Артикуляционная гимнастика. Как не запутаться в многообразии упражнений?! Почему так важно проводить ее каждый день

Барсукова Татьяна Сергеевна

Артикуляционная гимнастика - совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений, участвующих в речевом процессе органов. Играет большое значение для коррекции речевых упражнений. Но как не запутаться в многообразии упражнений, названиях, и правилах выполнения? Все просто и доступно, если пользоваться советами приведенными в данной записи.

Правила выполнения артикуляционной гимнастики

Артикуляционные упражнения способствуют укреплению мышц речевого аппарата, формируют правильные, полноценные движения артикуляционных органов (языка, губ, нижней челюсти и др.), улучшают дикцию; поэтому артикуляционная гимнастика необходима детям, имеющим речевые нарушения, и полезна всем детям как с целью профилактики нарушений, так и с целью развития речи.

  • Проводить артикуляционную гимнастику рекомендуется систематически, чтобы сформированные навыки закреплялись.
  • Лучше заниматься ежедневно 2 раза в день по 5 - 10 минут.
  • Выполнять упражнения нужно перед большим зеркалом, где ребенок будет видеть и себя, и вас.
  • Следите, чтобы ребенок выполнял упражнения медленно, плавно, четко.
  • Не раздражайтесь и не показывайте своего огорчения, если у ребенка не получается упражнение.
  • Похвалите за старание и вселите надежду в успех, который придет, если терпеливо тренироваться ежедневно.
  • Если движения в процессе выполнения становятся неточными, хаотичными, лучше закончить занятие, так как ребенок устал. В случае затруднений можно помогать ребенку выполнять те или иные движения, используя чайную ложечку с закругленной ручкой или удерживая язык, губы или нижнюю челюсть чистыми руками.
  • Количество повторений артикуляционных упражнений варьируются в зависимости от возраста и двигательных возможностей ребенка и в среднем составляет от 3 до 5 повторений.
  • Статическая нагрузка также может увеличиваться по мере повышения двигательных возможностей ребенка. Если в начале можно ограничить удержание артикуляционного положения под счет до 2, то со временем, по мере того как окрепнут мышцы, счет увеличивается до 5-10.
  • Подходить к любому упражнению надо индивидуально, не стоит форсировать события, добиваясь освоения трудного упражнения в короткие сроки.
  • Проводить артикуляционную гимнастику лучше в игровой форме, подражая, соревнуясь или изображая кого-либо.
  • Очень полезны упражнения на выработку сильной струи воздуха, необходимой для произнесения шипящих и свистящих звуков. С этой целью можно предложить ребенку сильно дуть на ватные шарики, одуванчики, легкие предметы, находящиеся в тазу с водой (кораблики, рыбки), сравнить, кто лучше дунул, чей кораблик дальше уплыл. Полезно также пускать мыльные пузыри. Но при выполнении упражнений на дыхание будьте внимательны и осторожны, так как они могут вызвать головокружение. Будет достаточно выполнить их 5 раз.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики способствует выработке правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков.

 

Буду рада, если данная информация будет полезна!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ag_v_tabl_dlya_roditeley.docx1.03 МБ

Предварительный просмотр: