Программа объединения "Волшебные шашки"

Горбенко Марина Ивановна

Программа "Шашки для дошкольников" предполагает применение методики обучения игре в шашки на основе игровой мотивации дошкольников, разработанной в процессе авторского педагогического опыта. Играя, обучающиеся познают окружающий мир, тренируют в нужном направлении детские эмоции и ряд других качеств (умение сдерживаться, рассуждать при выборе нужного хода в сложившейся игровой ситуации). Игра в шашки позволяет обучающемуся осознать, что и в реальной жизни есть определенные правила, которые мы должны соблюдать. Немаловажным является то, что в игре происходит сплочение детского коллектива.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации МО Светлинский район

Муниципальное бюджетное учреждение

 дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей»

Согласовано:                                                                      Утверждено:

Педагогическим советом МБУ ДО «ЦДОД»                   Директор МБУ ДО «ЦДОД»

Протокол №1                                                                        __________ Е.С. Кудрякова

от «30» августа 2021г.                                                       Приказ № 50-о  от «30»августа2021г.

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

спортивной направленности

«Шашки»

Объединение «Волшебные шашки»

C:\Users\User\Downloads\kisspng-russian-draughts-chess-game-child-play-chess-5b51ba83e21ac9.2824052715320828199261.jpg

         Возраст обучающихся: 6-7 лет

Срок реализации программы:  1год

       Разработчик программы: Горбенко М.И.

                                                                                     Педагог дополнительного образования

                                                                                     Высшая квалификационная категория

п. Светлый, 2021г.

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр.

I.

Комплекс основных характеристик программы

1.1

Пояснительная записка

3

1.1.1

Направленность (профиль) программы

3

1.1.2

Актуальность программы

4

1.1.3

Отличительные особенности программы

5

1.1.4

Адресат программы

5

1.1.5

Объем и срок освоения программы

6

1.1.6

Формы обучения и виды занятий по программе

6

1.1.7

Особенности организации образовательного процесса

6

1.1.8

Режим, периодичность и продолжительность занятий

7

1.2

Цель и задачи программы

7

1.3

Содержание программы

9

1.3.1

Учебный план

9

1.3.2

Содержание учебного - тематического плана

10

1.4

Планируемые результаты

14

II.

Комплекс организационно-педагогических условий

17

2.1

Календарный учебный график

17

2.2

Условия реализации программы

21

2.2.1

Материально-техническое обеспечение

21

2.2.2

Информационное обеспечение

22

2.2.3

Кадровое обеспечение

24

2.3.

Методические материалы

24

2.3.1

Алгоритм учебных занятий

25

2.3.2

Этапы проведения занятий

25

2.4

Методические рекомендации

26

2.5

Список литературы

29

  1. Комплекс основных характеристик программы

1.1 .Пояснительная записка

Программа "Шашки для дошкольников" предполагает применение методики обучения игре в шашки на основе игровой мотивации дошкольников, разработанной в процессе авторского педагогического опыта. Играя, обучающиеся познают окружающий мир, тренируют в нужном направлении детские эмоции и ряд других качеств (умение сдерживаться, рассуждать при выборе нужного хода в сложившейся игровой ситуации). Игра в шашки позволяет обучающемуся осознать, что и в реальной жизни есть определенные правила, которые мы должны соблюдать. Немаловажным является то, что в игре происходит сплочение детского коллектива.

Шашки являются интеллектуальным спортом, где результат спортивной деятельности обусловлен решением заданной задачи с преимущественным использованием интеллекта. По преимущественному проявлению одного или нескольких физических или психических качеств шашки отнесены к группе видов спорта, требующих предельного напряжения центральной нервной системы при малых.

Программа построена по спиральному принципу. В учебном плане выделены основные (базовые) учебные темы, которые каждое занятие повторяются по содержанию, но углубляются и расширяются.

1.1.1 Направленность (профиль) программы

Направленность Программы – объединения «Волшебные шашки» является спортивной.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Шашки» разработана в соответствии с принципами и подходами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в соответствии нормативно - правовыми документами:

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273 ФЗ от 29.12.2012);
  • Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. №1726-р)
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 09.11.2018 г. № 196)
  • Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № СП 2.4.3648-20, Санитарные правила Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28
  • - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г.. №2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания"
  • Приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"
  • Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ)

«Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования».

  • Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 5.05.2018. №298-н.

Новизна программы

Новизна и реализация предлагаемой программы в образовательный процесс обучающихся обоснована тем, что в нашей стране шашечная игра пользуется большой популярностью, правила просты и общедоступны. Родители заинтересованы в обучении детей игре в шашки, но не всегда могут уделить время для игры. Литературы по обучению детей дошкольного возраста игре в шашки недостаточно. Конечно, и педагоги, и родители учат детей играть в шашки, но допускают, одну и ту же ошибку: с первых занятий учат ребят расставлять все шашки и показывают ходы. В результате чего дети усваивают основные правила игры: ход шашек и дамок, бой одной или нескольких шашек, но не умеют продумывать свои действия на несколько ходов вперед, плохо ориентируются на шашечной доске, не умеют читать диаграммы, просчитывать комбинации партий. В образовательном учреждении занятия шашками носят разовый характер (соревнования в группах, турниры). Поэтому, для последовательной и планомерной работы по основам шашечного искусства необходима программа дополнительного образования, предполагающая реализацию цикла обучающих занятий.

