Статья «Детские интересы»

Статья 

«Детские интересы» 

Нет таких детей, которые бы совершенно ничем не интересовались. А что же такое интерес? 
Интерес можно определить как специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и его эмоциональной привлекательностью. 
Интересы характеризуются их содержанием, широтой, глубиной, устойчивостью. У дошкольников они отличаются узостью, неустойчивостью, поверхностью, непроизвольностью. 
Интерес – это важнейший стимул к расширению кругозора ребенка, приобретению знаний, обогащению интеллекта в целом. 
Интересы тесно связаны со всеми сторонами психического развития ребенка – мышлением, вниманием, волей, памятью, эмоциями. То, что увлекает, - заставляет размышлять, сосредоточиться, легче запоминается, вызывает разные чувства. Чем младше ребенок, тем большую роль играет интерес в мобилизации его умственной активности, организации деятельности, поведения, стремления добывать знания. 
Интерес регулирует поведение ребенка. Увлекательная беседа заставляет даже самых неразговорчивых принять в ней участие. Яркое, необычное впечатление побуждает замкнутого и застенчивого ребенка поделиться нахлынувшими на него чувствами. Интересное поручение подтягивает даже тех, кто обычно уклоняется от трудных заданий. Непоседа, увлеченный игрой, без особого напряжения делает то, что в других условиях было невыполнимо. 
Для некоторых детей посидеть спокойно настоящее наказание. Зато, изображая водителя трамвая или автобуса, он может долго просидеть на стуле, держась за «баранку». Педагог, опираясь на интересы детей, с большой легкостью добивается послушания, без особого труда находит ключ к душе ребенка. 
Как же возникают у детей интересы? 
Пока ребенок маленький, еще нельзя говорить о том, что у него имеются какие-либо определенные интересы. Чаще всего это не интерес, а лишь заинтересованность предметами и действиями с ними. Трехлетнего ребенка привлекает то, что ярко, красочно, наглядно. Это может быть яркая движущаяся игрушка, издающая звук, которую можно потрогать, подержать, рассмотреть. Его увлекает простое манипулирование с предметом, и он может многократно и довольно долго повторять одни и те же действия. Ребенка пока занимает лишь сам процесс действий, копирование того, что он видит и слышит. В силу большой подражательности он переносит полученные впечатления в свою деятельность. Укачивает куклу, как мама дочку: стучит кубиком по столу, как папа забивает гвоздь и т.д. 

По мере роста ребенка меняется и характер его интересов: они становятся устойчивее, осмысленнее. У детей среднего и старшего возраста при правильном воспитании формируются произвольные, целенаправленные интересы, которые способствуют проявлению волевого усилия, преодоления трудностей в достижении цели. 
Вместе с общим развитием ребенка значительно расширяется и круг интересов. Сколько событий происходит вокруг! Огромный мир незримо присутствует в его доме, в разговорах взрослых, на экранах телевизоров…. Каждый день дает толчок рождению новых интересов. 
Какие же интересы формирует педагог у детей в детском саду? Прежде всего, прививает интерес к вещам наиболее близким и понятным – одежда, мебель, посуда, игрушки и т.д., их назначению, знакомит с материалами и их свойствами, развивает интерес к миру природы и ее явлениям. Педагог прививает интерес и к миру людей - детский сад, школа, улица, родной город, Родина, земляки, искусство, литература и т.п. 
Ребенок интересуется всем, что окружает его, хочет проникнуть в суть явлений, пытается делать самостоятельные умозаключения. 
Это так называемый познавательный интерес, который имеет огромное значение в умственном развитии ребенка: являясь побудительной силой к приобретению знаний, умений и навыков, он содействует накоплению представлений, жизненного опыта, обогащению интеллекта. 
Ребенок встречается с новым, неизведанным им еще предметом, спрашивает: «Что это?» Он просит разъяснить, так как пытается осмыслить то, с чем встретился. Обращенный к взрослому вопрос свидетельствует о пробуждающемся интересе ребенка к окружающему миру. В дальнейшем, знакомясь с предметами и их свойствами, он начинает вникать в причинную связь и тогда снова обращается за разъяснением: «Зачем это? Чье это? Для чего оно? Из чего сделано?». Видя знакомые и незнакомые предметы, необычные для него события, он сравнивает их, удивляется тому, что не совпадает с уже имеющимися у него представлениями. 
Взрослые должны внимательно относиться к детским вопросам, так как в вопросе ребенка заключен интерес к узнаванию нового, а в ответе взрослого – источник удовлетворения и развития этого интереса. Своими ответами взрослый вносит систему в познание мира, учит ребенка думать, стимулирует дальнейший интерес к окружающему миру. 
Поскольку любознательность и наблюдательность лежит в основе развития интересов, взрослый учит детей смотреть и видеть, привлекая их внимание к явлениям окружающей жизни. 
 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii_2.docx14.51 КБ

