Мой опыт работы «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через использование игровых технологий»

Клиндухова Олеся Владимировна

Клиндухова Олеся Владимировна,

воспитатель МКДОУ "Детский сад № 171" г. Зимы

 

Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию опыт работы по теме самообразования: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через использование игровых технологий»

Aктуальность данной темы в том, что  формирование элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, существенным отличием является — исключение из образовательного процесса учебной деятельности, кaк не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства. Поэтому перед педагогами дошкольного учреждения, становится актуальным поиск других форм и методов работы с детьми. Сущность изменения касается и модели образовательного процесса. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а  развивать. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры.

 Современные педагоги К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. Н. Водовозова доказали, что дети обучаются играя. Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности. Игры математического содержания рассматриваются мной как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя и детей по формированию элементарных математических представлений. Проанализировав исследования учёных можно прийти к выводу, что теоретический вопрос по теме формирования элементарных математических представлений у дошкольников освещен очень подробно, а практическая сторона данного вопроса даёт практически неограниченный материал для исследований.

Изучив, педагогические технологии, я отметила, что уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является использование игровых форм. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка. В своей работе большое место я отвожу дидактическим играм. Они используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей. Дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактических игр, как средство обучения, повышает интерес детей к образовательной деятельности, обеспечивает лучшее усвоение программы.

 Работая с детьми, я обратила внимание, что у многих детей недостаточные знания по разделу «формирование элементарных математических представлений». Поэтому я поставила перед собой цель: восполнить пробелы в этой области знаний. Задачи: развивать у детей в игровой форме память, внимание, мышление, воображение, т.к. без этих качеств немыслимо развитие ребенка в целом. Вследствие чего возникла проблема: что наиболее эффективно поможет в формировании элементарных математических представлений у дошкольников? Залогом успешного усвоения программы в дошкольных учреждениях всегда являлась игра. Через игру дети познают мир, учатся общаться, в игре они применяют полученные умения и навыки. Это определило средство для достижения поставленной цели. Изучив литературу по педагогике, я пришла к выводу, что максимального эффекта при Формировании Элементарных Математических Представлений можно добиться, используя дидактические игры. Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.

В своей работе с детьми использую стихи, пословицы, загадки с математическим содержанием. Это помогает разнообразить деятельность и сделать её эмоционально насыщенной.

Большое место я отвожу дидактическим играм. Они используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей.

Приведу примеры некоторых игр, которые я провожу с детьми: (проводится мастер-класс)

         Все дидактические игры я разделила на группы:

I. Игры с цифрами и числами

II. Игры путешествие во времени

III. Игры на ориентировку в пространстве

IV. Игры с геометрическими фигурами.

 

1. “СОСЧИТАЙ СЕБЯ”

- Назвать части своего тела, которых по одной (например: голова, нос, рот, язык)

- Назвать парные органы тела (2 уха, 2 глаза, 2 щеки, 2 губы, 2 руки, 2 ноги)

- Показать те органы тела, которые можно считать до пяти (пальцы рук и ног)

 

2. “ЗАЖГИ ЗВЕЗДЫ” Игровой материал: лист бумаги темного цвета, желтая краска, числовые карточки до 5-10. Предлагаю детям зажечь столько “звезд на небе”, сколько изображено фигур на числовой карточке.

Так же познакомила детей с днями недели. Объяснила, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, мы обозначали их кружочками разного цвета. Наблюдение проводим несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Рассказала детям о том, что в названии дней недели угадывается какой день недели по счету: понедельник - первый день после окончания недели, вторник - второй день, среда – середина недели, четверг- четвертый день, пятница - пятый. После беседы я предлагала игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности.

“ЖИВАЯ НЕДЕЛЯ” Для игры вызываю к доске 7 детей, пересчитываю их по порядку, даю им в руки кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели.

