Развитие лексики при помощи педагогической песочницы.

Яковлева Екатерина Петровна

Развитие лексики дошкольников при помощи педагогической песочницы.

 

Аннотация.

В статье рассматриваются нетрадиционные методы развития лексики дошкольников при помощи педагогической песочницы.

Ключевые слова.

Речевая компетентность, развивающее обучение, педагогическая песочница, компоненты речевой системы.

Речевая компетентность является показателем интеллектуального развития ребенка, его интеллектуальных успехов.

В занятиях, организуемым в педагогической песочнице преобладающим является опора на анализаторы и чувственное познание детей. Игры с песком обогащают сенсорный опыт ребенка, развивают мелкую моторику. Песок дает релаксационный эффект, приятные тактильные ощущения.

Занятие в песочнице разделяется на три части: ритуал входа, основная часть и ритуал выхода. На этапе ритуала входа мы подготавливаем детей к занятию, обозначаем проблемную ситуацию. Основная часть отводится для выполнения игровых заданий детьми. Во время ритуала выхода ведущий благодарит детей , хвалит детей. Взрослый может выйти из образа ведущего, и провести рефлексию – получить от детей обратную связь по итогам занятия.

Данная форма работы может быть использована для формирования всех компонентов речевой системы:

-При изучении лексических тем. Знакомясь с новыми словами, ребенок упражняется в построении словосочетаний и предложений. Отрабатывается формирование обобщающих слов.

-При развитии навыков пересказа. Ведущий рассказывает сказку, а дети проигрывают ее при помощи персонажей в песочнице. Затем дети самостоятельно пересказывают и проигрывают сказку в песочнице.

-Работа над фонетическим компонентом речи. Позволяет успешно автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки. Это активное название фигурок с автоматизируемым звуком, ищем «клады» в песке. Или собрать зоопарк только из тех животных в названии которых есть звук Ш: лошадь, лягушка, мышка, петушок, мартышка, кошка.

-Работа над грамматической стороной речи. Вырабатываем навык понимания и употребления в речи глаголов. Например, действия птиц и животных. Например, собака лает, корова мычит, гусь гогочет, волк воет. Закрепляем понимание и правильное произношение уменьшительно –ласкательных существительных с суффиксом –ик.

В результате занятий с педагогической песочницей дети получают заряд положительных эмоций, новый опыт взаимодействия с песком, с педагогами и сверстниками. интересную форму работы в своей группе.

Иновационность этой формы работы в том, что она позволяет детям осознанно относиться к собственной речи. Повышает их мотивацию и когнитивные способности.

 

Список литературы.

  1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Чудеса на песке.Практикум по песочной терапии. СПб., 2010

  2. Филичева Т.Б., Туманова Т.В.,Соболева А.В. Развиваем речь и мышление дошкольника.-М,2018

  3. Ярошевич Т.Я. Формирование языковой компетентности у старших дошкольников с ОНР на материале русских сказок//Логопед.2011.№5.с.24