1.1.2. Актуальность программы

В связи с изданием Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384) встал вопрос о предоставлении услуг вариативного характера образования детей дошкольного возраста. Игра в шашки помогает реализовать целевые ориентиры, направленные на то, что на этапе завершения дошкольного образования: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

Шашки – это не только игра, доставляющая детям радость и удовольствие, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Неоценима роль этих игр в формировании внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Этот переход игры «внутрь»

  • важная веха в умственном развитии ребенка, знаменующая собой появление способности к мыслительному преобразованию действительности.

В современных шашках турнирная встреча соперников представляет собой, как правило, матч, состоящий из нескольких партий, играющихся одна за другой без существенного перерыва. Общее время сражения в каждой партии зависит от регламента конкретных соревнований, один матч между двумя соперниками может продолжаться довольно долго. Большинство этого времени шашист проводит за шашечной доской, напряженно сражаясь со своим соперником в логике и интеллекте.

По величине энергетических затрат шашки, естественно, являются видом спорта с незначительными физическими нагрузками и низкими энергозатратами, хотя с последним можно и поспорить.

Спорт – это не только сила мускул. Сила ума – не менее ценное достоинство человека.

Педагогическая целесообразность.

Игра в шашки развивает наглядно – образное мышление дошкольника, способствует зарождению логического мышления, воспитывает        усидчивость,        внимательность,        вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этим играм, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать  при неудачах.

Проблемы развития мыслительных способностей детей дошкольного возраста определил направление проекта с использованием информационно- коммуникативных технологий приобщить детей к играм в шашки для максимального раскрытия и развития умственных и творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

1.1.3. Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью данной программы является акцентирование внимания на подготовку детей старшего дошкольного возраста, начинающих с "нуля", ориентация на изучение основ игры в шашки. В программе интегрированы элементы авторских методик и технологий:

  • В.К. Погрибного "Шашки для детей"
  • Е.М. Юровского, Л.П. Кондратьевой "Зайкины шашки"

Отличительной особенностью также является диагностика результативности (Давыдова Т.Г., Атаян Г.М. "Обучение детей игре в шашки"), которая позволяет оценить уровень способностей обучающихся.

Программа направлена на формирование общей культуры дошкольников и развитие интереса к игре в шашки как к интеллектуальному досугу, развитие интегративных качеств, обеспечивающих социальную успешность. Содержательная связь тематического плана программы позволяет педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач, что дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

1.1.4. Адресат программы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Шашки» предназначена для обучающихся старшего дошкольного возраста (6-7лет) с разной степенью интеллектуальных возможностей.

Поскольку большая часть детей в дошкольном возрасте, по своей природе, очень подвижны и активны, им трудно сосредоточить свое внимание на продолжительное время, то занятие шашками ненавязчиво формирует у них такое качество, как усидчивость, что в дальнейшем будет положительным результатам подготовки детей к школе.

1.1.5. Объем и срок освоения программы

Программа рассчитана на детей 6-7 лет.

Всего 1 группа. Наполняемость группы 12 человек. Всего – 67 часов в год (недельная нагрузка 2 часа).

1.1.6. Формы обучения и виды занятий по программе

Форма обучения: очно – заочная

При реализации программы (частично) применяется электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

Виды занятий: обучающиеся и общеразвивающиеся.

Основной формой педагогической работы в объединении является занятие. Занятия ориентированы на детей старшего дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

1.1.7. Особенности организации образовательного процесса.

Организация и руководство детской шашечно-игровой деятельностью осуществляется на основе сотрудничества, при этом учитываются цели и задачи самого ребенка, его способности и потенциальные возможности.

Выигрыш или проигрыш в игре-состязании стимулирует познавательную деятельность детей, желание узнавать новое, расширять свой кругозор. Работа в кружке предусматривает совместную деятельность детей, что положительно влияет на развитие общения, так как возникает необходимость самостоятельно распределять между собой работу, обсуждать композицию, проявлять взаимопомощь для достижения положительного результата.

Занятия построены на чередовании различных видов деятельности (рассматривание, слушание, познавательные беседы, выполнение творческих заданий) и проводятся 2 раза в неделю по 30 минут

Форма занятий – коллективная, подгрупповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия.

По особенностям коммуникативного взаимодействия – игра, соревнования, развлечения. Предлагая выполнение задания в парах, учитываются симпатии дошкольников, уровень их игровых навыков, темперамент.

При приеме детей в шашечный кружок учитываются три момента:

  • желание ребенка,
  • способности ребенка,
  • желание родителей.

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса:

- игра и игровое общение (способствуют возникновению и проявлению активности, стимулирующей познавательную активность);

- проблемно-поисковый метод (способствует достижению высоких результатов);

- игры-конкурсы;

- игры-путешествия;

- игры- соревнования;

- интеллектуальные (викторины) игры.

1.1.8. Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий:

Объем программы.

Наполняемость группы 12 человек.

Занятия проводятся по 1 часу 2 раза в неделю по 30 минут с проведением физминутки.

Дни недели: Понедельник, среда. Количество часов в неделю – 2

Срок освоения программы.

