«Сюжетно-ролевая игра как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста»

Пашкурная Виктория Андреевна

 «Сюжетно-ролевая игра как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pashkurnaya_v.a.-statya.docx39.48 КБ

Предварительный просмотр:

Пашкурная Виктория Андреевна,

Воспитатель

МБДОУ «Полтавский детский сад «Солнышко»

Полтавского муниципального района

Омской области

 «Сюжетно-ролевая игра как средство развития воображения у детей старшего дошкольного возраста»

Игра является основным видом деятельности, которым овладевает дошкольник к возрасту 3 лет. Изначально дети используют простые сюжетные линии и простые игры. Посредством игры происходит познание мира и окружающей действительности, подготовка ребенка к взрослой жизни. Несмотря на всю кажущуюся простоту,игра выступает в роли основы и фундамента творческого развития ребе нка, его у мения соот нести собст венные творчес кие навыки с ре алиями дейст вительност и.

Стоит отметить, что игра служит для детей своеобразным «мостиком» который позволяет приобщиться к миру взрослых, где все взаимосвязано и оказывает значительное влияние на мир ребенка. Игра позволяет ребенку «примерить» роли тех взрослых, образы которых сохраняютс я в его оп ыте. Посредством и гры ребено к получает воз можность вз ять на себ я роль взрос лого, проя вить свою с амостоятел ьность и те м самым удо влетворить свою потребность в а ктивном уч астии в жиз ни взрослы х.

Следует отмет ить, что во прос игры, а особе нно сюжетно-ро левой игры, о ценивается в пс ихологии и пед агогике вес ьма положите льно. По мнению Кр авцовой Е. Е. без сюжетно-ролевых и гр ребенок ни когда не с может стат ь «волшебн иком».

В результате исс ледований пс ихологами и пе дагогами уст ановлено, что пер воочередное р азвитие в с южетно-роле вой игре по лучает вообр ажение и обр азное мышле ние ребенк а. Игра воору жает ребен ка теми досту пными для не го способа ми активно го воссозд ания и моде лирования де йствительност и посредст вом предмет ных действ ий, которое в дру гих услови ях не может б ыть реализо вано.

Посредством с южетно-роле вых игр ребе нок воссоз дает те сфер ы реальной ж изни, котор ые его дейст вительно и нтересуют, используя пр и этом усло вные дейст вия. Нетру дно заметит ь, что в о пределенные пер иоды своей ж изни старш ие дошколь ники переж ивают моме нты «перево площения». Это мо гут быть м ашины, живот ные, истор ические и с казочные персо нажи (напр имер, рыцар и, викинги, пр инцессы, во лшебницы и пр.).

Примерами с южетно-роле вых игр ст арших дошко льников мо жет служит ь стремлен ие ребенка посто янно быть воору женным. Он все гда сумеет н айти палку и не р асстанется с не й ни за что. И то лько мама мо жет понять, что в д анном случ ае она – пр инцесса, а ребе нок – рыцар ь, который не мо жет защитит ь ее без меч а.

Как отмечает Г айсина Л.Г.  игра не то лько любимое з анятие, но и ве дущий вид де ятельности ст арших дошко льников. И менно посре дством игр ы формируютс я основные но вообразова ния, котор ые позволя ют старшему до школьнику по дготовитьс я к младше му школьно му возрасту, в том чис ле и за счет р азвития его вообр ажения.

Воображение – это пс ихический про цесс, закл ючающийся в соз дании новы х представ лений, мыс лей и образо в на основе и меющегося о пыта. В дошколь ном возрасте вообр ажение тол ько начинает фор мироваться, что поз воляет испо льзовать вес ь потенциа л творчест ва и, в то м числе, с южетно-роле вых игр дл я его разв ития.

Воображение в ыступает в ро ли «структур ной единиц ы» всего т ворческого про цесса дошко льника. Творческое вообр ажение ребе нка позвол яет трансфор мировать со держание обр аза одного объе кта через пр изму друго го, посредст вом наделе ния его опре деленными к ачествами.

В специализ ированной л итературе встреч аются самые р азнообразн ые определе ния вообра жения и его к лассификац ия. Выделя ют активное, про дуктивное и проч ие виды вообр ажения. Но л юбое опреде ление вообр ажения подр азумевает соз дание новы х образов и и х реализац ию в дейст вительност и. Наиболее яр ко это про является посре дством сюжет но-ролевой и гры.

Воображение поз воляет реа лизовать н акопленные з нания посре дством ана лиза и синтез а предшест вующего оп ыта. В про цессе творчес кой деятел ьности соз даются нов ые образы. Но вое сочета ние уже из вестных эле ментов дает в резу льтате нов ый образ. И че м больше до школьник в с воей игре опираетс я на вообр ажение, те м ярче и ор игинальнее е го деятель ность. Овладевая с пособность ю посредст вом комбин ирования, а кцентирова ния, типиз ации и дру гих механиз мов создав ать новые обр азы вообра жения из со вокупности ис ходных, ребе нок тем са мым добиваетс я высокой про дуктивност и своей де ятельности. 

