подготовка к школе

Гордиенко Марина Ивановна

ГБДОУ детский сад№82 Фрунзенский район г. Санкт-Петербург.

Автор: Гордиенко Марина Ивановна, воспитатель высшей квалификационной категории

Подготовка к школе  детей старшего дошкольного возраста

 Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи.

  Грамота – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т.е. овладение письменной речью.

     От того, как ребенок будет введен в грамоту, во многом зависят его успехи не только в чтении и письме, но и в усвоении русского языка в целом. Чтобы сделать обучение грамоте в школе более успешным, необходимо часть умений формировать в детском саду.      Подготовка должна начинаться в старшей группе детского сада, так как у пятилетнего ребенка особое чутье к языку. Чтение и письмо – сложные навыки, требующие определенного уровня развития ребенка (психологического, физиологического и лингвистического). Речевое и языковое развитие ребенка должно плавно протекать в рамках возрастных возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка.    Организуя работу по подготовке к обучению грамоте необходимо помнить, что главное – учитывать особенности ребенка-дошкольника, его интересы и потребности.  

     В обязательное содержание работы по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников входит:

- ознакомление со словом, вычленение слова как самостоятельной смысловой единицы из потока речи;

- ознакомление с предложением и его словесным составом;

- деление предложения на слова и составление из слов (2-4) предложений;

- членение слов (из 2-3 слогов) на части и составление слов из слогов;

- ознакомление со звуковым строением слов, формирование навыков звукового анализа слов;

- знакомство с буквами.

     Традиционное содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте включают в себя три направления:

- развитие связной речи,

- подготовка к обучению чтению,

- подготовка к обучению письму.

     Эти направления должны стать обязательными структурными компонентами нод.

Развитие связной речи

     В дошкольном детстве ребенок овладевает прежде всего диалогической речью. Она состоит из обмена высказываниями, для которых характерны вопрос, ответ, добавления, пояснения, возражения, реплики. При этом особую роль играют мимика, жесты, интонация, которые могут изменить значение слова.

     Владение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников.

     Словарная работа с детьми старшего дошкольного возраста предполагает также освоение новых (переносных) значений известных слов.

     В старшей группе вводится новый вид работы – ознакомление со словесным составом предложения. Дети подводятся к пониманию того, что речь состоит из предложений, предложение – из слов, слова – из слогов и звуков, то есть у детей вырабатывается осознанное отношение к речи, что является необходимой подготовкой к усвоению грамоты.

С детьми седьмого года жизни уточняется правильное употребление «трудных» глаголов

     В подготовительной группе закрепляется умение образовывать название детенышей животных в самых разных случаях (у лисы – лисенок, у лошади – жеребенок) и название предметов (сахарница, но солонка).

     Дети в этом возрасте учатся подбирать однокоренные слова (весна – весенний, веснушки).

     Необходимо помнить, что основательное упражнение в устной речи является лучшим фундаментом и подготовкой к усвоению речи графической. «Ребенок должен научиться говорить прежде, чем он может перейти к разумному чтению» (Песталоцци).

Подготовка к обучению чтению

     В процессе словесных игр дети учатся называть слова с заданным звуком, определять местоположение звука в слове (в начале, в середине или в конце).

     Хорошо отработанное действие интонационного выделения звука в слове, когда ребенок последовательно движется от первого звука к последнему, является основой будущего грамотного, без пропусков письма.

     После того как дети овладевают навыками проведения звукового анализа простейших слов, их знакомят с гласными звуками. Дети узнают, что этим звукам ничто «не мешает» - ни зубы, ни губы, ни язык: они легко «выходят» изо рта. Звуки, которые мы произносим громко, полным голосом, называются гласными звуками – обозначим их красной фишкой.

     Спустя некоторое время на последующих занятиях дети узнают о согласных звуках, произнесению которых всегда что-то «мешает» - губы, зубы, язык.

     Далее дети узнают, что у согласных звуков есть «братцы», различают большого и малого «братцев». Педагог учит различать на слух твердые и мягкие согласные звуки. В основу методики обучения положен принцип сопоставления оппозиционных по твердости – мягкости пар: берутся для сравнения два слова (кот и кит), проводится их звуковой анализ, дети пытаются найти одинаковые звуки в этих словах.

