Создание предметно-развивающей среды в ДОУ по коррекции плоскостопия.

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей была актуальна во все времена и остается таковой сегодня.

Стопа является опорой, фундаментом тела, поэтому естественно, что нарушение этого фундамента обязательно отражается на формировании подрастающего организма.

Изменение формы стопы вызывает не только снижение ее функциональных возможностей, но и отрицательно влияет на общее состояние ребенка.

Наш опыт организации коррекционной работы свидетельствует о том, что успешная профилактика и коррекция плоскостопия у детей возможны на основе комплексного подхода, который заключается, с одной стороны, в использовании всех средств физического воспитания (гигиенических, природно-оздоровительных факторов и физических упражнений), с другой стороны — в преемственности различных его видов и форм.

Создание полноценной физкультурно-оздоровительной среды предусматривает наличие оборудования и инвентаря, способствующего укреплению мышц стопы и голени и оказывающего положительное влияние на формирование сводов стопы

Для этого в нашей группе в доступном для детей месте находится физкультурный уголок, в котором имеются:

-Массажные дорожки со следами, пуговицами, веревочками

-Массажные ортопедические коврики с различными поверхностями (имитация травы разной жесткости, камушек)

-массажные мячи (большие, маленькие)

-обручи        

-скакалки

-палочки

-гантели

-ребристые карандаши

-платочки

-скалочки для игры «Катамараны»

-мешочки с наполнением (горох, песок, крупа)

-различный бросовый материал (пробки, крышки, пуговицы, крупные бусины, киндер-яйца

-речные камушки (с водой или без неё)

Для более эффективной работы по коррекции плоскостопия были придуманы и разработаны специальные комплексы утренней гимнастики, физминутки, динамические паузы, комплексы упражнений для закаливания после сна с использованием различного инвентаря.

Специальные комплексы упражнений, направленные на укрепление мышц стопы и голени и формирование сводов стопы, применяются в различных формах физического воспитания под ритмическую или спокойную музыку в зависимости от режима дня (в утренние часы музыка бодрящая, а во второй половине дня-более спокойная).

Особенностью комплексов является использование игровых упражнений с привлекательными для детей образами («Котята», «Утята», «Матрешки» и др.), а также упражнений с предметами — мячом, обручем, скакалкой. Подобные упражнения профилактической и коррекционной направленности воспринимаются детьми как часть игры и включаются ими и в самостоятельную двигательную деятельность, что чрезвычайно важно. Например, когда одна подгруппа детей находится на занятии, то вторая подгруппа вместе с младшим воспитателем в приемной играют в игры:

 «Катамаран»-ребенок сидя на скамейке катает гантели или скалки вперед-назад двумя стопами вместе и поочередно;

«Колючий еж»-детям очень нравится массажный мячик су-джок, поэтому они с удовольствием захватывают его между стопами, пытаясь удерживать его и покатать;

«Не урони»- для укрепления мышц ног и развития цепкости пальцев- ребенок из одного обруча захватив пальцами предмет (пуговицу, бусину, камушек) переносит его в другой обруч и др.

Для смены подвижной деятельности на более спокойную предлагаем гиперактивным детям «пройти тренировку для космонавтов, разведчиков, спортсменов»-ребенок садится на стул и разминает свои стопы с помощью карандашей, палочек, платочков и т.д.

В вечернее время, когда детей остается мало предлагаем поиграть в «Ножной конструктор»- построить забор, гараж, дорогу с помощью пальцев ног или разложить мелкие детали конструктора по разным коробочкам (дети садятся на стулья вокруг рассыпанного конструктора и перебирают его).

В летний период весь процесс по коррекции плоскостопия переносится на игровую площадку. Поэтому у детей возникает желание: ходить босиком по траве, поваляться на траве без одежды.

Учитывая индивидуальные особенности детей, их интересы, желания все игровые упражнения, закаливающие процедуры выполняются на свежем воздухе.

Свое выступление хочу закончить словами-обращением Жан-Жака Руссо ко всем педагогам: "Прежде чем сделать ребенка умным, сделай его здоровым и крепким". Цените и берегите свое здоровье и здоровье наших детей.

Необычные, нетрадиционные методы и приёмы повышают интерес к занятиям, вызывают эмоциональный подъём, положительный результат, развивают у детей подвижность, пластичность, чувство ритмичности, артистичность, ловкость.