Ребенок уч ится играт ь вместе с дру гими детьм и, что поз воляет макс имально ре ализовать поте нциал группового воображения. Не по вторять шаб лонные дейст вия, а нас ытить игру вообр ажением, во лшебством – главная з адача в да нном случае.

Сюжетно-ролевая и гра имеет в с воей основе две линии: с южетную и ро левую. Сюжетная сост авляющая ре ализуется посре дством овл адения ребе нком нового н авыка -  ре жиссерского, ко гда он соч иняет сюжет д анной игры. Ребе нок может р аскладыват ь предметы, переб ирать их, и грать с пре дметами в ш кафу и т.д., пр и этом бор моча что-то по д нос. Он мо жет устраи вать «пара ды», уходит ь «воевать с драконо м», «летет ь на ковре-с амолете» - все это с амые прост ые сюжеты, котор ые ребенок тр ансформирует в с вою действ ительность посре дством игр ы.

Для развит ия воображе ния данная сост авляющая с южетно-роле вой игры вес ьма значите льна, так к ак именно о на позволяет ребе нку реализо вать навык и «выдумыв ания», «до мысливания», вообр ажения. Во- первых, ребе нок сам придумывает с южет, что р азвивает е го самосто ятельность, поз воляет обхо диться без по мощи взрос лых. Во-втор ых, ребено к сам решает, кем именно о н будет. Бу дет ли он м ашиной, ти гром, рыцаре м, принцессо й. В-треть их, он сам ре шает, кто и что ке м и чем бу дет в данной и гре. Стол может пре вратиться в до мик, мама в пр инцессу, п апа в драко на. В-четверт ых, ребено к самостояте льно сочин яет мизанс цены и раз ыгрывает и х.

В процессе по дготовки и гры, дошко льник может до лго расста влять все дет али для того, чтобы макси мально воп лотить сво й замысел. В е го игре он мо жет сам ис полнять все ро ли, а может до верить некотор ые из них взрос лым. В любо м случае необ ходимо отмет ить огромное з начение да нной соста вляющей сю жетно-роле вой игры д ля развити я воображе ния. Ведь и менно посре дством сюжет ной состав ляющей ребе нок учится в идеть игру не с о дного ракурс а, а с обще й позиции, обес печивающей е му положен ие субъект а, которые не з апоминает и с лепо повтор яет сделан ное другим и, а сам пр идумывает хо д событий и гры. Он нач инает «видет ь целое ра ньше часте й».

Если ребено к овладел д анной част ью сюжетно-ро левой игры, о н сможет без особ ых усилий по дыграть дру гому партнеру в и гре с сюжето м, который мо жет изменят ься в любо м направле нии. Подоб ный подход поз воляет обы грывать од ин и тот же с южет, но к аждый раз в не го будут в носиться но вые событи я и поворот ы, которые з ависят от про изошедших ос мысленных и переос мысленных соб ытий реаль ной жизни ребе нка.

Вторая нем аловажная сост авляющая с южетно-роле вой игры – обр азно ролев ая. Проиллюстрировать д анное напр авление вес ьма просто. Ч асто можно в идеть малы ша, которы й не идет нор мально по доро ге, а «шар кает ногам и», объезж ает ступен ьки, приост анавливаетс я перед пе шеходным пере ходом. Мам а, спешаща я на работу и ли домой, безрезу льтатно стре мится поторо пить его, и ребе нок, в кон це концов, объ ясняет маме: « Я не ребено к, я – маш ина». А это з начит, что о н своими де йствиями точ но стремитс я отобразит ь движение тр анспорта – не по днимается по сту пенькам и « шаркает», т ак как маш ина не отр ывает колес от асф альта.

Перевоплощение поз воляет ребе нку полнее о щутить те объе кты, котор ые его интересу ют, почувст вовать себ я на «их месте». Это с воеобразна я психолог ическая ре абилитация, поз воляющая от ключиться от проб лем и слож ностей.

Согласно исс ледованиям Д. Б. Элькони на ребенок посре дством сюжет но-ролевой и гры отобра жает те спе цифические от ношения, котор ые он набл юдает в окру жающем его об ществе. Со циальные от ношения лю дей выступ ают осново й сюжетно-ро левой игры. Поэто му дошколь ники обыгр ывают те с южеты, с котор ыми хорошо з накомы – до м, магазин, бо льница, детс кий сад и пр. с ледует отмет ить, что ус ложнение со временного м ира, его закрытость пр ивели к зн ачительному обе днению детс ких игр. Е ще несколь ко десятилет ий назад с амой распростр аненной игро й было вос произведен ие труда м амы и папы – стро итель, вод итель, врач и т. д. В насто ящее время м ногие дети не з нают и не по нимают, че м занимаютс я их родите ли (менеджер, м аркетолог, э кономист и т. д.). В связ и с этим и гры сводятс я к обыгры ванию «быто вых ситуац ий», что, ко нечно же, с казывается н а снижении поте нциала игр ы для разв ития вообр ажения.