    На занятиях по обучению грамоте в старшей группе дошкольников знакомят с предложением.  Дети учатся составлять предложения из 2-4 слов, делить предложения на слова, называя их по порядку (первое, второе и т.д.), переставлять, добавлять или заменять слова в предложении

     В старшей группе учат делить слова на части (слоги) с использованием различных приемов: прошагать слово, прохлопать, медленно произнести, поднеся руку к подбородку, и т.д.

     В подготовительной к школе группе продолжается работа по звуковому анализу слов, детей учат вычленять и обозначать словесное ударение, проходит знакомство со всеми буквами русского алфавита, дети усваивают некоторые правила орфографии, учатся анализу и синтезу предложений разной конструкции.

     Таким образом, с детьми седьмого года жизни на НОД по обучению грамоте работа продолжается по трем единицам речи: звуку, слову, предложению. Ведущей задачей остаются формирование устной речи детей, обогащение словарного запаса, развитие коммуникативных способностей на основе общения.

     В подготовительной группе необходимо познакомить детей с ударением, научить выделять в слове ударный слог и ударный гласный звук, обозначать его фишкой на модели.

 Правильное выделение ударения при чтении в будущем позволит детям преодолеть послоговое произнесение слова и перейти к чтению целыми словами.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ПДД всем нужны СТАРШАЯ ГРУППА30.17 КБ

Предварительный просмотр:

                 Конспект НОД по ПДД для детей

                       Старшего дошкольного возраста  на тему:

                    «Правила  дорожные   всем  нужно  знать,

                    правила  дорожные   надо  выполнять»

составители: Гордиенко М.И

    Цель: закрепить знания детей о дорожных знаках; развивать у детей навыки практического выполнения правил уличного движения; выработать у детей алгоритм безопасного поведения в тех или иных дорожных ситуациях и закрепить его через игровую форму; воспитывать уважение к правилам дорожного движения, чувство дружбы, взаимовыручки.

Задачи:

Образовательная:

• Учить детей видеть то, что представляет опасность для их жизни и здоровья в условиях улицы.

• Закрепить представления детей о назначении дорожных знаков, умение различать запрещающие, информационные, предупреждающие, знаки особых предписаний и знаки сервиса.

• Расширить представления детей о правилах поведения во дворе и на улице.

Развивающая:

• Развивать навыки связной речи, внимание, память, сообразительность.

Воспитательная:

• Воспитывать чувство самосохранения.

• Воспитывать общую культуру поведения на улице.

• Способствовать созданию положительного эмоционального настроения.

Интеграция образовательных областей:

Социализация:

• Помочь детям почувствовать себя участниками дорожного движения в условиях, приближенных к реальным.

• Побуждать детей сознательно относиться к сохранению своего здоровья.

Познание:

• Формировать представления о Правилах дорожного движения.

Коммуникация:

• Содействовать проявлению у детей положительных эмоций от совместной деятельности, умению выражать их, развитию эмоционально-речевого общения.

Безопасность:

• Продолжать формировать навыки безопасного поведения детей на улице

    Оборудование: дорожные знаки, фонограммы из к/фильма “Про Красную Шапочку”, кукольный театр к сказке «Колобок», ширма.

Сценарий

Ведущий 1: Мир сказок загадочный очень хороший,

                        Не зря дети сказки встречают и ждут.

                        Давайте похлопаем дружно в ладоши,        

                        Герои из сказок к нам в гости придут.

Ведущий 2: Замечательные сказки помнят с детства стар и млад,

                        Но хотим мы эти сказки показать на новый лад.

                        Даже в сказках все, без исключения,

                        Должны знать Правила дорожного движения.

                        Но иногда бывает, зайчишка заиграется

                        И выйдет на дорогу, тогда беда случается!

Звучит музыка, выходит Зайчик, играет мячом.

Зайчик: Мне машина нипочём! Буду здесь играть с мячом!

Под музыку выезжает «машина», задевает зайчика. Он садится на пол.

 «Машина» уезжает. К Зайчику подбегает Зайчиха.

Зайчиха: Ай-ай! Мой сынок играл на дороге,

                 Теперь он лежит, болят его ноги!

Вбегает Доктор Айболит.

Айболит: Что случилось? Где больной?

