Формы и методы образовательной работы с детьми дошкольного возраста по приобщению детей к чтению художественной литературы

Остапенко Яна Николаевна

Современное образование переживает новый этап своего развития. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является первой ступенью общего образования. Организация образовательной деятельности на каждой ее ступени предполагает обеспечение преемственности целей и задач, содержание образования программ различных уровней: дошкольного, начального общего, основного общего образования. В соответствии с федеральным образовательным стандартом (далее ФГОС) начального и общего образования перед педагогами стоит задача построить образовательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествамиличности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы детей с первых дней обучения в школе не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения.

Ценность книги и чтения до недавнего времени была неоспорима, однако сегодня, ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В своей статье «Россия: национальный вопрос» президент В.В. Путин, пишет «…наша нация всегда была читающей нацией, однако в последние годы уровень интереса к чтению резко упал. Современные школьники не любят, не хотят читать...». В век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Аудио - и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работать с ней: ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры.

Как же влияет художественная литература на развитие детей? Входя в жизнь человека еще в дошкольном возрасте, литература постепенно создает круг его нравственных суждений и представлений. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение книги, т.к., расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на его личность, развивает умение тонко чувствовать образность и ритм родной речи. Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном возрасте. Поэтому проблема приобщения детей к чтению волнует сегодня каждого педагога, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка.

Что происходит с современным детским чтением в плане перспектив рождения нового поколения детей информационного общества? Этот вопрос глубоко волнует взрослых. Многие учителя начальных классов и родители недовольны тем, что дети не любят читать, но заставить читать нельзя, чтением надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как же увлечь чтением, чтобы дети полюбили книгу? Особую актуальность приобретает эта проблема уже в дошкольном возрасте при подготовке детей к школьной ступени обучения.         

Знакомство дошкольников с книжной культурой, детской литературой в детском саду, согласно ФГОС дошкольного образования, является средством речевого развития детей и способствует обогащению активного словаря дошкольников, связной диалогической и монологической речи, развитии речевого творчества. Одним из ведущих видов деятельности для реализации содержания целей и задач образовательной программы, в соответствии с ФГОС, является познавательно-исследовательская деятельность.

Основная работа по приобщению детей к чтению художественной литературы осуществляется в непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению старших дошкольников с художественной литературой, а также в процессе совместной деятельности воспитателя с детьми, родителями (приложение 1). Обучение происходит опосредованно, в интегрированных формах образовательной деятельности.

В ходе реализации программы используются следующие формы работы с детьми:

-  непосредственно-образовательная деятельность;

-  поисково-познавательная деятельность;

-  литературно-познавательные викторины;

-  познавательные вечера «Сейчас узнаем»;

-  литературные вечера «В этот вечер у нас»;

-  экскурсии в городскую библиотеку, библиотеку детского сада;

-  создание коллажей, классификационных таблиц;

-  литературные театрализованные игры и инсценировки;

-  словесно-речевые игры на основе литературных текстов;

-  тематические выставки, выставки детского творчества по литературным произведениям;

-  конкурсы чтецов на уровне ДОУ, города;

-  конкурсы детского творчества на уровне ДОУ, города.

В процессе организации непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой проводится чтение следующих видов:

-  Тематическое (чтение, в процессе которого дети приобщаются   к ведущим темам детской литературы, наиболее близким и понятным детям, взятым из их детской жизни; знакомятся с историей возникновения книг; разными жанрами художественных произведений);

-  Теоретическое (чтение, в процессе которого дети знакомятся с   доступными их возрасту теоретическими понятиями (не называя терминов), необходимыми для выявления художественных особенностей текста);

-  Аналитическое (чтение, в процессе которого дети учатся анализировать текст с целью глубокого проникновения его смысла и художественных особенностей);

-  Творческое (чтение, в процессе которого   развивается творческий потенциал дошкольников).

