Техника ППР - что же это такое?

Лебедева Ольга Сергеевна

Техника правополушарного рисования – это находка для педагогов!

Здесь нет никаких правил, инструкций, шаблонов. Здесь можно рисовать любыми способами и приспособлениями: пальцы, кисти, салфетки, губки, трубочки для коктейлей… . В общем чем угодно! Можно выходить за границы листа (холста), начинать с любой точки, любого элемента!

Правополушарное рисование – это интуитивная живопись. Оно позволяет проявить индивидуальность, самовыражение; помогает улучшить настроение, бороться со стрессом; поверить в свои силы.

Глядя со стороны, это кажется пустой тратой времени и средств (краски, кисти и т.д.)

Но! Эта нетрадиционная техника «переключает» человека (ребёнка или взрослого) в режим творческой активности.

У малыша нет шаблонов, почти нет опыта и мало знаний. Дайте ему лист бумаги, несколько баночек цветной гуаши и любой предмет (кисть, палочку, зубную щётку), который можно опустить  в гуашь! И Вы увидите, что такое правополушарное рисование.

С каким энтузиазмом он будет «размазывать» по листу и столу краски! С каким восторгом он будет реагировать на появление новых оттенков, смешивая цвета. Вы увидите, как малыш «разговаривает» с листом бумаги!

Благодаря  именно этой технике, ребёнок, нарисовав что-то не то, сумеет обыграть эту деталь. Он не бросит работу, не замкнётся в себе.

В старшем дошкольном возрасте, дети уже начинают придерживаться правил, инструкций, шаблонов. Появляются страхи: «Я не смогу», «Я не умею», «У меня не получится».  Когда ребёнок берёт лист, краски и не знает с чего начать, тут нам поможет техника правополушарного рисования. «Возьми кисть, нырни в любимый цвет и проведи кистью по листу в любом направлении!» - предложит педагог. И начнётся разговор с листом бумаги.

Другие «страхи» дошкольников – испачкаю  одежду, стол, возьму на кисть больше краски, чем надо и др.

Эти «страхи» необходимо убрать, предложив, например,  переднички, нарукавники и т.п.

Сначала дети следуют за педагогом, доверяя ему и себе, знакомятся с цветами и свойствами краски. Работают кистью, руками, покрывают лист краской, выходя за его пределы. Через некоторое время педагог становится просто наблюдателем, ему остаётся только восхищаться произведениями и слушать рассказ о написанной картине.

Со взрослыми ещё сложнее! Выйти за пределы листа, как это? А именно этот специальный приём позволяет человеку выйти за свои ограничительные рамки, которые мешают развиваться творчески.

Взрослым сложно включить в работу правое полушарие и следовать чувствам. С временем оно всё реже и реже используется человеком. В основном всё подвергается логике, умозаключениям, стандартизации.

Но в жизни бывают моменты, когда сложно найти решение. И тут поможет правополушарное видение. Благодаря фантазии, ответ приходит легко и быстро, в отличии от логического мышления, которое работает медленно и на всегда срабатывает.

Эта техника позволяет убрать «зажимы» и развить свой талант, о котором многие даже не подозревают, поставив крест на рисовании, после окончания школы.

Те кто опробовал эту технику рисования, начинают любить сам процесс. Ведь такое рисование успокаивает, отключает мысли и даёт возможность полностью погрузиться в творчество.

Здесь не нужно иметь опыт рисования, нет ограничений в возрасте. Рисуют рядом дети и взрослые. Дети развивают фантазию и моторику рук, взрослые отключаются от повседневных дел и забот.

Или люди, которые умеют рисовать, вместе с теми, кто не имеет такого опыта. Сравнение работ очень интересно.

Подведём итог.

Девиз этой техники: «Рисовать может каждый!»

Суть метода в том, чтобы избавить человека от анализа своих действий, активировать способности правого полушария, раскрыть его творческий потенциал. Он не должен задумываться о том, как нарисовать какой-либо предмет, с чего начать, какие кисти и цвета подходят. В итоге человек создает изображения, на которые прежде не был способен.

Метод правополушарного рисования позволяет:

  • - в первую очередь - видеть, а не смотреть;
  • - проявлять индивидуальность;
  • - упростить творческий процесс;
  • - отключить анализ деятельности;
  • - избавить от внутренних преград;
  • - раскрыть творческие способности;
  • - обрести внутреннюю гармонию;

- сделать человека более внимательным к людям и окружающему миру.

 

Цель метода - не обучать академическим нормам изобразительного искусства, а раскрыть творческую индивидуальность, помочь автору оценить свой потенциал, раскрыть и развить талант. Рисовать может каждый, но чтобы начать, надо перестать анализировать свои действия и просто творить.

 

Польза правополушарного рисования

  • Развитие когнитивных функций. Любое рисование, в том числе правополушарное, улучшает восприятие, зрительную память и мелкую моторику.
  • Развитие воображения: снимает барьеры, отпускает фантазию в полёт, отвлекает от рутины и помогает взглянуть на вещи с другого ракурса.
  • Повышение самооценки. Живопись — это диалог внутреннего «Я» с миром. Рисуя, человек демонстрируют свой внутренний мир, а получая положительные отклики на произведения, обретает уверенность в себе.
  • Расслабление. Рисование — прекрасное хобби как для взрослых, так и для детей. Когда на белом листе «оживает» созданный тобой мир, тревоги и проблемы улетучиваются.

 

  • Библиографический список
  • 1. Аршавский В.В. Различия, которые нас объединяют (Этюды о популяционных механизмах межполушарной асимметрии). Рига: Пед. центр «Эксперимент», 2001. 234 с.
  • 2. Бетти Эдвардс. Открой в себе художника. Минск: Попурри, 2000. 240 с.
  • 3. Бетти Эдвардс. Художник внутри вас. Минск: Попурри, 2000. 256 с.
  • 4. Большой энциклопедический словарь / Под ред. И. Лапина, Е. Маталина, Р. Секачев, Е. Троицкая, Л. Хайбуллина, Н. Ярина. М.: Изд-во АСТ, Астрель, 2006. 1248 с.
  • 5. Костандов Э.А. Психофизиология сознания и бессознательного: учеб.пособие. СПб.: Питер, 2004. 176 с.
  • 6. Роджер У Сперри. Латеральная специализация мозговых функций в хирургически разделенных полушариях. М., 1973.
  • 7. Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. М.: Наука, 1984. 192 с.
  • 8. Фильм Бэтти Эдвардс «Drawing on the Right Side of the Brain», 1999. URL: http://rutracker.org.