                    Почему лежит на мостовой?

Зайчиха: Ай-ай! Мой Зайчик пошёл играть в мячик,

                 Он бежал по дорожке, и ему переехали ножку.

                 И теперь он больной и хромой,

                 Маленький Заинька мой!

Доктор Айболит: Правил дорожных на свете немало.

                    Все бы их выучить вам не мешало.

                    Площадки и дворы – вот место для игры!

                    А на проезжей части игра ведёт к несчастью

                    Я сейчас вылечу ему ножку,

                    Он опять побежит по дорожке.

Доктор Айболит забинтовывает лапку Зайчику. Зайчик встаёт.

Зайчиха: Ну, спасибо тебе, Айболит!

Танец Зайчихи и Зайчика.

Доктор Айболит:  Нужно правила движенья

                                 Выполнять без возраженья:

                                   На проезжей части – не играть, не кататься,

                                   Если хочешь здоровым оставаться!

Доктор Айболит:  Ребята, вам должно быть ясно:

                                   Вблизи дороги играть опасно! (Уходят).

Ведущий 1:  Угадайте без подсказки следующего героя сказки:

                         Кому надоело сидеть на окошке,

                         И он покатился гулять по дорожке? (Колобок).

Под русскую народную мелодию на ширме появляется Колобок, поёт песенку.

Колобок:     Я – Колобок, Колобок, у меня румяный бок,

                       Я от бабушки ушёл, я от дедушки ушёл,

                       Сам себе хозяин!

                       Я дорогою иду, напевая на ходу,

                       Весел и отчаян!

                       Попав в большой и шумный город,

                       Я растерялся, я пропал,

                       Не зная знаков светофора,

                       Чуть под машину не попал!

                       Кругом машины и трамваи,

                       То вдруг автобус на пути.

                       Признаться честно, я не знаю,

                       Как мне дорогу перейти.

Ведущий 1:  Вы, ребята,  помогите:

                         Колобку  все расскажите,

                         Дорогу как переходить,

                         Чтоб под машину  не угодить.

Ведущий 2:     На дорогах с давних пор

                         Есть хозяин светофор.

                            Перед вами все сигналы,

                         Им представиться пора.

Выходят девочки в красном, желтом и зеленом платье, читают стихи.

Вместе:  Чтоб тебе помочь

        Путь пройти опасный,

        Горим и день и ночь,

        Зеленый, желтый, красный.

Красный светофор:  Самый строгий красный сигнал:

                                 Он горит — дороги нет!

Желтый светофор:  Чтоб спокойно перешел ты,

                               Подожди, зажжется желтый!

Зеленый светофор: Сигнал зеленый впереди,

                                Путь открыт, переходи!

Ведущий 1:  Перейти через дорогу

                         Вам на улице всегда

                         И подскажут и помогут

                         Эти яркие цвета.

Дети исполняют песню «Светофор».

ФИЗМИНУТКА

«Светофор»

Красный сигнал нам говорит:
Стой! Опасно! Путь закрыт!
Желтый сигнал-предупрежденье:
Жди сигнала для движенья.
Зеленый сигнал открыл дорогу:
Переходить ребята могут!
— Ребят! На красный сигнал нужно стоять на месте,
На желтый хлопать в ладоши, а на зеленый — шагать на месте.
(Воспитатель показывает разные сигналы светофора)

Чтоб аварий избегать.

 (Руки на пояс — повороты в стороны)
Надо строго соблюдать
Правила движения

 (Поочередное поднимание рук — вперед, вверх, развести в стороны, опустить)
И нормы поведения.
Вы запомните, друзья.
На дороге нам нельзя
Бегать, прыгать и скакать

(Прыжки на месте на двух ногах)
И с мячом в футбол играть.
И не думайте напрасно

 (Ходьба на месте с высоким подниманием колен)
Что здесь вовсе не опасно.
Изучайте понемногу, как переходить дорогу.

Колобок: Вот спасибо вам, друзья, правила запомню я:

                     Нужно слушаться без спора указаний светофора!

На ширме появляются дед с бабкой.

Бабка:  Что ж ты, глупый Колобок, от нас пустился наутёк?

              Далеко ведь не уйдёшь, под машину попадёшь.

