Опыт работы в дистанционном формате

Короткова Елена Александровна

Мы совсем недавно слышали и говорили о дистанционном образовании, как об инновационной форме образовательного процесса, но на данный момент в сфере образования дистанционным образованием уже никого не удивишь. В связи с эпидемиологической ситуацией в стране и в современном мире дистанционные образовательные технологии стали актуальны и востребованы.

     В период сложной эпидемиологической обстановки нам экстренно пришлось выйти из привычных условий работы с детьми и родителями, «зоны комфорта» и продолжить работу по развитию и воспитанию детей в дистанционном режиме. Перед нами стояло множество вопросов: «С чего нужно начинать?», «Как организовать работу?», «Как подобрать и оформить материал?» и многие др.

Мы использовали для основного дистанционного обмена информацией социальную сеть Вконтакте, а также   электронную почту, мессенджеры WhatsApp, Viber.

Содержание работы было направлено на организацию образовательной деятельности, а также различных видов детской деятельности в домашней обстановке с учетом возможностей детей.

По познавательно-речевому развитию размещали обучающие презентации по лексическим темам, развивающие видеоролики и мультфильмы по формированию представлений об окружающем и предметном мире, интерактивные игры, математические игры, дидактические игры на развитие речи, мышления, внимания и памяти, занимательные кроссворды и ребусы, материал для чтения художественной литературы, игры, презентации, видеоролики комплексов артикуляционных гимнастик, а также для автоматизации звуков.

В виде мастер-классов, презентаций, операционных карт   были представлены задания по рисованию, аппликации и конструированию.

По физическому развитию размещали видеоподборки гимнастик в веселой игровой форме, игры, рекомендованные инструктором ФИЗО, так как мы понимали, детям необходима физическая активность, которая была актуальна в период самоизоляции.

Кроме образовательно-развивающей работы с детьми, с родителями воспитанников проводился информационный обмен о работе ДОУ, мероприятиях, проводимых в саду и группе; консультирование по интересующим вопросам, публиковались разнообразные памятки: по безопасности, валеологии и т.д.

Не забывали про именинников ...

Большинство семей принимало активное участие во всех мероприятиях. В свой адрес мы услышали много положительных отзывов и даже предложений от родителей по организации обучения. Вместе подбирали наиболее удобный формат общения и передачи информации.

Родители охотно делились найденными самостоятельно в Интернет-ресурсах интересными играми для детей, образцами поделок, материалами для чтения.

Обратной связью от семей и воспитанников для нас в основном явились фото и видеоотчеты. Ребята вместе с родителями рисовали, выполняли поделки, учили стихотворения, пели песни и присылали фотоколлажи и видеоролики, небольшие творческие рассказы. Обратная связь позволила нам понимать заинтересовать каждого ребенка данной темой, его замотивированности на выполнение творческого задания.

Мы видели заинтересованность родителей в методическом и практическом материале, т.к. многие родители теряются в огромном количестве материала в интернете и не всегда верно подбирают для детей по уровню сложности, объему...

Отдельно хочется сказать о проекте «Я помню…Я горжусь…»», когда каждая семья делилась воспоминаниями, фотографиями из семейных альбомов о членах семьи - участниках ВОВ. Семьи активно приняли участия в акциях «Окна Победы», «Песни военных лет», «Открытка Победы» и др. Итогом этого проекта стал фильм «Ничто не забыто, никто не забыт».  

Также мы тесно контактировали с коллегами, обменивались информацией, мнениями, методической поддержкой через электронную почту, WhatsApp, в телефонном режиме.

     В ходе работы (личные наблюдения, анкетирование родителей, индивидуальные беседы) выявили плюсы дистанционного обучения детей дошкольного возраста:

  • дистанционные образовательные технологии позволяют родителям под руководством педагога организовать коррекционно-образовательную деятельность с ребенком в домашних условиях;
  • Возможность установления оптимального режима обучения, с учетом особенностей ребенка;
  • Родители сами определяют, в какое время ребенку удобнее заниматься;
  • Ребенок не «привязан» к определенному месту, он может свободно обучаться в любой точке мира;
  • Дистанционное обучение имеет под собой хороший методический фундамент – видео- и аудио-занятия, мастер-классы и т. д.;
  • Дистанционные образовательные технологии – новые, современные и технологичные средства обучения детей, побуждающие педагога активно осваивать технические средства и формы подачи материала;
  • Дистанционные образовательные технологии способствуют повышению педагогической компетентности родителей, помогают им осознать свою роль в обучении и воспитании детей, побуждают родителей активно включиться в коррекционно-образовательную деятельность, стать равноправными участниками образовательных отношений;
  • Дистанционная образовательная деятельность помогает родителям лучше узнать своих детей, реально оценить их возможности, увидеть проблемы в развитии.

Наряду    с    выше    изложенным, формат    дистанционного образования имеет и отрицательные стороны:

  • Не все имеют технические возможности получения дистанционного обучения, так как необходимо оборудование (телефон, компьютер, ноутбук, интернет) и определенные навыки использования технических средств;
  • Отсутствие времени у родителей для занятий с детьми, т. к. они сами работают в удалённом режиме;  
  • Отсутствие авторитета родителя, ему трудно или даже невозможно замотивировать ребенка на участие в образовательной деятельности;
  • В своей работе мы делаем упор на здоровье детей, как физическое, так и психическое, а во время дистанционного обучения приходится много времени проводить за компьютером или смартфоном, и далеко не всегда родители соблюдают временной регламент и гигиену зрения.
  • Формат дистанционного образования не позволяет в полном объёме осуществлять коррекцию недостатков речевого развития дошкольников с ОВЗ, частности, коррекцию звукопроизношения;
  • При организации дистанционного обучения дошкольников отсутствует либо сильно ограничено непосредственное общение педагога с детьми, теряется эмоциональная связь детей и педагога;
  • Отсутствие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками;
  • И конечно же есть малоактивные семьи, в которых родители не имеют желания заниматься с ребенком и сотрудничать с педагогом образовательного учреждения в рамках дистанционного формата;
  • Подготовка материала, игр, требовали больших временных затрат;
  • Родители и дети изъявляли желание пообщаться в любое время суток.

 

      В настоящее время, когда учебный процесс проходит в привычном очном формате, дистанционное обучение не теряет своей актуальности, носит рекомендательный и информационный характер. Данный опыт работы позволяет нам:

  • Изучить, закрепить дома пройденный материал по лексической теме детям, которые по каким-либо причинам не посещают детский сад;
  • Строить работу с родителями, в условиях ограниченного прохода на территорию сада. Это:

- Информировать о работе ДОУ и группы, о проведении акций, мероприятиях в группе, дошкольном учреждении и учреждениях в районе (например, библиотеке, конкурсы в МО)

- Подбирать и размещать консультационный материал по вопросам воспитания и обучения детей

- Обмениваться фото и видео материалами (праздники в саду, дни рождения воспитанников, режимные моменты, творческие выставки видеопоздравления родителей с праздниками...).

- Позволяет делиться фото и видео моментами из жизни наших воспитанников и их семей вне стен детского сада

В своей работе мы активно пользуемся программами:

  • Текстовый редактор Microsoft Word для подготовки наглядных пособий и раздаточного дидактического материала;
  • Программа Power Point, для создания мультимедийных презентаций;
  • Программа Microsoft Excel используется для работы с электронными списками;
  • Программа Microsoft Publisher для подготовки информационных материалов;
  • Программа Camtasia Studio для записи видеороликов.
  • Программа Телесуфлер для отображения текста диктора;
  • Интернет-ресурсы для поиска необходимой образовательной и методической информации.