«ИННОВАЦИОННЫЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Крюкова Оксана Васильевна

«ИННОВАЦИОННЫЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Аннотация

В статье представлена значимость инновационных, развивающих  технологий в дошкольном образовании.

Ключевые слова:

 ТРИЗ, Технология развивающих игр, дети дошкольного возраста.

В настоящее время происходит информатизация образования, что влечет за собой использование на занятиях инновационных технологий в дошкольном образовании.

Метод проектов

Метод проектов возник в начале нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем. Основоположники метода проектов Дж. Дьюи и В.Х.Килпатрик. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соотносясь с его личным интересом именно в этом знании.

         ТРИЗ

Направление технологии ориентировано на становление основ творческой деятельности и обучение ее способам. Задачи многоплановы, среди них:

  • обучение классифицированию объектов окружающего мира по разным основаниям;
  • освоение приемами фантазирования;
  • формирование чувствительности к противоречиям;
  • представление об основном назначении объекта и его ресурсах и др.

Технология развивающих игр

Технология направлена на развитие творческих способностей, воображения и символической функции сознания детей дошкольного возраста, что создает условия для опережающего развития способностей детей.

Технология основана на построении, моделировании творческого процесса, создании микроклимата, где проявляются возможности для развития творческой стороны интеллекта ребенка. Данный процесс осуществляется в ходе развивающих игр. Каждая игра представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратиков. Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, чертежа, плоской модели, инструкции и т.д.

 Таким образом, ребенка знакомят с разными способами передачи информации. Задачи располагаются в порядке возрастания сложности. Задачи имеют широкий диапазон трудностей: от доступных 2-3 летнему малышу, до несложных взрослому. Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, то есть развивать свои творческие способности.

В данном процессе практически отсутствует обучение, в котором формируются исполнительские черты в ребенке. В этих играх удалось объединить один из основных принципов обучения, от простого к сложному, с принципом творческой деятельности, самостоятельно по способностям, где ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.

Особенность технологии заключается в том, что педагог предоставляет максимальную степень свободы ребёнку, организует предметную среду, оснащенную развивающими играми, привлекает внимание детей к играм собственным примером, и в процессе игры взрослый выступает в роли консультанта, создавая ситуацию непринужденного общения по поводу заданий, проблемных ситуаций, предлагаемых в игре. Достаточно широко представлены методы и приемы технологии развивающих игр:

- Игровые методы: вхождение в воображаемую ситуацию, образное оживление игровой ситуации; принятие роли и выполнение действии в соответствии с принятой ролью; выполнение практических действий по получению необходимой информации.

- Диалогические методы:  беседа, «вопросы – ответы», формулировка выводов.

- Методы обучения: показ способа действия (после выполнения задания), проблемная ситуация, упражнение.

 

Список использованной литературы:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: МАСС-МЕДИА, 1995. – 240 с.
  2. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб.: ООО Издательство "Речь",2000.–150с. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем.: В 4-х томах. – М.: Генезис, 1998.