Дед: Если правила движения ты изучишь все, малыш,

          Под трамвай и под автобус никогда не угодишь!

Бабка:  А теперь, наш дорогой, с нами ты пойдёшь домой.

Герои сказки уходят.

Ведущий 1:  Угадайте без подсказки следующего героя сказки:

                       В гости к бабушке пошла,
                       Пироги ей понесла.
                       Серый Волк за ней следил,
                       А потом ей навредил.

 Красная шапочка идёт, гуляет, поёт – навстречу Волк.

Волк: Куда ты, девочка, спешишь?

         И почему же ты молчишь?

         Что там, в корзиночке твоей,

         Наверно завтрак – дай скорей!

Красная Шапочка: Я к бабушке иду своей,

                                     Она хворает, плохо ей.

                           Я масла ей несу горшок

                           И очень вкусный пирожок.

Волк: Зубов и так нет у меня

          Неси всё бабушке дитя

          А где же бабушка живёт?

Красная Шапочка: К ней напрямик лежит дорога,

                                    Но опасностей там много.

                                    А есть ещё одна: по ней

                                    Путь безопасней, но длинней.

                                    Пойду по длинной я дороге.

Волк: А теперь и я пойду,

         Бабушку твою найду.

         Но нужен мне короче путь

         Ай! Доеду как-нибудь (берёт велосипед).

 (Стоит ребенок со знаком «Движение на велосипеде запрещено».

Волка сбивает «машина», он падает).

Волк: Что случилось?        

            Искры  супятся  из глаз

         Все вокруг вдруг закружилось

         Шишка… Разозлюсь сейчас.

            Что за знак тут стоит?

         Кто из вас мне объяснит?

Ребенок (со знаком «Движение на велосипеде запрещено»):

              Знак запомните, друзья, 
             И родители, и дети: 
             Там, где он висит, нельзя 
             Ездить на велосипеде! 
Волк продолжает путь, стоит ребенок со знаком «Опасный поворот».

Волк: Вот и все, приехал я

        Здравствуй, бабушка моя!

        (падает )

        Что за знак подвел меня,

        Выбил зуб последний я.

        (дети отвечают)

Ведущий 2: Уважаемый волк, чтобы не попасть в беду на дороге, надо знать правила дорожного движения. В этом нам помогут дорожные знаки.

Ребенок (со знаком «Опасный поворот»):
             Этот знак тревогу бьет – 
             Вот опасный поворот! 
             Ехать здесь, конечно, можно, 
             Только очень осторожно. 

Ребенок (со знаком «Первая медицинская помощь»):     

                Если кто сломает ногу,
               Здесь врачи всегда помогут.
               Помощь первую окажут,
               Где лечиться дальше, скажут.

Ребенок (со знаком «Дети»). 
               
Посреди дороги дети, 
               
Вы всегда за них в ответе. 
               
Чтоб не плакал их родитель, 
               
Будь внимательней, водитель! 

Дорожные знаки (хором):

              Мы – важные знаки,

              Дорожные знаки

              На страже закона стоим.

              Вы правила знайте

              И их соблюдайте,

              А мы вам помочь поспешим!

Ведущий 1:  Сказки любят все на свете, любят взрослые и дети!

                         Сказки учат нас добру и прилежному труду.

                        Сказки нас учат добрыми быть, крепко дружить, дружбу ценить,

                        Слабым всегда и во всём помогать, и малышей не обижать.

Ведущий 2:  Не простая сказка эта, в ней и шутка, и намёк.

                      В нашей сказке спрятан где-то добрым молодцам урок.

                      Правила движения всем нужно изучать,

                      Правила движения всем нужно выполнять!

Дети поют песню «Помни правила движения».

Игра «Перевези пассажира». 
Первый игрок - «водитель» бежит, берет обруч, возвращается в команду, цепляет «пассажира», бегут вдвоем до определенного места, «водитель» высаживает «пассажира», бежит за следующим.

Игра «Кто быстрее?»

«Песня про любовь и про правила дорожного движения» (на мотив песни «Вернисаж»).

Ведущий 1: Вот и закончился наш праздник. 
                       Я желаю вам, ребята, чтоб на дороге 
                       Вы никогда не знали бед. 
                       И чтоб навстречу вам в пути 
                       Горел всегда зеленый свет.