Личная автобиография, из которой можно наконец узнать почему инструктор физкультуры стал психологом, и это нормально).

Здравствуйте, уважаемые родители!

Я хотела бы со всеми вами еще раз познакомиться, несмотря на то, что уже второй год работаю в детском саду в Мистолово. Весь прошлый год  я  работала в должности инструктора физической культуры, и была консультантом Регионального консультационного центра, площадкой которого  является наш детский сад комбинированного вида №35 в пос.Бугры. В этом учебном году моя профессиональная деятельность изменилась.

С октября 2021 года я перестала совмещать работу инструктора физкультуры  и выбрала сферу детской психологии в качестве основного своего профессионального интереса. Я педагог-психолог группы компенсирующей направленности в Мистолово, и также я провожу консультации для родителей детей от 0 до 18 лет по вопросам воспитания, развития, социализации и обучения. За консультацией могут обратиться не только родители детей, которые посещают наш сад, но и родители, чьи дети проживают на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Консультация может быть проведена при личной встрече или дистанционно, с помощью телефона и видеосвязи.

Вначале физрук, теперь психолог, как так и почему? Если Вам действительно интересно, предлагаю устраиваться поудобнее. Я хотела бы немного рассказать о себе и своих взглядах, но это все равно займет не менее 5 минут вашего свободного времени.

Сейчас мне 37 лет, я замужем и у меня одна дочка, ей недавно исполнилось 4. Около 15 лет назад я переехала в Санкт-Петербург из яркого и шумного южного города – Ростова-на-Дону, чтобы продолжить свое профессиональное обучение в любимой для меня на тот момент сфере – психологии спорта, но об этом чуть позже.

В Ростове я училась в обычной образовательной школе, параллельно занимаясь спортом (легкой атлетикой) и  обучаясь в художественной школе.  Когда мне не было еще и 10 лет, ко мне на улице подошел тренер, попросил выполнить разные специальные упражнения и сказал передать родителям, что он очень ждет меня в спортшколе в такие-то дни. Я начала заниматься в детской секции, шли годы, росли результаты, проходили соревнования,  и постепенно (к концу школы) спорт стал поглощать почти все мое свободное время (художественную школу я к тому времени благополучно окончила и после этого все эти годы рисование, дизайн и верстка со мной рядом почти каждый день). Я окончила школу с отличными результатами в учебе и мыслью что хочу быть тренером, ибо спорт был для меня основной деятельностью уже многие годы. Я хотела поступать на факультет физического воспитания в педагогический вуз, но родители не поддержали идею отнести мой аттестат с золотой медалью в этот вуз. В качестве альтернативы я решила поступать в Ростовский Государственный Университет на факультет психологии, о чем еще ни разу не пожалела. Я училась на кафедре психологии развития у действительно высококлассных педагогов (кафедра изучает развитие детей от внутриутробного периода  до совершеннолетия), дипломная и курсовые работы мои касались становления личности спортсменов и психологических особенностей профессиональных спортсменов уровня олимпийский сборной страны (я тренировалась в замечательной, очень сильной группе, бегала 400 м, мои личные результаты довольно скромны – я кандидат в мастера спорта на дистанциях от 100 до 400 м, но ежегодные сборы и 9 тренировок в неделю (и я здесь не оговорилась) сталкивали меня с людьми, для которых спорт стал основной высокодоходной профессией. Многие годы я тренировалась и жила вместе с девчонками, которые завоевывали медали на олимпийских играх и чемпионатах мира, наблюдала их профессиональную карьеру и личную жизнь. Я закончила соревновательную деятельность лишь переехав в Питер, потому что просто так взять и добровольно уйти из спорта, который был почти всю сознательную жизнь, это ой как непросто….

Закончив высшее образование, я захотела продолжить работу спортивного психолога, но эта сфера в Ростове в то время совсем не была развита, и я переехала в Санкт-Петербург, чтобы продолжить обучение в аспирантуре Университета имени Лесгафта, крупнейшего спортивного вуза страны и старейшего вуза Европы. Мой красный диплом позволил поступить туда и закончить аспирантуру на кафедре психологии спорта в 2009 году. Параллельно с учебой я работала в университете вначале редактором газеты, затем PR-менеджером, совмещая просветительскую деятельность в качестве психолога, тренинговую работу по подготовке спортивных волонтеров  (все готовились к Олимпийским играм в Сочи, мы готовили артистов для участия в церемониях открытия и закрытия игр), работу дизайнера (спасибо художественной школе)  и частную консультационную практику для родителей детей игровых видов спорта на этапе начальной специализации. Так я провела 10 лет в Университете Лесгафта практически без перерыва (однажды на полгода ушла работать  в типографию и мне не понравилось, а также параллельно вела занятия живописью с дошкольниками).