При организации тематического чтения решается задача закрепления умения слушать чтение книги, умения правильно обращаться с ней. На данном этапе у детей формируется представление о том, как создается книга; дети знакомятся с понятиями «автор», «писатель», «иллюстрация», «художник детской книги».Дети знакомятся с разными жанрами художественных произведений: поэтическими произведениями, в которых изображается красота природы, при этом детям предлагаются стихи разных авторов и предлагается сравнить, как поэты по – своему   описывают красоту природы, сказками (авторские, народные), прозаическими текстам (повести, рассказы). На основе полученных представлений о том, как создается книга, дети знакомятся с составными частями книги: обложка, страницы, корешок, переплет.

При организации теоретического и аналитического чтения на доступном для детей уровне дети знакомятся с такими понятиями (не называя термины), как – сравнение (сопоставление одного предмета или явления с другим), которое способствует образному видению мира, развитию художественных представлений о нем, делая язык человека богаче, ярче, образнее. При знакомстве с художественными произведениями дети учатся выделять сравнение, как художественный прием. Например: У совы у старой, не глаза, а фары, круглые, большие, страшные такие. А у птички, у синички, у синички – невелички, глазки, словно бусинки, малюсенькие. (В.Берестов). Знакомим детей с эпитетами - красочными определениями, придающими повествова­нию живость, эмоциональность, выразительность. В речь ребен­ка этого возраста   активно входят прилагательные, по­этому обращение к эпитету, выделение его в тексте, умение полюбоваться точным, удачно найденным словом со стороны взрос­лого   не только уместно, но и необыкновенно значимо в развитии эмоционально-речевой сферы ребенка. Например: хвост — косичкой, ножки — спички, весь пушистый, золотистый, оттопырил вниз губу... с белой звездочкой на лбу...

Дети знакомятся с олицетворением. Не называя термин, обращаем внимание детей на то, что в некоторых случаях в тексте неодушевленные предметы или явления наделяются свойствами живых существ. Например: «Скоро осень проснется - и заплачет спросонья» (К.Бальмонт).

В старшем дошкольном возрасте знакомим детей с художественными особенностями жанра сказок, как фольклорном жанре устного народного творчества. В сказке происходят волшебные превращения, которые не бывают в жизни, определенное начало сказок, действия в сказке происходят несколько раз, чаще всего три раза; в сказке есть герои – добрые, есть злые; многие сказки имеют одинаковое начало и конец. Расширяя представления детей о разных видах сказок, в данном возрасте знакомим детей со сказками «с бродячим сюжетом» (сказками разных народов, близкими или похожими по содержанию).

Продолжаем расширять представления о жанрах художественной литературы - стихотворениями, рассказами – повествованиями о том, что может быть на самом деле. Расширяем представления детей о фольклорных жанрах, знакомим детей с былинами, пестушками, колыбельными, загадками, поговорками, пословицами, считалками и др. Это происходит и в процессе игр, наблюдений в природе и др. Играя, наблюдая ребенок обращается к дождю, радуге, солнцу и при этом использует потешки, заклички, песни и др.

В процессе организации чтения, в доступной форме, дети знакомятся с биографиями поэтов и писателей, проводятся литературные викторины, где расширяются и уточняются знания детьми произведений того или иного автора.

Знакомство детей с художественными произведениями осуществляется и в театрализованной деятельности. При организации данного вида деятельности знакомим детей с понятиями «театр», «пьеса», «действующие лица», «ремарка». Вместе с педагогом дети инсценируют произведения, при этом оформляя сцену к инсценировке знакомятся с профессиями театра - художники - декораторы, художники по костюмам, костюмер, билетер.

При проведении творческого чтения, для развития образного мышления детей, их творческого развития, предлагаются задания дописать, либо изменить концовку к прочитанному отрывку сказки, сочинить свою сказку. Предлагается мысленно нарисовать картинки к загадкам. Также детям предлагаются следующие творческие задания: нарисовать иллюстрации к прочитанному произведению; составить рассказ по заданной ситуации с определенным началом или концом, определенной системой образов (темы и ситуации, предлагаемые для сочинения рассказа, берутся из детской жизни, должны быть близкими, понятными, интересными детям); организуются игры с подбором рифм к названным словам; драматизация произведений.