Продолжительность обучения – 1 год. Формы и режим занятий по программе Форма организации занятий

– групповая

-индивидуальные или групповые online занятия

Основная форма работы группы – это игровая деятельность (большинство занятий построены в виде игровых сюжетов с интеграцией различных видов деятельности: общения, игры, познавательной деятельности).

Режим занятий. Периодичность и продолжительность занятий.

Занятия в группах проводятся:

1 группа: по 1 часа 2 раза в неделю.

Продолжительность занятия 30 мин с перерывом 3 мин и применением физминутки.

Формы организации образовательного процесса:

  • Групповая;
  • Индивидуальная;
  • работа в микрогруппах
  • индивидуальные или групповые online-занятия;
  • образовательные online-платформы; цифровые образовательные ресурсы; видеоконференции (Skype, Zoom), социальные сети, мессенджеры, электронная почта;
  • комбинированное использование online и offline режимов;
  • видеолекция;
  • online-консультация и др.

1.2. Цель и задачи программы.

Цель программы: развитие физических способностей, обучение начальным техническим приемам игры в русские шашки, воспитание самостоятельности в принятии решений.

Задачи программы Обучающие:

  • расширение общего кругозора;
  • знакомство с историей появления шашечной игры, шашечным кодексом;
  • знакомство с шашечной терминологией (белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, бой, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, победа, ничья, дебютная схема, композиционная игра, дамка, тактические приемы, дамочные поля) и условными обозначениями;
  • знакомство и освоение правил шашечной игры, буквенно- цифровым рядом;
  • знакомство с простейшими дебютными схемами и разыгрывание их;
  • знакомство и освоение тактических приемов игры в шашки
  • (зажим, запирание, связка, размен, окружение, темп игры);
  • знакомство с основами композиционной игры и технологией ее разыгрывания;
  • знакомство        с        правилами        организации        рабочего        места        и        их соблюдением;
  • формирование элементов IT-компетенци

Развивающие:

  • развитие физических качеств: общей выносливости, выдержки, настойчивости, воли, уверенности в своих силах;
  • развитие шашечного мышления;
  • развитие личных качеств "бойца" (выдумки, изобретательности, внимательности, игровой активности);
  • развитие умения преодолевать препятствия, рассчитывать заранее действия противника, правильно ориентироваться в сложившейся ситуации.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к игре в русские шашки;
  • воспитание дисциплинированности, усидчивости;
  • воспитание дружеских взаимоотношений в игре, уважения к сопернику и судьям, строгого соблюдения спортивной этики;
  • формирование культуры общения и поведения в коллективе;
  • уважение к чужой деятельности и ее результатам;
  • формирование потребности довести каждую начатую партию до логического завершения;
  • формирование потребности в ежедневных тренировках.

1.3. Содержание программы.

1.3.1. Учебный план

№ п/п

Тема

Теория

Практика

Всего

1.

«Вводное занятие»

1

1

2.

«Азбука шашечной игры»

14

25

39

2.1

Доска. Расположение доски.

1

1

2

2.2

Доска.        Основные        правила        игры        в

шашки.

1

4

5

2.3

Доска – центр.

2

4

6

2.4

Доска – левый, правый фланг

2

4

6

2.5

Шашки – движение (шаги)

3

4

7

2.6

Удары шашками

2

4

6

2.7

Понятие        "дамка".        Особенности

движения "дамок". Удары дамками.

2

3

5

2.8

Горизонталь

1

1

2

3.

«Игровая практика»

3

6

9

4.

«Тактические        приемы        и

особенности их применения»

3

7

10

5.

«Турниры»

3

4

7

6.

«Итоговое занятие»

0,5

0,5

1

Итого:

23,5

42,5

67

1.3.2. Содержание учебно-тематического плана

занятия

Тема

Форма проведения

Кол- во

часов

Содержание

Форма работы

1

«Вводное занятие». Инструктаж по ТБ, ПБ

Теория

1

Техника безопасности на занятиях.

Появление шашек на Руси.

Упоминание их в сказках и былинах. Шашки в культурной жизни древней Руси и современной России. Русские

шашки как вид спорта.

Беседа. Показ презентации

«История шашек»

2        Тема «Азбука шашечной игры»

2.1

Доска. Расположение доски.

Теория

Практика

1

1

Доска. Расположение доски. Буквенно-цифровой ряд. Игровое поле. Расстановка шашек. Диагонали на шашечной доске. Простая шашка, дамка. Ход дамкой. Ход шашкой. Игровое качество дамки по сравнению с простой шашкой. Центр и центральные шашки. Бортовые поля. Дамочные поля.

Правильная расстановка шашек на доске. Диагонали на шашечной доске. Ход простой шашкой и

дамкой.

Игровое занятие

2.2

Доска. Основные правила игры в шашки.

Теория

Практика

1

4

Расположение доски. Расстановка шашек. Правила игры в русские шашки. Фланг. Правила игры.

Турнирная дисциплина. Правило "тронул - ходи", "рубить

обязательно".

Игровые занятия

Игра в парах. Стадии шашечной партии – дебют. Ход простой шашкой и дамкой.

2.3

Доска-центр.

