Проектная деятельность как средства формирования знаний о животном мире у детей четвёртого года жизни

Проектная деятельность  как средства формирования знаний о животном мире у детей четвёртого года жизни

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности, и с каждым годом она становится острее. Сложившаяся в современном мире экологическая ситуация побуждает к переоценке и новому осознанию возможных форм взаимодействия людей между собой и окружающим миром . Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди - от них будет зависеть ее судьба. Таким образом, экологическое образование является одной из актуальнейших проблем нашего времени.

Одной из основных задач экологического воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии и практические умения, направленные на охрану природы. Таким образом, понятие экологической культуры соединяет в себе знание основных законов природы; понимание необходимости считаться с этими законами и руководствоваться ими во всякого рода индивидуальной и коллективной деятельности; стремление к оптимальности в процессе личного и производственного природопользования; выработку чувства ответственного отношения к природе, окружающей человека среде, здоровью людей. И первые основы экологической культуры должны закладываться в дошкольном возрасте как наиболее сенситивном к овладению ими. Дошкольное детство - наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия человека с природой, когда его ум и чувства развиваются соответственно характеру отношений с окружающим миром.

Животные, как представители природного мира, вызывают большой интерес у дошкольников, ведь большую часть времени на прогулке дети посвящают рассматриванию птиц, кошек, собак, червячков и паучков. Дома детей тоже зачастую ждут их любимцы - хомячки, крысы, черепашки, рыбки.

Животные составляют 2% от всего живого на земле, но, несмотря на это, роль их в биосфере огромна. Животный мир служит источником для получения промышленного, лекарственного сырья, пищевых продуктов и других материальных ценностей, необходимых для удовлетворения потребностей населения. Животный мир используется также в научных, культурно-просветительских целях. Поэтому человек должен иметь определённый запас естественнонаучных знаний.

Проблема экологического образования в педагогике всегда была актуальной, об этом можно судить по многочисленным исследованиям известных педагогов, таких как И.Ю. Алексашин, В.Н. Большаков, А.М. Буровской, С.Н. Глазачев, Э.В. Гирусов, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, Д.Н.

Первые представления о животных человек получает в детстве. В дошкольных образовательных организациях формирование у дошкольников представлений о многообразии мира животных регулируется целенаправленной педагогической работой, определённой программой. Созданы программы двух типов - комплексные, направленные на всестороннее развитие детей, и парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития, например, экологическое: Кондратьева Н.Н., Шиленок Т.А., Маркова Т.А. и другие «Мы : программа экологического образования детей», Рыжова Н.А. «Наш дом-природа» и др. Важным для дошкольников является выделение как предметов познания живых существ в природе, их внутреннего сходства при внешней непохожести. Существуют разнообразные способы получения информации: дети получают знания от воспитателя, от родителей, путем собственных наблюдений . Все это способствует формированию разносторонних знаний, их уточнению и обобщению.

Ход, результативность учебного процесса во многом зависят от средств обучения, которые, наряду с методами и формами, относятся к организационному и деятельностному компоненту учебного процесса. Средства обучения предоставляют возможность побуждать и поддерживать познавательные процессы дошкольников, улучшать наглядность учебного материала, делают его более доступным, предоставляют наиболее точную информацию о явлении, которое изучается, а также способствуют интенсификации самостоятельной работы, позволяют осуществлять ее в индивидуальном темпе.

Уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является метод проектирования. Современной наукой метод проектов рассматривается как одна из перспективных педагогических технологий и является циклом инновационной деятельности. В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат. Использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет значительно повысить активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых предметов, сделать образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей. Мы полагаем, что использование метода проектной деятельности в ходе формирование знаний о диких и домашних животных у детей четвертого года жизни поможет нам достичь желаемых результатов.