В процессе приобщения детей к художественной литературе   широко используются познавательно-исследовательская деятельность. Познавательно-исследовательская деятельность - понимается как форма активности ребенка, направленная на знакомство с новыми объектами и способами их использования, постижение связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизация на содержании литературных текстов. Возможность проведения самостоятельных исследований и создание детьми собственных творческих проектов в дошкольном возрасте ограничены в силу их возрастных особенностей. Поэтому в детском саду педагоги обучают детей   специальным исследовательским умениям и навыкам.

В старшем дошкольном возрасте познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами.

Проектная деятельность, как метод познавательно-исследовательской деятельности, позволяет детям самостоятельно или совместно со взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем. Проектная деятельность, используемая в процессе ознакомления старших дошкольников с книгой, включает в себя:

-  задание для детей, сформулированное в виде проблемы;

-  целенаправленную детскую деятельность;

-  организация взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом;

-  результат деятельности как найденный детьми способ решения проблемы проекта.

В процессе приобщения к чтению художественной литературы с детьми реализуются такие проекты: «Откуда пришла книга», «Детское книгоиздательство», «Выставки книг» (тематические выставки для детей подшефной группы «Мои любимые сказки», «Любимые литературные герои» и др.)

Реализация проектов включает в себя следующие этапы:

-  погружение в проект;

-  организация деятельности;

-  презентация результатов.

На основе содержания литературных текстов, привлекаем внимание детей, интерес к исследовательской деятельности, обучая следующим исследовательским умениям (по А.И. Савенкову):

-  видеть проблемы;

-  выдвигать гипотезы;

-  ставить вопросы;

-  классифицировать;

-  проводить эксперименты;

-  делать умозаключения и выводы.

Развитие умений видеть проблемы.

Используя содержание литературных текстов, детям предлагаются следующие задания, в процессе выполнения которых они учатся смотреть на одни и те же события с разных точек зрения:

-  «Посмотри на мир глазами героев произведения»,

-  «Составь рассказ от имени другого персонажа» (от имени разных героев, неживых объектов, присутствующих в произведении);

-  «Составь рассказ, используя данную концовку произведения»;

-   «Назови как можно больше признаков предмета».

Развитие умений выдвигать гипотезы:

В процессе чтения литературных текстов дети совместно с педагогом выделяют проблемные ситуации по содержанию произведения, детям предлагается высказать предположения для разрешения той или иной ситуации, используя следующие слова: может быть…, предположим….,допустим….. возможно…..

Развитие умений задавать вопросы:

В ходе бесед с детьми по содержанию художественных произведений детям предлагается задавать вопросы для установления причинно-следственных связей. Для тренировки умения задавать вопросы используются следующие упражнения:

-  «Найди заданное слово»;

-  «Угадай, о чем спросили»;

-  «Найдите причину событий с помощью вопросов»;

Развитие умений классифицировать:

Классификация является важной мыслительной операцией. Она облегчает процесс изучения действительности, выявляет закономерности. В процессе реализации проектов, детям предлагаются следующие задания классифицирования по разным основаниям:

-  «Продолжи ряд»;

-  «Набор картинок»;

-  «Найди ошибку».

Развитие умения и навыков экспериментирования:

Эксперимент – это метод познания, при помощи которого исследуются явления окружающего мира и мира природы. Эксперимент предполагает проведение каких –либо практических действий с целью проверки выдвигаемых предположений. В процессе знакомства детей с художественными произведениями для проверки гипотез, выдвигаемых детьми для решения проблемных ситуаций используются мысленные эксперименты, эксперименты с реальными объектами.

Мысленный эксперимент – мысленное представление воображаемых действий с объектом, рассуждение по поводу этих действий, формулирование выводов. Так, например, при чтении сказок про животных детям предлагается ответить на вопрос: «Что будет, если в реальной жизни животные будут говорить как люди?».