Теория

Практика

2

4

Расположение доски. Расстановка шашек. Игровое качество дамки по сравнению с простой шашкой. Центр и центральные шашки. Бортовые поля. Дамочные поля.

Игра в парах. Стадии шашечной партии – дебют. Ход простой

шашкой и дамкой.

Игровое занятие

2.4

Доска – левый, правый фланг

Теория

Практика

3

4

Определять левый и правый фланги. Фланги – недопустимость заметного ослабления одного из них. Шашки первого ряда, их связь с укреплением и ослаблением позиции.

Игра в парах. Решение одноходовых комбинаций.        Тематические упражнения. Решение позиций на закрепление материала. Игровая практика и турниры в группе. Творческое задание.

Игровое занятие

2.5

Шашки – движение (шаги)

Теория

Практика

2

4

Простейшие элементы комбинации: устранение "мешающих" шашек и "доставка" недостающих, подрыв слабых        полей.        Способы передвижения шашек

Игра в парах. Решение позиций на

Игровое занятие

закрепление материала. Игровая

практика. Творческое задание.

2.6

Удары шашками

Теория

Практика

2

4

Удары. Виды ударов. Способы ударов шашками.

Решение позиций на закрепление материала. Игровая практика и турниры в группе. Игра в парах. Творческое задание.

Игровое занятие

2.7

Понятие "дамка". Особенности движения "дамок". Удары дамками.

Теория

Практика

2

3

Значение дамок, их передвижение, удары. Дамка против дамки. Две дамки против одной дамки. Три дамки против одной.

Тренировочные упражнения на выполнение ходов дамкой.

Игровое занятие

2.8

Горизонталь

Теория Практика

1

1

Горизонтали на доске.

Решение позиций на закрепление материала. Игровая практика и турниры в группе. Творческое задание.

Игровое занятие

3

«Игровая практика»

Теория

Практика

3

6

Применение игрового опыта. Анализ партий и типовых позиций. Конкурсы решений задач, этюдов. Сеансы одновременной игры. Выполнение        контрольно- нормативных и переводных требований.

Шашечные турниры. Анализ партий и      типовых      позиций.      Сеансы

одновременной    игры.    Творческое

Игровое занятие

задание.

4

«Тактические приемы и особенности их применения»

Теория

Практика

3

7

Тактические приемы: "зажим", "запирание",                "окружение". Простейшие элементы комбинации: устранение "мешающих" шашек и "доставка" недостающих, подрыв слабых        полей.                        Способы передвижения шашек. Фланги – недопустимость                заметного ослабления одного из них. Значение дамок, их передвижение, удары. Применение тактических приемов в решении тестовые позиции.

Шашечные турниры. Анализ партий и типовых позиций

Игровое занятие

5

«Турниры»

Теория

Практика

3

4

Понятие о шашечном турнире. Цель проведения шашечного турнира. Правила поведения в шашечных турнирах. Способы оценивания результатов.

Шашечный турнир. Анализ и самоанализ шашечных партий

Игровое занятие

6

«Итоговое занятие »

Теория

Практика

0,5

0,5

Понятие итогового занятия. Цель проведения итогового занятия. Содержание итогового занятия. Способы        оценивания образовательных результатов.

Анализ учебных достижений

Игровое занятие

1.4. Планируемые результаты.

Предметные результаты

Программные требования к знаниям (результаты теоретической подготовки)

В результате освоения программы обучающиеся получат возможность:

  • познакомиться с историей возникновения шашек, шашечным кодексом;
  • познакомиться с шашечной терминологией и условными обозначениями;
  • познакомиться с правилами шашечной игры и правилами проведения соревнований;
  • познакомиться с буквенно-цифровым рядом;
  • познакомиться с простейшими дебютными схемами и способами их разыгрывания;
  • познакомиться с тактическими приемами шашечной игры (зажим, запирание, связка, размен, окружение, темп игры);
  • познакомиться с основами композиционной игры и технологией ее разыгрывания;
  • познакомиться с правилами организации рабочего места.

Программные требования к умениям и навыкам (результаты практической подготовки):

В результате освоения программы обучающиеся получат возможность:

  • научиться ориентироваться на шашечной доске;
  • научиться правильно помещать доску между партнерами;
  • научиться правильно расставлять шашки, различать диагональ, вертикаль, горизонталь;
  • научиться применять на практике правила шашечной игры;
  • научиться следить за ходами противника, видеть и анализировать его действия;
  • научиться сравнивать и анализировать действия других игроков;
  • научиться решать простейшие комбинации;
  • научиться решать элементарные задачи в два хода;
  • научиться расставлять позиции с заданными условиями;
  • научиться рассчитывать соотношение сил игроков;
  • освоить тактические приемы игры в шашки (зажим, запирание, связка, размен, окружение, темп игры).

Личностные результаты

Программные требования к уровню воспитанности

В результате освоения программы обучающиеся получат возможность:

  • сформировать интерес к игре в русские шашки;
  • воспитать дисциплинированность, усидчивость, настойчивость, спокойствие;
  • воспитать дружеские        взаимоотношения        в игре,        уважение        к        сопернику и        судьям,        строгое        соблюдение спортивной этики;
  • научиться понимать причины        успеха/неуспеха игры и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • привить культуру общения;
  • научиться регулировать свое взаимодействие в процессе обучения с педагогом, в паре, в коллективе;
  • воспитать уважение к чужой деятельности и ее результатам;
  • научиться доводить каждую начатую партию до логического завершения.