Тем не менее, мо жно и в да нной ситуа ции развит ь несколько н аправлений. Дет и играют во все, что в идят: в «Се мью», «Детс кий сад», « Путешествие», «Зоо парк» и пр. Д ля большего эффе кта в одно й игре мож но соединит ь различные с южеты, напр имер: в игру «Путе шествие по мор ю» необход имо включит ь «Семью», т ак как на море е дут все вместе. Сочетание, ко мбинирование сюжетов д ает волю и ф антазии и воображе нию. От уро вня развит ия игровой де ятельности напрямую з ависит уро вень развития вообр ажения дош кольника.

 Одним из н аправлений с южетно-роле вой игры д ля расшире ния используе мых инстру ментов может ст ать театра лизованная и гра. Театр ализованные и гры тесно с вязаны с с южетно-роле выми, так к ак в основе те х и других ле жит отобра жение событ ий, отобра жение отно шений между л юдьми и дру гими персо нажами. Ос новным раз личием театр ализованно й и сюжетно-ро левой игры я вляется то, что те атрализова нная игра р азвивается, к ак правило, по с южету, почерпнуто му из книг и.

Но театрал изованная и гра может ст ать частью с южетно-роле вой игры, пр и условии р азвития но вой сюжетно й линии. Н апример, л иса могла не съест ь колобка, и он мог по катиться д альше. При ключения н а пути поз волят дошко льнику реа лизовать себ я и в роли ре жиссера игр ы (необход имо придум ать сюжет, но вых персон ажей, слов а и т.д.) и в ро ли участника и гры (озвуч ивание персо нажей, пере движение и пр.).

Использование э лементов те атрализова нной игры с учето м создания собст венных сюжето в может зн ачительно обо гатить сюжет но-ролевые и гры дошкол ьников и с пособствов ать развит ию воображе ния. Подгото вка костюмо в, создание ку кол, работ а над декор ациями – я вляются неотъе млемой част ью творчес кого процесс а и требуют от ребе нка максим ального ис пользовани я воображе ния для ре ализации е го замысло в.

Театрализованная с вободная и гра плавно перете кает в игру-ф антазирова ние, котор ая позволяет стро ить новые це пи уже извест ных событи й или приду мывать совер шенно новые с южеты с уже з накомыми и ли придума нными персо нажами. Совместная и гра-фантаз ирование р азвивает вообр ажение, творчест во, обогащ ает эмоцио нальную жиз нь детей, поз воляя полнее ре ализовать з начимые пере живания. Д ля такой и гры необхо димо уметь ко мбинироват ь разнообр азные событ ия, согласо вывая в об щем сюжете и ндивидуаль ные замысл ы. Использов ание данно й игры ста новится но вым этапом в р азвитии до школьника, котор ый можно з акладывать в ст аршем школ ьном возрасте.

В связи с бо льшой знач имостью сю жетно-роле вых игр в р азвитии вообр ажения стар ших дошкол ьников сле дует отмет ить необхо димость ис пользовани я данного в ида творчест ва в досуго вой, воспит ательной и обр азовательно й деятельност и дошкольн ых образов ательных учре ждений.

Среди осно вных особе нностей сю жетно-роле вых игр мо жно выделит ь: необход имость соб людения опре деленных пр авил, в рамках котор ых возможно р азвитие сю жета; преоб ладание со циальных мот ивов игр; с пособствов ание эмоцио нальному р азвитию до школьников; по вышение инте ллектуальн ых способносте й дошкольн иков; разв итии вообр ажения дош кольников.

По мнению пс ихологов кро ме ребенка н икто не смо жет развит ь его творчес кие способ ности, в то м числе и вообр ажение. Поэто му основно й задачей пе дагогов ДОУ я вляется соз дание необ ходимых ус ловий для с понтанных т ворческих с южетно-роле вых игр. Мо жно выделит ь две осно вные задач и, которые сто ят перед пе дагогами ДОУ пр и осуществ лении руко водства в с южетно-роле вой игре: р азвитие способ ностей дош кольников к и гровой деяте льности; ис пользование и гровой деяте льности в про цессе восп итания и р азвития до школьников.

В связи с эт им выбор ко нкретной и гры, котор ый произво дится педа гогом, обусловле н теми вос питательны ми задачам и, которые о н ставит н а данный мо мент. Приме нение сюжет но-ролевых и гр можно ис пользовать в к ачестве инстру ментов орг анизации ко ллективной де ятельности дете й, направле нной на ос воение опре деленных задач. Напр имер, игра « Мойдодыр» требует от до школьников посто янного соб людения чистот ы. Для мал ьчиков может ис пользоватьс я игра «Са моделкин», котор ая подразу мевает под держание мебе ли группы в со хранности. Посто янное испо льзование по добных игр пр извано способст вовать закре плению поло жительных черт у до школьников посре дством игро вых упражне ний.

В заключен ие следует от метить, что вообр ажение высту пает не то лько предпос ылкой эффе ктивного ос воения дош кольниками но вых знаний, но и я вляется неотъе млемым атр ибутом творчес кого развит ия, что способст вует самор азвитию лич ности. Но т ворческое р азвитие вообр ажения ребе нка посредст вом сюжетно-ро левых игр бу дет более эффе ктивно при соз дании хоро ших услови й и адекват ном воздейст вии взросл ых.