Потом долгожданный ребенок и декрет, в котором я удаленно работала дизайнером с частными любимыми  клиентами. Спустя 3 года я поняла, что больше не могу работать дома, но и не могу выйти на работу в центр города и тратить на дорогу более 3 часов ежедневно. Я стала думать о трудоустройстве неподалеку. Детский сад в Мистолово строился, и я очень ждала его открытия (мечтала, чтобы сюда ходил и мой ребенок). Должности психолога в саду изначально не было, так как не было группы компенсирующей направленности, и мне предложили должность инструктора физкультуры. Не согласиться я не могла. В спортивном зале с детьми прошел год, и при появлении заветной вакансии  я написала заявление на перевод с должности инструктора физкультуры  на должность психолога. Вот так).

Что мне хотелось бы еще вам рассказать… В психологии много направлений и научных школ, которые диктуют методы диагностики и работы, и, скажем так, которые формируют взгляд и ракурс, с которого психолог смотрит на личность. У меня это психология развития (и, значит, я смотрю  и стараюсь видеть  развитие  в динамике. То есть я, глядя сейчас на ребенка, держу в голове как изначально шло или могло идти его развитие еще со стадии беременности и прогнозирую, как может происходить дальнейшее становление  человека с учетом сегодняшней ситуации и факторов, которые я наблюдаю). Кроме того, психология спорта познакомила меня с нейропсихологическим подходом, который основан на знании закономерностей развития головного мозга на каждом возрастном этапе и при коррекции опирается на наиболее сильные, сформированные стороны психики ребенка. Нейропсихологический подход, несмотря на всю свою популярность сейчас, известен давно, он основан нашим соотечественником аж в середине 20 века, его методы апробированы, стандартизированы и хорошо изучены. Помимо теоретической базы этого подхода мне особенно нравится в нем обоснованная и научно доказанная программа, которая предполагает широкое использование именно методов физического развития (обучение моторным программам, отдельным движениям и их последовательностям, коррекция дефицитов отдельных высших психических функций посредством двигательной активности – упражнений с координационной лестницей, различными мячами, кинезиомешочками, кинезиомячиками, гимнастической палкой,  нейротренажерами  (межполушарные доски, восьмерки, пальчиковые тренажеры и прочее).

Поэтому в своей работе психологом я использую как общепринятые игру и работу с детьми в малых подгруппах для развития навыков общения, творческих способностей и успешной социализации, так и работу за столом  с дидактическими пособиями и наглядным материалом, которые зачастую верстаю сама. Кроме того, в моей работе всегда присутствуют так называемые нейроупражнения, при выполнении которых обогащение двигательных возможностей ребенка влечет за собой развитие высших психческих функций (внимания, памяти, мышления, речи, воли и  социальных эмоций).

Для чего я вам все это рассказала, спросите вы. Я понимаю, что в рамках отведенного в должностной инструкции времени на каждого ребенка (а это лишь 18 часов еженедельной практической работы с людьми, включая взаимодействие с воспитателями, педагогами и родителями) максимальную эффективность воздействия на каждого конкретного ребенка можно достигнуть только при объединении усилий  с родителями, и никак иначе. 2-3 занятия в неделю длительностью до получаса без включенности родителей – это, честно говоря, убийственно мало. То же самое, кстати, я говорила и когда работала инструктором физкультуры. Для того, чтобы ваш, конкретно ваш, самый красивый и любимый ребенок на свете, проявил себя максимально полно и достиг если не максимума, то хотя бы высокого уровня развития  в рамках своих возможностей и способностей, одних занятий в саду недостаточно. Я сама мама четырехлетки, и психолог-практик, я говорю вам правду. Не только специалисты образовательного учреждения, но и, прежде всего, родители, должны заниматься воспитанием и всесторонним развитием своих детей.

Чтобы наша совместная деятельность, нацеленная на благо ваших детей, была более эффективна, я хочу иметь необходимую, и удобную для себя возможность оперативной связи с родителями. Я хочу короткими, скорее всего даже голосовыми, сообщениями, отмечать то, что уже получается у детей и то, что следует обязательно закрепить дома… Мой телефон есть у воспитателей вашей группы, я могу его озвучить и здесь – 8 921 592 69 22. Прошу заинтересованных родителей написать мне личное сообщение в вотсаппе  - напишите, например, что вы Екатерина Александровна, мама Ани Гулидовой из группы Друзья, и вы хотите получать персональные рекомендации по занятиям с ребенком. Мне очень бы хотелось успевать писать о каждом ребенке, но даже сейчас я понимаю что это вряд ли всегда получится…это требует большого количества времени и усилий с моей стороны, а их реально дефицит. Но я хочу иметь возможность доносить до родителей хотя бы то, что я считаю абсолютно обязательным, срочным и очень важным для развития ваших детей. Очень надеюсь на понимание и сотрудничество. И искренне благодарю вас за то, что уделили время.

Екатерина Склифасовская, психолог МАДО «ДСКВ №35» п. Бугры (структурное подразделение в деревне Мистолово).