Программные требование к уровню развития

В результате освоения программы обучающиеся получат возможность:

  • развить общую выносливость, выдержку, настойчивость, волю, уверенность в своих силах;
  • развить шашечное мышление;
  • развить личные качества "бойца" (выдумку, изобретательность, внимательность, игровую активность);
  • развить умение преодолевать препятствия, рассчитывать заранее действия противника, правильно ориентироваться в сложившейся ситуации.

Метапредметные результаты

В результате освоения программы обучающиеся получат возможность:

  • научиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • научиться определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • овладеть логическими действиями сравнения, анализа, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Формы подведения итогов реализации программы  - проведение развлечения в конце года, открытые, итоговые занятия, выпуски альбомов, совместные развлечения детей и родителей.

II Комплекс организационно-педагогических условий

2.1.Календарный учебный график

Дата проведения занятия

Время проведения занятия

Форма проведения занятия

Кол-во часов

Тема занятий

01.09.21

16.00 – 16.30

Мероприятие

1

День знаний

06.09.21

08.09.21

13.09.21

16.00 – 16.30

4

Комплектование группы

1

15.09.21

16.00 – 16.30

Вводное занятие. ТБ и ПБ

1

Беседа. Показ презентации

«История шашек»

2

20.09.21

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Доска. Расположение доски.

3

22.09.21

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Доска. Расположение доски.

4

27. 09.21

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Доска. Основные правила игры в

шашки.

5

29.09.21

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Доска. Основные правила игры в

шашки.

Всего

5

6

04.10.21

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Доска. Основные правила игры в

шашки.

7

06.10.21

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Доска. Основные правила игры в

шашки.

8

11.10.21

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Доска. Основные правила игры в

шашки.

9

13.10.21

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Доска – центр.

10

18.10.21

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Доска – центр.

11

20.10.21

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Доска – центр.

12

25.10.21

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Доска – центр.

13

27.10.21

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Доска – центр.

Всего

8

14

01.11.21

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Доска – центр.

15

03.11.21

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Доска – левый, правый фланг

16

08.11.21

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Доска – левый, правый фланг

17

10.11.21

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Доска – левый, правый фланг

18

15.11.21

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Доска – левый, правый фланг

19

17.11.21

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Доска – левый, правый фланг

20

22.11.21

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Доска – левый, правый фланг

21

24.11.21

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Шашки – движение (шаги)

22

29.11.21

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Шашки – движение (шаги)

Всего

9

23

01.12.21

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Шашки – движение (шаги)

24

06.12.21

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Шашки – движение (шаги)

25

08.12.21

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Шашки – движение (шаги)

26

13.12.21

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Шашки – движение (шаги)

27

15.12.21

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Шашки – движение (шаги)

28

20.12.21

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Удары шашками

29

22.12.21

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Удары шашками

30

27.12.21

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Удары шашками

31

29.12.21

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Удары шашками

9

32

10.01.22

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Удары шашками

33

12.01.22

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Удары шашками

34

17.01.22

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Понятие "дамка". Особенности

движения "дамок". Удары дамками.

35

19.01.22

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Понятие "дамка". Особенности

движения "дамок". Удары дамками.

36

24.01.22

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Понятие "дамка". Особенности

движения "дамок". Удары дамками.

37

26.01.22

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Понятие "дамка". Особенности

движения "дамок". Удары дамками.

38

31.01.22

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Понятие "дамка". Особенности

движения "дамок". Удары дамками.

Всего

7

39

02.02.22

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Горизонталь

40

07.02.22

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

Горизонталь

41

09.02.22

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

«Игровая практика»

42

14.02.22

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

«Игровая практика»

43

16.02.22

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

«Игровая практика»

44

21.02.22

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

«Игровая практика»

45

28.02.22

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

«Игровая практика»

Всего

7

46

02.03.22

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

«Игровая практика»

47

09.03.22

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

«Игровая практика»

48

14.03.22

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

«Игровая практика»

49

16.03.22

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

«Игровая практика»

50

21.03.22

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

«Тактические приемы и

особенности их применения»

51

23.03.22

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

«Тактические приемы и

особенности их применения»

52

28.03.22

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

«Тактические приемы и

особенности их применения»

53

30.03.22

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

«Тактические приемы и

особенности их применения»

Всего

8

54

04.04.22

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

«Тактические приемы и

особенности их применения»

55

06.04.22

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

«Тактические приемы и

особенности их применения»

56

11.04.22

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

«Тактические приемы и

особенности их применения»

57

13.04.22

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

«Тактические приемы и

особенности их применения»

58

18.04.22

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

«Тактические приемы и

особенности их применения»

59

20.04.22

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

«Тактические приемы и

особенности их применения»

60

25.04.22

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

«Турниры»

61

27.04.22

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

«Турниры»

Всего

8

62

04.05.22

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

«Турниры»

63

11.05.22

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

«Турниры»

64

16.05.22

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

«Турниры»

65

18.05.22

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

«Турниры»

66

23.05.22

16.00 – 16.30

Игровое занятие

1

«Турниры»

67

25.05.22

16.00 – 16.30

Итоговое занятие

1

«Шашечный турнир»

26.05.21-31.05.21

Отчет по итогам года.

