Воспитывать или нет?

Новикова Наталья Владимировна

Недавняя беседа с мамой одного из воспитанников заставила меня задуматься над этим вопросом и поразмышлять...

Слова «воспитывать» и «воспитатель» однокоренные. Мы не остались «садовницами», как нас назвал Фридрих Фрёбель. Значит, от воспитателей ждут не только присмотра и ухода за «цветами жизни».

По опросам родителей, в детский сад они приводят своих чад с различными целями, основная из них - социализация. Как же без воспитания привить ребенку нормы поведения в коллективе людей, в обществе? Как показать, что такое «хорошо» и «плохо»? Как объяснить необходимость соблюдения правил в жизни и последствия нарушения этих общих правил? Как без воспитания очертить ребенку границы твоего личного и чужого, научить ценить и уважать эти границы? И еще много-много «как…?».

Поэтому – воспитываем.

Но вот упрек родителя: «Не надо воспитывать моего ребенка, Наталья Владимировна. Вы говорите, что надо быть добрым, не драться, а ему достается, его бьют другие. Он слабым растет. Сейчас все силой берут.  Что его, доброго, ждет в будущем? Мы его дома учим давать сдачи и драться. Не надо воспитывать. Это мой сын, я сама знаю, что ему нужно в жизни.»

Вот и думай… Имеем ли право воспитывать, кто нам это право дал? Кто определяет, что прививать, какие моральные нормы? Извините за утрирование, но в наше время и такой вопрос возникает - может ли быть у воспитания «заказчик»? И можно ли воспитывать по заказу?

А задавались ли Вы этими вопросами?