Буклет "Метафорические ассоциативные карты"

Зиганшина Дарья Минигалиевна

История создания, какие колоды существуют, применение МАК в своей работе, с родителями и детьми, правила использования и преимущества использования МАК в работе с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_2.docx138.42 КБ

Предварительный просмотр:

Возможно использовать в образовательных областях «Речевое развитие» (рассказ историй по карте), «Познавательное развитие» (дидактический материал), «Социально-коммуникативное развитие» (проигрывание жизненных ситуаций), «Художественно-эстетическое развитие» (рисование с использованием карт).

Правила использования мак с детьми дошкольного возраста:

  • МАК можно использовать в работе с детьми с 4-5 лет, когда ребёнок уже хорошо разговаривает и может рассказать о том, что он видит на карте.
  • Чем меньше ребёнок, тем меньше карт должно быть в колоде (часть карт можно просто убрать).
  • В работе с дошкольниками лучше использовать колоды с понятными для них изображениями.
  • Абстрактные колоды с детьми дошкольниками не используются.
  • Если ребёнок отказывается от игры с картами, то не заставляйте его!

Преимущества использования МАК в работе с детьми: первое это то, что карты воспринимаются ребёнком как игра и это снимает напряжение и тревожность, как правило дети с увлечением включается в рассматривание карт. Также использование карт даёт нам с вами дополнительную информацию о ребёнке и его окружении, что мы сможем в дальнейшем использовать для своей работы. С помощью карт можно развивать эмоциональный интеллект, творческое начало, познавательные процессы.

Литература для изучения:

  1. Ингерлейб М. Метафорические ассоциативные карты. Полный курс для практики. – СПб.: Питер, 2021 г.
  2. Толстая С.В. Метафорические ассоциативные карты в семейном консультировании. – М., 2019 г.
  3. Буравцова Н.В. Использование ассоциативных карт в работе с детьми и подростками. – Новосибирск, 2017 г.

Интернет ссылки:

  1. Дошкольный портал Чунского 

района dou-chuna.ru – раздел «Методическая копилка».

  1. https://nsportal.ru/ziganshina-darya-minigalievna 
  2. https://infourok.ru/user/ziganshina-darya-minigalievna 

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад № 1 р.п. Чунский

МЕТАФОРИЧЕСКИЕ АССОЦИАТИВНЫЕ КАРТЫ.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ МАК (МЕТАФОРИЧЕСКИХ АССОЦИАТИВНЫХ КАРТ).

Составитель: педагог-психолог

МДОБУ детский сад № 1 р.п. Чунский Зиганшина Д.М.

История

Создателем первой колоды О-карт был канадский художник Эли Раман.

       Эли Раман долгое время занимался преподавательской деятельность и был увлечен карточными играми.  Он создал колоду карт, на которых были нарисованы его живописные произведения.

       Карты Эли Рамана сократили расстояние между зрителем и живописью, сделали ее доступной всем желающим.

       Увидев карты немецкий психотерапевт и издатель Моритц Эгетмейер понял, что перед ним универсальный инструмент, создающий мостик от подсознания к сознанию человека, они и заставляли зрителя углубляться в подсознание и творчество.

Какие колоды МАК существуют:

В первую очередь карты делятся на несколько групп по целям их применения:

•        универсальные – подходят почти под любой запрос (колода «OH» как раз относится к таким);

•        специальные – для конкретных ситуаций (семейные, детские, для проработки страхов, мужские, женские, для беременных);

•        портретные (архетипичные) – для изучения внутреннего мира, своего «Я», социальных ролей, масок, взаимодействи;

•        ресурсные – для поиска вдохновения и сил, собственных ресурсов.

Цель работы с метафорическими картами для воспитателя:

  • Развитие воображения
  • Развитие творческого потенциала
  • Решение трудных жизненных ситуаций
  •   Решение конфликтов в отношениях
  • Нахождение подсказок – ресурсов для самопомощи
  • Помощь в достижении целей
  • Раскрытие ранее неизвестного (неосознаваемого) потенциала, возможностей.

А если вы примените МАК в работе с родителями, то вы:

  • Сможете узнать истинные мотивы поведения родителя в тех или иных ситуациях;
  • Сможете понять сами и помочь родителям осознать причины неудач в воспитании детей.
  •   МАК легко и удобно использовать в групповой работе с родителями (родительские собрания, круглые столы, мастер-классы) тем самым обеспечивая психолого-педагогическую поддержку семьи и повышению компетентности родителей (законных представителей)

в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

  • Возможно использование карт родителями для развития ребенка в семье.

В работе с детьми МАК пригодятся в следующих случаях:

  • Знакомство и изучение эмоций и настроения;
  • Экспресс диагностика эмоционального состояния ребенка и его коррекция;
  • Беседы о хороших и плохих поступках;
  • Беседы о поведении, профилактика конфликтных ситуаций между детьми;
  • С помощью МАК можно выработать правила поведения в группе.