Всего

6

Всего

за год

67

2.2. Условия реализации программы

2.2.1. Материально-техническое обеспечение

Требования к помещению для учебных занятий

В соответствии СанПиН 2.4.4.3172-14 для организации учебного процесса необходимо помещение:

  • площадь – из расчета не менее 2,0 м2 на одного обучающегося;
  • уровень освещенности люминесцентными лампами – 300-500 лк;
  • направленность светового потока от окон на рабочую поверхность – левосторонняя;
  • количество необходимого воздуха на одного учащегося – не меньше 20 м3
  • температура воздуха – 20-22 °C;
  • влажность – 40-60%;
  • скорость движения воздуха – не более 0,1 м/с.

Требование к мебели

Для полной реализации программы необходима мебель:

  • столы – 8 шт.
  • стулья – 15 шт.
  • шкаф для хранения материалов и инвентаря – 1 шт.

Расстановка мебели для обучающихся осуществляется с учетом ростовых показателей        согласно СанПиН 2.4.1.3049-13.

Группа роста детей

Группа мебели

Высота стола (мм)

Высота стула(мм)

(мм)

с 1150 - 1300

2

520

300

с 1300 - 1450

3

580

340

Требования к оборудованию учебного процесса

Для полной реализации программы необходимо следующее оборудование:

  • мольберт магнитный – 2 шт.
  • экран для проектора мобильный –1 шт.
  • проектор – 1 шт.
  • ноутбук – 1 шт.
  • шашечные доски – 8 шт.
  • набор шашек – 8 шт.

Требования к оснащению учебного процесса

Для полной реализации программы необходимо следующее оснащение:

  • простой карандаш – 15 шт.
  • точилка для карандашей механическая – 1 шт.
  • линейка –15 шт.
  • бумага для рисования – упаковка 500 листов.

2.2.2. Информационное обеспечение

музыкальный центр, экран, проектор, ПК.

Интернет – ресурс:

www.maam.ru www.nsportal.ru www.dohkolynok.ru

Для реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий будут использоваться следующие обучающие

цифровые образовательные ресурсы

Для педагогов

Видеофильмы для занятий. Режим доступа: http://www.videxp.com/, свободный

Презентации для занятий. Режим доступа: http://www.uchportal.ru/, свободный

Селевко Г.К .Современные образовательные технологии [Электронный ресурс]: учебное пособие./Г.К.Селевко.-М.: Народное образование, 1998.- Режим доступа: http://yandex.ru/search/, свободный.

Супердискотека для детей". Сборник веселых песенок [Электронный ресурс].-Электронные данные.- ООО "Би-Смарт", 2013.-1 опт. диск (CD-ROM).

Электронные периодические издания

«Воспитатель ДОУ» журнал [Электронный ресурс]: периодическое издание. Режим доступа: http://doshkolnik.ru/, свободный

«Детский сад от А до Я» журнал [Электронный ресурс]: периодическое издание. Режим доступа:

http://detsad-journal.narod.ru/, свободный.

«Дошкольное образование» газета [Электронный ресурс]: периодическое издание. Режим доступа:

http://best-ru.net/cache/9988/, свободный.

«Обруч» журнал [Электронный ресурс]: периодическое издание Режим доступа: http://www.obruch.ru/, свободный.

«Современное дошкольное образование: теория и практика» журнал [Электронный ресурс]: периодическое издание. Режим доступа: http://sdo-journal.ru, свободный

«Справочник   руководителя        дошкольного        учреждения»   журнал        [Электронный        ресурс]:        периодическое   издание.        Режим        доступа: http://www.menobr.ru/products/7/, свободный.

"О детстве" портал для детей, родителей и педагогов. Режим доступа: http://www.o-detstve.ru/, свободный

Для дошкольников

"Детский сад" - "Картинки", "Раскраски", "Мультфильмы", "Детская литература", "Аудиосказки" и др. Режим доступа: htt://detsad-kitty.ru/, свободный

"РазИгрушки" - гармоничное развитие и воспитание детей. Режим доступа: http://razigrushki.ru/, свободный

"Baby news" развивающие материалы для детей. Режим доступа: http://www.baby-news.net/, свободный

Детские раскраски онлайн . Режим доступа: http://packpacku.com/, свободный "Обучалки и развивалки для детей". Режим доступа: http://www.detkiuch.ru/, свободный

"Почитай-ка", детский сказочный журнал. Режим доступа: http://www.cofe.ru/read-ka/, свободный Игры для детей. Режим доступа: http://www.detochka.ru/, свободный

Детский мир: загадки, песенки, мультфильмы.. Режим доступа: http://www.skazochki.narod.ru/, свободный Детская "игровая комната". Режим доступа http://www.playroom.com.ru/, свободный

Детский портал "Солнышко". Режим доступа: http://www.solnet.ee-/, свободный "Почемучка". Режим доступа: http://pochemu4ka.ru/, свободный

Книги для детей. Режим доступа: http://detsad-kitty.ru/ , свободный

Лукошко сказок. Режим доступа: http://lukoshko.net/, свободный

2.2.3. Кадровое обеспечение

Разработчик программы: Горбенко Марина Ивановна – педагог дополнительного образования - высшая квалификационная категория. Стаж работы 26 лет

2.3. Методические материалы

Форма организации образовательного процесса: индивидуальная, групповая.