В процессе чтения художественных произведений у детей расширяются сведения об окружающем мире. Для расширения кругозора детей, развития интереса к содержанию литературного текста, оказания помощи его персонажам используются эксперименты с реальными объектами. Так, например, в беседе после прочтения русской народной сказки «Волк и лиса», перед детьми ставится проблемная ситуация «Как помочь волку, чтобы его хвост остался целым?». Детьми выдвигаются разные гипотезы. Проводятся опыты со льдом.

Мнемотехника

Для привлечения интереса детей к содержанию художественных произведений мы используем метод наглядного моделирования – мнемотехнику. Мнемотехника (в переводе с греческого – «искусство запоминания») – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника позволяет лучше понять содержание художественного произведения, последовательность происходящих событий. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы. У детей формируются умения использовать знаково-символические средства предоставления информации, способствующие эффективному запоминанию содержания.

Содержание мнемодорожек, мнемотаблиц - это графическое или частично графическое изображение персонажей, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета произведения. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

В процессе ознакомления с художественными произведениями   моделирование служит средством планирования пересказа содержания рассказа, сказки; является наглядной опорой для быстрого заучивания стихотворения.

Мнемотехника многофункциональна. Продумывая разнообразные мнемодорожки, мнемотаблицы с детьми по изученным произведениям, придерживаемся следующих требований:

  • модель должна отображать обобщённый образ предмета;
  • раскрывать существенное в объекте, содержании произведения;
  • символы, отображаемые при создании мнемодорожек, мнемотаблиц должны обсуждаться с детьми, чтобы они были им понятны.

Составление диафильма на основе знакомых сказок и их «озвучивание»

Этапы работы:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

При обсуждении сказки, рассказа после прослушивания, уделяется внимание выделению основных компонентов сюжета сказки:

  1. зачин: «С чего все началось?» (где все произошло и с кем);
  2. завязка: «Почему все произошло?»;
  3. развитие событий: «Как развивались события, что приключилось с героями»;
  4. кульминация: «Самый важный, главный момент, от которого зависит плохой или хороший будет конец произведения»;
  5. развязка: «Чем все закончилось?»

Первый этап – коллективное составление диафильма по сюжету знакомой сказки, рассказа из детских рисунков или иллюстраций из сказки. Каждый ребенок рисует какой –то отдельный фрагмент сказки, рассказа. Из выполненных рисунков составляется диафильм, дети вспоминают последовательность сюжета, подбирают подходящие рисунки. Далее дети «озвучивают» получившийся диафильм, пересказывают сказку, рассказ по рисункам.

Второй этап – каждому ребенку выдается «лента диафильма» (вертикальная полоска бумаги), разделённая на 5 частей «кадров» в соответствии со структурой повествования. Детям предлагается нарисовать свой диафильм по знакомой сказке, рассказу. Сначала предлагается изобразить первый и сразу последний кадры диафильма, а затем заполнить середину «ленты», распределив содержание по кадрам. При этом на один и тот же текст диафильмы получаются индивидуальными по содержанию и форме исполнения. Диафильмы скручиваются в рулон, вставляют в импровизированный фильмоскоп и «озвучиваются» детьми.

Третий этап–предполагает развитие речевого и изобразительного творчества. Совместно с педагогом дети коллективно придумывают новый сюжет, новых героев сказки, устанавливают логику событий и передают содержание сочиненной сказки в диафильме. Каждый ребенок изображает один из кадров нового диафильма. При этом дети договариваются о внешнем виде героев, определяют количество кадров, их последовательность.

Четвертый этап–самостоятельная индивидуальная работа ребенка над содержанием, логикой сюжета своего сочинения. Сочиненные сказки, рассказы каждого ребенка записываются.

В группе создается и пополняется фильмотека из созданных детьми диафильмов и используются как пособия для упражнения детей в пересказывании знакомых произведений, творческом рассказывании.