Предварительный просмотр:

Статья для воспитателей на тему:

«Детские интересы»

Нет таких детей, которые бы совершенно ничем не интересовались. А что же такое интерес?
Интерес можно определить как специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и его эмоциональной привлекательностью.
Интересы характеризуются их содержанием, широтой, глубиной, устойчивостью. У дошкольников они отличаются узостью, неустойчивостью, поверхностью, непроизвольностью.
Интерес – это важнейший стимул к расширению кругозора ребенка, приобретению знаний, обогащению интеллекта в целом.
Интересы тесно связаны со всеми сторонами психического развития ребенка – мышлением, вниманием, волей, памятью, эмоциями. То, что увлекает, - заставляет размышлять, сосредоточиться, легче запоминается, вызывает разные чувства. Чем младше ребенок, тем большую роль играет интерес в мобилизации его умственной активности, организации деятельности, поведения, стремления добывать знания.
Интерес регулирует поведение ребенка. Увлекательная беседа заставляет даже самых неразговорчивых принять в ней участие. Яркое, необычное впечатление побуждает замкнутого и застенчивого ребенка поделиться нахлынувшими на него чувствами. Интересное поручение подтягивает даже тех, кто обычно уклоняется от трудных заданий. Непоседа, увлеченный игрой, без особого напряжения делает то, что в других условиях было невыполнимо.
Для некоторых детей посидеть спокойно настоящее наказание. Зато, изображая водителя трамвая или автобуса, он может долго просидеть на стуле, держась за «баранку». Педагог, опираясь на интересы детей, с большой легкостью добивается послушания, без особого труда находит ключ к душе ребенка.
Как же возникают у детей интересы?
Пока ребенок маленький, еще нельзя говорить о том, что у него имеются какие-либо определенные интересы. Чаще всего это не интерес, а лишь заинтересованность предметами и действиями с ними. Трехлетнего ребенка привлекает то, что ярко, красочно, наглядно. Это может быть яркая движущаяся игрушка, издающая звук, которую можно потрогать, подержать, рассмотреть. Его увлекает простое манипулирование с предметом, и он может многократно и довольно долго повторять одни и те же действия. Ребенка пока занимает лишь сам процесс действий, копирование того, что он видит и слышит. В силу большой подражательности он переносит полученные впечатления в свою деятельность. Укачивает куклу, как мама дочку: стучит кубиком по столу, как папа забивает гвоздь и т.д.

По мере роста ребенка меняется и характер его интересов: они становятся устойчивее, осмысленнее. У детей среднего и старшего возраста при правильном воспитании формируются произвольные, целенаправленные интересы, которые способствуют проявлению волевого усилия, преодоления трудностей в достижении цели.
Вместе с общим развитием ребенка значительно расширяется и круг интересов. Сколько событий происходит вокруг! Огромный мир незримо присутствует в его доме, в разговорах взрослых, на экранах телевизоров…. Каждый день дает толчок рождению новых интересов.
Какие же интересы формирует педагог у детей в детском саду? Прежде всего, прививает интерес к вещам наиболее близким и понятным – одежда, мебель, посуда, игрушки и т.д., их назначению, знакомит с материалами и их свойствами, развивает интерес к миру природы и ее явлениям. Педагог прививает интерес и к миру людей - детский сад, школа, улица, родной город, Родина, земляки, искусство, литература и т.п.
Ребенок интересуется всем, что окружает его, хочет проникнуть в суть явлений, пытается делать самостоятельные умозаключения.
Это так называемый познавательный интерес, который имеет огромное значение в умственном развитии ребенка: являясь побудительной силой к приобретению знаний, умений и навыков, он содействует накоплению представлений, жизненного опыта, обогащению интеллекта.
Ребенок встречается с новым, неизведанным им еще предметом, спрашивает: «Что это?» Он просит разъяснить, так как пытается осмыслить то, с чем встретился. Обращенный к взрослому вопрос свидетельствует о пробуждающемся интересе ребенка к окружающему миру. В дальнейшем, знакомясь с предметами и их свойствами, он начинает вникать в причинную связь и тогда снова обращается за разъяснением: «Зачем это? Чье это? Для чего оно? Из чего сделано?». Видя знакомые и незнакомые предметы, необычные для него события, он сравнивает их, удивляется тому, что не совпадает с уже имеющимися у него представлениями.
Взрослые должны внимательно относиться к детским вопросам, так как в вопросе ребенка заключен интерес к узнаванию нового, а в ответе взрослого – источник удовлетворения и развития этого интереса. Своими ответами взрослый вносит систему в познание мира, учит ребенка думать, стимулирует дальнейший интерес к окружающему миру.
Поскольку любознательность и наблюдательность лежит в основе развития интересов, взрослый учит детей смотреть и видеть, привлекая их внимание к явлениям окружающей жизни.