«Технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста»

Пашкурная Виктория Андреевна

Статья посвящена обсуждению проблемы использования технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pashkurnaya_statya.docx25.37 КБ

Предварительный просмотр:

Пашкурная Виктория Андреевна,

Воспитатель

МБДОУ «Полтавский детский сад «Солнышко»

Полтавского муниципального района

Омской области

«Технологии ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста»

Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одна из первостепенных задач воспитания и обучения в дошкольных учреждениях,  согласно вступившему в силу ФГОС ДО - воспитание нового поколения детей,  обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а целенаправленном формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей посещающих детские сады.

Практика показала, что с помощью традиционных форм работы тяжело в полной мере реш ить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий. Таковой и является технология ТРИЗ.

ТРИЗ не является строгой научной теорией. ТРИЗ представляет собой обобщённый опыт изобретательства и изучения законов развития науки и техн ики. В результате своего развития ТРИЗ вышла за рамки решения изобретательских задач в технической области, и сегодня используется также в нетехнических областях (бизнес, искусство, литература,  педагогика, политика и др .)

Главная задача  данной методики – научить ребенка дум ать нестандартно и находить собственные решения.

Цели ТРИЗ  - не просто развить фант азию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспи танию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффекти вность. Её можно использовать практ ически во всех видах  деятельности как в образовательной, так и в играх и режимных моментах.

Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам: корректируется первоначальная формулировка задачи; строится модель; определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы; составляется ИКР (идеальный конечный результат); выявляются и анализируются физические против оречия; прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования.

Основным средством работы с дет ьми является  педагогический поиск.  Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если реб енок задает воп рос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуж дению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, то гда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить истори ческий путь познания и преобразования предмета или явления.

Основные этапы методики ТРИЗ

1. Поиск сути .  Перед дет ьми ставится проб лема (вопрос, кот орую надо решить.  И все ищут разные варианты решения, то, что является истиной.

2. «Тайна двойного» - выявление противоречий: хорошо -плохо  Например: солнце – это хорошо и плохо. Хорошо - греет, плохо - может сжечь.

3. Разрешение противоречий (п ри помощи игр и сказок).  Например: зонт нужен большой, чтобы скрыться под ним от дождя, но он нужен и мален ький, чтобы носить его в сумке. Решение этого противоречия – складной зонтик

В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста. В детских садах используются следующие методы ТРИЗ

• Метод фокальных объектов;

• Морфологический анализ;

• Мозговой штурм;

• Системный оператор;

• Метод противоречий

Для того чтобы реали зовать ТРИЗ технологию на практике нужно придерживаться следующих правил:

1.Боритесь с желанием читать лекции и долго объяснять заданную ситуацию. Если ребенок не пон ял, чего вы от него хотите, то стоит перенести этот разговор на дру гое время или во все к нему не возвращаться. Не давите на ребенка такими словами как "давай скорее", "думай сам", "э то неправильно".

2.ТРИЗ-технология в дет ском саду подразумевает, что любое мнение и версия достойны рассмотрения. Кроме того, ребенок учится мыслить постепенно, и задача педагога — помочь, а не заставить.

3.Не забы вайте про похвалу. Конечно, она должна быть искренней и конкретной.

4.Пусть ребенок чувствует себя уверенно в общении и высказывает свои самые смелые идеи. Опирайтесь на те знания и понятия, которыми ребенок хорошо владеет. Чтобы построить цепочку гипотез, нужно иметь полное представление о данной задаче и ситуации.

Таким образом, можно сделать вывод , что технология ТРИЗ даёт возможность каждому ребёнку проявить свою индивидуальность, учит дошкольников нестандартному мышлению.


 

Комментарии

Интересная публикация!!! Доступно и понятно.

Пашкурная Виктория Андреевна

Спасибо, Галина Ивановна.Очень рада, что моя публикация оказалась для вас полезной.

Пашкурная Виктория Андреевна

На моём сайте вы найдёте много другой интересной информации.