Зона ближайшего развития. О чем?

Цымбалова Евгения Геннадьевна

Зона ближайшего развития – такое понятие ввёл советский психолог Л.С. Выготский. Оно обозначает процесс подтягивания психического развития вслед за обучением. Зона ближайшего развития определяется содержанием таких задач, которые ребенок может решить только с помощью взрослого, но после получения опыта совместной деятельности - ребенок становится способным к самостоятельному решению подобных задач.

То есть, зона ближайшего развития — это расстояние между уровнем актуального (нынешнего, сегодняшнего) развития ребенка, определяемым самостоятельными достижениями ребенка, и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых.

Говоря иначе - то, что ребенок сегодня не умеет делать самостоятельно, но способен выполнять с помощью взрослого – это та следующая ступенька, которая продвинет его вверх к другим ступеням, которых будет еще очень-очень много.

С точки зрения теоретической, важное значение имеет тема зоны ближайшего развития как в педагогике, так и психологии – в возникновении, развитии высших психических функций, таких как мышление, внимание и проч.

Например, оценка готовности детей к школе на основе способностей, которые уже сформировались у ребенка, по мнению Выготского, является недостаточной. Важно определить, как ребенок может взаимодействовать, сотрудничать со взрослым, то есть – определить, какова же его зона ближайшего развития. Таким образом, в основе теории зоны ближайшего развития - более адекватная оценка перспектив развития личности и способностей ребенка к школьному обучению. Получается, что с точки зрения Л.С. Выготского, такая оценка может лишь давать представление об актуальном уровне развития ребенка, но никак не о его способности к готовности усвоить новый материал.

«Обучение только тогда хорошо, — писал Л. С. Выготский, — когда оно идет впереди развития». Тогда оно тянет за собой множество других функций, которые лежат в зоне ближайшего развития. Если говорить о школе, то это означает, что обучение должно опираться не столько на уже пройденные фазы развития, сколько на созревающие функции.

Л.С. Выготский провел эксперимент, в рамках которого двум ребятам было предложено выполнить стандартный тест на интеллект для детей восьми лет (это соответствовало их реальному возрасту). Каждый из ребят успешно справился с данным тестом. После этого  детям предложили с помощью экспериментатора решить уже задачи посложнее. На этом этапе один мальчик показал результат, который соответствовал уровню развития девятилетнего ребенка, а другой мальчик — 12-летнего. По выводам, сделанным Л.С. Выготским, это явилось доказательством отличающегося потенциала к обучению у двух тестируемых детей. Следовательно, выявленная «дистанция между уровнем фактического (актуального) развития, определяемым по результатам самостоятельного выполнения заданий, и уровнем потенциального развития, определяемым по результатам выполнения заданий под руководством взрослого или в сотрудничестве с более способными сверстниками» и оказывается зоной ближайшего развития.

Исходя из этого, можно увидеть, что зона ближайшего развития определяет те функции, которые ещё не созрели, но находятся в процессе созревания.

Вот почему важно создавать условия для совместной деятельности ребенка со взрослым в форме настоящего сотрудничества, так как только в этом случае получится сформировать необходимые предпосылки для поступательного повышения фактического уровня развития ребенка.

Надо отметить, что, выдвинув идею зоны ближайшего развития ребенка, психолог Выготский рассматривал её, имея ввиду исключительно мыслительные процессы в развитии личности.

Но я хочу поговорить сегодня о насущном, о бытовом. Важно понимать алгоритм научения ребенка новому навыку. Сначала детям необходимо показать весь процесс от начала до конца. Возьмем условно такой практический навык как чистка картофеля. Сначала родитель показывает и объясняет, комментируя все свои действия: где нужно картофель достать, куда положить, как вымыть, чем и как почистить, куда деть очистки. В следующий раз родитель выполняет эту работу ВМЕСТЕ с ребенком. То есть ребенок уже участвует непосредственно в процессе, но основную трудную работу все еще выполняет родитель. В следующий раз уже родитель может руками ребенка выполнять то, что ребенок еще не в состоянии выполнить сам, так сказать «рука в руке». И,  в конечном итоге, ребенок выполняет эту работу сам, но под контролем взрослого, как наблюдателя. Таким образом, можно подходить к решению любых практических задач, которые возникают перед ребенком. А так же, конечно, необходимо эти задачи нарочно ставить перед ребенком, так как при их решении, ребенок не только трудится, но и учится преодолевать препятствия, а значит – развивается.

Здесь очень важно соблюсти грань. Одна из опасностей, непосредственно связанная с зоной ближайшего развития, заключается в том, «...что нельзя пытаться подтолкнуть ребенка вперед до того, как у него разовьются способности, соответствующие той стадии развития, на которой он находится в данный момент». Ведь если давать ребенку непосильные задачи, которые превосходят зону ближайшего развития, то есть находятся ЗА пределами его способностей и возможностей, это может привести к серьезным личностным проблемам и, возможно, психическим расстройствам. Как показывает практика, очень популярные нынче попытки родителей водить на различные развивающие занятия своих детей дошкольного возраста, где их «учат» счету и письму, иностранным языкам, музыке и т. п. часто не только наносят ущерб физическому и психическому здоровью, но и сильно снижают мотивацию детей к школьному обучению, когда приходит пора  эту школу посещать. Такой результат совершенно не соответствует тому, который ожидают родители, не правда ли? Другое дело, что никто обычно не связывает школьные проблемы с предшествующим школьному периодом.

И, с другой стороны, нам надо понимать, что, ставя перед ребенком заведомо легкие задачи, которые он способен решить безо всяких усилий или с минимальным их использованием – мы тормозим развитие ребенка, так как выполнение уже автоматизированных навыков не способствует развитию.

Немаловажно учитывать и то, что ситуация, когда регулярная необходимость в помощи со стороны, где ребенок в команде со взрослым может решать задачи, с которыми он не смог бы справиться самостоятельно, способна подорвать независимость. Каждый раз предоставляя ребенку помощь или команды, мы тем самым укореняем его зависимость от нас и нашего понимания, о чем он должен думать и как, и препятствуем его способности к самостоятельному мышлению

Итак, зона ближайшего развития – показатель индивидуальных различий детей - интересный, сложный и вместе с тем чрезвычайно важный аспект, не считаться с которым, развивая ребенка, изучая развитие ребенка и его потенциал, нельзя