Успешное решение поставленных задач на познавательных занятиях        с дошкольниками возможно только при использовании педагогических принципов и методов обучения.

Принципы:

  • индивидуализации (определение посильных заданий с учётом возможностей ребёнка);
  • систематичности (непрерывность и регулярность занятий);
  • наглядности (грамотный подбор дидактического материала педагогом);
  • повторяемости материала (повторение полученных знаний и умений);
  • сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям).

Методические приёмы:

Наглядный метод – грамотный подбор дидактического и демонстрационного материала, является основным.  Педагог подбирает материал доступный для просматривания и в соответствии с возрастом. Закрепление пройденной темы – экскурсии, встречи, показ педагога, использование педагогом компьютерных технологий, для создания у обучающегося дополнительной мотивации.

Словесный метод. Это беседа о данной теме, объяснение, обсуждение историй из личного опыта педагога, объяснение методики выполнения приемов (продуктивная деятельность), оценка.

Метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с различными практическими материалами, где педагог, используя игровую атрибутику, активизирует работу головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания.

Практический метод заключается в делении задания на несколько занятий

Концентрический метод по мере усвоения детьми определенных знаний, вновь возвращается к пройденному, но уже усложняя их.

Название учебного раздела

(учебной темы)

Название и форма методического материала

Вводное занятие

Правила безопасности при обучении игре в русские шашки

Азбука шашечной игры

Учебный фильм "Шашки - это интересно", примерный перечень творческих заданий к разделу

Игровая практика

Опорные схемы, технологические карты, презентация "Комбинации в шашках"

Тактические приемы и

особенности их

Опорные схемы, карточки – дебюты, готовые позиции

Применения

Турнир

Положение о проведении шашечного турнира

Итоговое занятие

План проведения итогового занятия

2.3.1. Алгоритм учебного занятия

  1. Тема занятия.
  2. Мотивационный момент
  3. Создание проблемной ситуации
  4. Двигательная деятельность (физминутка, игра)
  5. Самостоятельный поиск решение проблемы
  6. Подведение итогов. Релаксация.

2.3.2. Этапы проведения занятия

Педагог заранее продумывает размещение детей на занятии (в зависимости от содержания)

Занятие состоит из трех частей:

IВводная часть

  1. Введение в тему (2 мин.)
  2. Мотивация деятельности детей (2 мин)
  3. Целеполагание (2мин)
  1. Основная часть

  1. Актуализация ранее приобретенных знаний (3 мин)
  2. Добывание (сообщение и принятие) нового знания (6 мин)
  3. Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания(12 мин)
  1. Заключительная часть

3.1.Анализ и самоанализ детей. Релаксация. (3 мин)

  1. 2.4. Методические рекомендации

В дошкольной педагогике одним из самых актуальных вопросов является планирование и проведение в учреждении дошкольного образования досуга и кружковой работы.

Из разнообразия всех видов деятельности в свободное время в детском саду, можно отдать предпочтение настольной игре в шашки, которая считается одной из самых интересных и всесторонне развивающих игр для детей. Какую пользу в развитии дошкольников несет с собой эта игра?

Шашки по праву признана одной из самых интеллектуальных игр, поэтому, прежде всего, она стимулирует мыслительную деятельность детей, способствует их логическому мышлению, развивает пространственное воображение, память и внимание, что очень важно для подготовки к школе. Поскольку большая часть детей в дошкольном возрасте по своей природе очень подвижны и активны и им трудно сосредоточить свое внимание на продолжительное время, то эта волшебная игра ненавязчиво формирует у них такое качество, как усидчивость.

А также эта игра воспитывает в детях такие немаловажные для их будущей жизни качества, как умение самостоятельно думать и нести ответственность за принятое решение, адекватно относиться к неудачам и поражениям, предусматривает совместную деятельность детей, что совершенствует навыки общения, воспитывает доброжелательное отношение детей друг к другу, тем самым создавая благоприятный эмоциональный фон в группе.

Начинать обучение детей игре в шашки рекомендуется в старшем дошкольном возрасте. Именно в этом внимание детей становится более устойчивым и произвольным, развивается прогностическая и наглядно – образная функции мышления, которые позволяют решать уже более сложные задачи. К 6 годам дети становятся больше усидчивы (могут заниматься одним видом деятельности в течение 25 - 30 минут) и способны играть по установленным правилам.

При обучении игре в шашки, прежде всего, важно знать , что детей ни в коем случае нельзя заставлять, они должны сами этого захотеть. В группе всегда найдутся активные и любопытные дети, которые любят «что – то новенькое», сначала они включаются в работу, затем и другие дети, глядя на них, тоже начинают увлекаться игрой в шашки.