3. Игра НАЙДИ ИГРУШКУ, - “Ночью, когда в группе никого не было” – говорю детям, – “к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти”. Распечатываю конверт читаю: “Надо встать перед желтым столом  и пройти 3 шага влево, один вправо и т.д.”. Дети выполняют задание, находят игрушку. Затем, когда дети хорошо стали ориентироваться, задания для них усложнила – т.е. в письме были не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей: Например:

•        НАЙДИ ПОХОЖУЮ,

•        РАСКАЖИ ПРО СВОЙ УЗОР,

•        МАСТЕРСКАЯ КОВРОВ ХУДОЖНИК,

•        ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КОМНАТЕ

IV. С помощью этой группы игр дети выполняют действия по образцу или указанию. Например, говорю: “Положи сначала зеленый кружок, справа от него - желтый треугольник, слева - желтый квадрат, выше - красный треугольник, ниже красный квадрат и т.д.”. Затем задаю вопросы: сколько и каких фигур вы положили? Чем они похожи и чем отличаются? Каких фигур больше, каких меньше? Потом детям из этих фигур предлагается составить геометрический узор или какую-нибудь фигуру. В процессе таких игр дети знакомятся с простейшими геометрическими фигурами, их свойствами, усваивают понятия “вверху”, “внизу”, “слева”, “справа”, “между”, которые являются основой пространственных представлений, овладевают счетом, рассматривают классификацию фигур по одному или нескольким признакам. В этой группе игр можно использовать еще и такие задания: придумать слова, подобные данным; выложить узор или начертить фигуру, аналогичную данной.

Предлагала детям узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата, прямоугольника. Например, какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки? Лист бумаги? И т.д.

Использовала дидактические игры: “Какой формы?”, “Почини коврик”. Предлагаю иллюстрацию с геометрическим изображением порванных ковриков. Нужно найти подходящую (по форме и цвету) заплатку и “починить” (наложить) ее на дырку.

Была предложена игра “Сказочный городок”.

Цель: развитие мелкой моторики, сенсорного воспитания, пространственных представлений, стимулирование отделов головного мозга, отвечающих за процессы речи.

Игровой материал: Фигуры гномиков большие красные и маленькие зеленые, домик высокий, красный, состоящий из прямоугольника, треугольника, домик низкий, состоящий из квадрата, трапеции, используется предварительно окрашенная в разные цвета крупа (манка).

Игру начинаем с рассказа: “В одном городке жили-были большие красные и маленькие зеленые гномики. Красные гномики могли ходить только по широким, длинным красным дорожкам, а зеленые по узким, коротким зеленым дорожкам. И вот встретились гномики, у дерева, откуда начинались все дорожки. Угадай, где живет каждый гномик, и покажи ему дорогу. Дети соответственно посыпают дорожки крупой красного и зеленого цвета.

Играя с детьми, я заметила, что они стали хорошо справляться со всеми заданиями, стали употреблять слова для обозначения положения предметов на листе бумаги на столе.

Так же с детьми старшего дошкольного возраста вела работу по развитию чувства времени. В ходе беседы с детьми я выяснила, что ребята знают, для чего нужны часы, но не умеют определять по ним время. А это знание им крайне необходимо, поскольку они скоро пойдут в школу. Поэтому мы вместе решили, что этому нужно научиться.

Данную работу строила поэтапно на основе методического пособия Даниловой Валентины Васильевны.

На первом этапе я давала задания сделать, что-нибудь за 1 минуту: мы с ребятами сравнивали, как долго ощущается длительность одной минуты, если ты ждешь и, если ты увлечен делом. На втором этапе я формировала умение у детей оценивать по представлению длительность интервала времени в процессе деятельности и умение определять окончание срока выполнения деятельности (3 минуты) и проконтролировать время по песочным часам; этим обеспечивалось накопление опыта у детей в использовании мерки.  На третьем этапе я формировала умения у детей предварительно планировать объем деятельности на указанный отрезок времени, на основе имеющихся у них представлений. Проверка выполнения намеченного по плану объема работы на данную деятельность проводилась также с помощью песочных часов. Затем мы вышли на этап формирования умения определять время по часам.

Для этого в помощь детям родители изготовили макеты часов.

 Сначала мы с детьми подробно познакомились  со всеми частями часов. С помощью мультимедийной презентации я проиллюстрировала детям не только ту часть часов, с помощью которой мы определяем время: циферблат и стрелки, расположение цифр на циферблате, но и показала взаимосвязь минутной и часовой стрелки: пока минутная стрелка проходит по циферблату весь круг, часовая передвигается от одной цифры к другой. Особое внимание уделяла правильному формулированию вопросов «Который час?», «Сколько времени показывают часы?».

Также  на протяжение всей работы использовала различные игры: «Назови соседа», настольно-печатная игра «Собери картинку с изображением частей суток», «Что сначала, что потом», «Подскажи который час?»

Используя различные дидактические игры в работе с детьми, я убедилась в том, что они дают большой заряд положительных эмоций и помогают детям закрепить и расширить знания в образовательной области «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников».