- проведение влажной уборки помещений с использованием дезинфицирующих средств, проветривание и обеззараживание воздуха, создание условий для соблюдения правил личной гигиены.

- усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на сохранение здоровья ребенка-дошкольника. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс работы детского сада.

 «Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Здоровьесберегающие технологии - это позитивные воздействия на здоровье детей путем различных оздоровительных мероприятий, которые грамотно «встроены» в общую систему функционирования ДОУ, направленные на благо здоровья детей и отвечающую единству целей и задач.

Виды здоровьесберегающих технологий:

- медико-профилактические технологии;

- физкультурно-оздоровительные технологии;

- технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов, валеологическое просвещение родителей;

- здоровьесберегающее образование детей.

Задачи здоровьесбережения: сохранение здоровья детей и повышение двигательной активности и умственной работоспособности, создание адекватных условий для развития, обучения, оздоровления детей, создание положительного эмоционального настроя и снятие психоэмоционального напряжения становление культуры здоровья педагогов.

Медико-профилактические технологии: проведение медосмотров, соблюдение режима дня, организация профилактических мероприятий, рациональное питание - включение в рацион богатых витаминами А, В, С и Д, минеральными солями (кальцием, фосфором, железом, магнием, медью, а также белком. Витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты, использование поливитаминов по 1-2 драже в день в обычных дозировках в период эпидемии гриппа и гриппоподобных заболеваний снижает заболеваемость детей не менее чем в два раза. Контроль и помощь в обеспечении требований СаНПиН.

Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов:

- семинары;

- тренинги;

- консультации для педагогов.

Валеологическое просвещение родителей:

- дни открытых дверей;

- выступления на родительских собраниях;

- консультации;

- информация для стендов;

- памятки;

- презентации;

- буклеты;

- образовательный сайт ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии:

- утренняя гимнастика;

- закаливание;

- культурно-гигиенические навыки;

- организация прогулок;

- валеологические занятия;

- пальчиковая гимнастика;

- подвижные и спортивные игры;

- гимнастика после сна;

- дорожки здоровья;

- динамические паузы;

- дыхательная гимнастика;

- массаж и самомассаж.

Утренняя гимнастика очень важна для ребенка с самого раннего возраста. Она помогает быстрее проснуться и восстановить все функции организма после длительного ночного сна. Помогает сделать ребенка выносливее, усилить иммунитет.

Культурно - гигиенические навыки

В настоящее время очень актуально, чтобы дети как можно чаще мыли руки. Нам следует стремиться к тому, чтобы соблюдение правил личной гигиены стало для детей естественной потребностью, такой же, как потребность в пище, сне, отдыхе, игре, а навыки гигиены постепенно совершенствовались и становились привычными. Известно, что самые прочные привычки, как полезные, так и вредные формируются в детстве. Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребёнка полезные для здоровья навыки закреплять их, чтобы они становились привычками.

Проведение НОД по здоровьесберегающим технологиям - формирование потребностей в здоровом образе жизни, закрепление знаний здоровых и вредных привычках, расширение знаний о КГН.

Дыхательная гимнастика

Положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и лёгочной ткани. Улучшает дренажную функцию бронхов, восстанавливает нарушенное носовое дыхание. Способствует восстановлению нормального крово и лимфоснабжения. Повышает общую сопротивляемость организма. При выполнении дыхательной гимнастики важно, чтобы дети правильно дышали и при вдохе надувался животик, а при выдохе сдувался.

Самомассаж учит детей сознательно заботиться о своём здоровье. Является профилактикой простудных заболеваний. Прививает им чувство ответственности за своё здоровье, уверенности в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие. Во время массажа организм человека начинает вырабатывать свои собственные лекарства (интерферон).

Массаж «Неболейка»

Чтобы горло не болело, мы погладим его смело,

Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать,

Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком,

«Вилку» пальчиками сделай и массируй уши смело,

Знаем, знаем да- да-да, нам простуда не страшна!

Массаж с шишками воздействует на биологические точки организма. Способствует лечению внутренних органов, нормализует работу организма в целом. Повышает защитные свойства организма.

Пальчиковая гимнастика.

При упражнении пальцев рук применяем следующие приёмы:

- вытягивание каждого пальца и надавливание на него;

- растирание пальцев одной руки пальцами другой, как бы надевая на каждый пальчик колечко.

Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Гимнастика после сна

Проводимая после сна гимнастика тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности, кровообращение, дыхание, обмен веществ. В комплекс бодрящей гимнастики включаются упражнения с простейшими тренажерами (массажные коврики, ребристая доска).

Все эти здоровьесберегающие технологии мы используем в своей работе,

чтобы сохранить и укрепить здоровье своих воспитанников.

Десять золотых правил здоровьесбережения:

-Соблюдайте режим дня!

-Обращайте больше внимания на питание!

-Больше двигайтесь!

-Спите в прохладной комнате!

-Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!

-Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!

-Гоните прочь уныние и хандру!

-Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!

-Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!

-Желайте себе и окружающим только добра!