Главное, чтобы процесс обучения детей проходил ненавязчиво и интересно. Знакомить детей с новым для них материалом необходимо в простой и очень доступной для их понимания форме. Например, рассказывать детям о правилах игры в шашки можно в виде сказки или в стихотворном варианте, заучив который, дети быстро начнут в них ориентироваться и перестанут путаться (самая распространенная ошибка – ход назад простой шашкой при отсутствии «безопасных» ходов вперед).

Правила игры в шашки на первый взгляд кажутся несложными, но для игры в шашки не достаточно просто знать правила, так как эта игра содержит в себе много разного рода трудностей, тонкостей и хитросплетений. Для того, чтобы дети хорошо научились играть в шашки, нужны систематические занятия, которые заключают в себе минимум теории и максимум практики.

Знакомство и обучение детей игре в шашки происходит поэтапно, по принципу: от простого к сложному. Сначала детей нужно познакомить с историей возникновения этой игры, затем продемонстрировать им доску, фишки черного и белого цветов, после чего научить правильно расставлять шашки на игровом поле, объяснить, почему все шашки ставятся только на темные клеточки (это необходимо для того, чтобы шашки соперников встретились в игре) и так далее. Необходимо также четко сформулировать суть игры, которая заключается в том, чтобы при продвижении своих шашек вперед, уничтожить шашки соперника или перекрыть ему все ходы. После того, как дети усвоили общие сведения о шашках, можно приступать к знакомству с основными правилами игры. Стихотворный вариант, который очень помогает детям быстро освоить правила этой умной игры.

  1. Начинать бой можешь смело – Первый ход всегда за белой!
  2. Шашки медленно, но метко

Шагают лишь по черным клеткам!

  1. Наверно, шашкам не везет, Что ходят шашки лишь ВПЕРЕД!
  2. Знают все: и стар, и млад, Шашкой бьем вперед – назад!
  3. Шашка соперника сразу погибнет, Если твоя ее перепрыгнет!
  4. Поля вдруг конец настанет, Сразу шашка «дамкой» станет!
  5. Чтоб твою «дамку» не поймали, Ход ее по всей диагонали!
  6. Цель игры – побить «врагов» И чтоб им не было ходов!

Дети, как правило, увлекаются также быстро, как и теряют потом интерес. Поэтому задача воспитателей не только как можно дольше удерживать этот интерес, но и с каждым занятием подпитывать его и все больше увеличивать. Для этого рекомендуется не затягивать занятия (продолжительность не должна превышать 30 минут), чтобы у детей не было переутомления, результатом которого может стать снижение мозговой активности и внимания.

Сами занятия по шашкам нужно проводить не более двух раз в неделю, чтобы дети ими не пресытились, потому что это может повлечь за собой быстрое надоедание и потерю интереса. Планировать занятия нужно таким образом, чтобы чередовались        несколько        видов        деятельности: теоретическая (знакомство        с        новым материалом), практическая (демонстрация простых, но показательных и увлекательных фрагментов игры в шашки и решение простых шашечных задач) и игровая (игры соревновательного характера).

Необходимо помнить, что играть в шашки ребенку нужно не только с игроками сильнее, но также и слабее него (победы в игре будут стимулировать его, подогревать интерес, а вот частый проигрыш может отрицательно повлиять на дальнейшее желание ребенка играть в шашки). Важно каждого ребенка время от времени хвалить (за победу, даже за один верно сделанный им ход), и никогда нельзя его критиковать за проигрыш — это отобьет у него желание вообще когда – либо в будущем заниматься не только шашками, но и, быть может, другими играми соревновательного характера.

Играя в шашки, ребенок учится логически и абстрактно мыслить, принимать важные решения, продумывать на несколько ходов вперед. Поэтому в ходе игры никогда нельзя его торопить, потому что правильные решения, которые влияют на итог игры, должны приниматься не спеша, ибо он сам несет за них ответственность. В случае поражения в игре, необходимо научить ребенка относиться к данной ситуации спокойно и выдержано, не огорчаться, а делать выводы, учить анализировать ошибки.

Поражение в игре, это тоже результат, пусть и со знаком минус, но он тоже является своего рода уроком, опытом. При поражении надо приободрить ребенка, сказав, что у него обязательно все получится, что вы в него верите. Воспитатель на протяжении всего времени занятий должен доносить и подчеркивать мысль о том, что для достижения успешных результатов в игре в шашки, нужно много тренироваться и относиться к этому делу серьезно и ответственно.

По окончанию всех занятий обучения детей игре в шашки дети должны уметь мысленно рассуждать в ходе игры при каждом очередном шаге, анализировать правильные и ошибочные ходы, предвидеть ходы соперника на несколько шагов вперед, строить хитроумные шашечные комбинации, а также из множества ходов выделять  самый верный и целесообразный.

Подвести итог всего курса обучения необходимо проведением итогового соревнования по шашкам между детьми, где им вручаются дипломы и подарки.

2.5. Список литературы.

Список литературы

  1. Волчек А.А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004.
  2. Егоров А.П. Как научить играть в шашки?, - М.: Чистые пруды, 2005
  3. Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  4. Сидорычев В.Н. Русские шашки для дошкольников: учеб. метод. пособие /В.Н. Сидорычев. – М.: Линка-Пресс, 2016.
  5. Шашки для детей/ В.К. Погрибной, В.Я. Юзюк. Изд. 2-е, перераб. и доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.