Бодрящая гимнастика после дневного сна

Степанова Людмила Александровна

Здоровье – большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой.

В настоящее время одной из приоритетных задач стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укреплении здоровья. Однако обычно речь идет об утренней зарядке , а вот о необходимости гимнастики после дневного сна , почему-то помнят далеко не все, а ведь она ничуть не менее важна!

Трудно переоценить роль дневного сна физическом развитии , ребенка. Отдых в середине дня ему просто не обходим. Но как помочь проснуться настроении  и активно продолжить день?

Проведите после тихого часа бодрящую гимнастику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл гимнастика после сна24.48 КБ

Предварительный просмотр:

       Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Кугесьский детский сад «Крепыш» Чебоксарского района Чувашской Республики

Консультация для педагогов: «Бодрящая гимнастика после сна в детском саду».

Подготовила инструктор по физической культуре Степанова Людмила Александровна.

Слайд 1.
Я не боюсь еще раз повторить:

Забота о здоровье – Это важнейший труд воспитателя.
                                           Сухомлинский В.А.

Здоровье – большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой.

В настоящее время одной из приоритетных задач стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укреплении здоровья. Однако обычно речь идет об утренней зарядке , а вот о необходимости гимнастики после дневного сна , почему-то помнят далеко не все, а ведь она ничуть не менее важна!

Трудно переоценить роль дневного сна физическом развитии , ребенка. Отдых в середине дня ему просто не обходим. Но как помочь проснуться настроении  и активно продолжить день?

Проведите после тихого часа бодрящую гимнастику.

Слайд 2.

Основная цель бодрящей гимнастики после дневного сна:
Укрепление здоровья детей, обеспечение плавному перехода от сна бодрствованию, подготовка к  активной деятельности во второй половине дня.

Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий, облегчающий переход от сна бодрствованию.  Бодрящая гимнастика помогает ,детскому организму проснуться улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. После хорошей гимнастики у детей исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается  умственная  и физическая работоспособность, активность, улучшается настроение и самочувствие ребёнка.

  Гимнастика после сна – это один из важнейших кирпичиков , заложения фундамента здоровья детей, укрепить который можно только при систематическом  проведении.

Слайд 3.

Задачи гимнастики после сна.

Оздоровительные:

-увеличить тонус нервной системы;

-укрепить мышечный тонус;

-способствовать профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата.

-способствовать профилактике простудных заболеваний;

-развитее физических навыков;

-сохранить положительные эмоции при выполнении физических упражнений и прочих режимных моментов во второй половине дня;

Обучающие:

-учить детей дышать через нос; упражнять плавном свободном выдохе ;

-формировать умения выполнять движения по показу взрослого;

Воспитательные:

-воспитывать привычку здорового образа жизни.:

Слайд 4.

Гимнастика после сна, её организация и проведение.

-Комплексы оздоровительной гимнастики после дневного сна составляются на месяц в младших группах, а в старших , через две недели.

-За это время дети успевают овладеть техникой выполнения отдельных оздоровительных процедур.

-Бодрящую гимнастику следует проводить, в хорошо проветренной помещении  в течение 7-15 минут, в зависимости от возраста детей.

-Хорошо, если после пробуждения ребенок услышит свои любимые детские песенки, тогда он наверняка проснется быстрее.

-Для того чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик, можно использовать игровые упражнения сопровождаемые различными стихами.

Слайд 5.

Комплекс гимнастики после дневного сна .
Продолжительность бодрящей гимнастики:
Мл.гр.-7-8 мин.
Ср.гр.- 8-10 мин.
Ст.гр.- 10-12 мин.
Подг.гр.- 12-15 мин.
Повторение упражнений:
Мл.гр. - 4-5 раз
Ср.гр.-5-6 раз
Стар. Гр -6-8 раз.
Количество упражнений:
Мл.гр.- 4 (4)
Ср.гр. -4-5 (5)
Стар.гр. – 5-6 (6)
Подг.гр.- 6-8 (7)

-Комплекс состоит из нескольких частей: разминочные упражнения в постели, выполнение простого само - массажа (пальчиковая гимнастика), выполнение ОРУ у кроваток (дыхательная гимнастика дорожкам), игра в подвижные игры в помещении с контрастной температурой воздуха, выполнение упражнений с тренажерами. 

-Заканчиваться гимнастика может обтиранием холодной водой или контрастным обливанием (рук или ног) .
-В любой вариант комплекса следует включать корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки. Большинство вариантов комплексов  , рассчитаны на большую самостоятельность дети должны помнить упражнения и  выполнять комплекс самостоятельно.

Слайд 6.

Методика проведения гимнастики после дневного сна.

-Пока дети спят, педагог создает условия для проведения гимнастики:  для контрастного закаливания , детей готовят «холодную» комнату (игровую или

раздевалку); температура в ней с помощью проветривания снижается на 3-5 градусов по сравнению с «теплой» комнатой».

-Пробуждение детей желательно чтобы происходило под звуки плавной музыки, громкость которой постепенно нарастает.

-Гимнастика в постели направлена на постепенный переход ото сна к бодрствованию. Начинать гимнастику надо с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения.

-Гимнастика в постели может включать в себя такие элементы, как потягивания, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы само - массажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т.д.

Слайд 7.

Главное правило.

  • Это исключение резких движений, которые могут вызывать растяжение мышц, перевозбуждение и , как следствие головокружение.
  • Нужно следить за осанкой ребёнка и правильностью выполнения упражнений.

Слайд 8.

Три основных этапа гимнастики после.

1.Часть- гимнастика в кроватях.

Гимнастика в постели направлена переход от сна к бодрствованию. Начинать гимнастику надо с проснувшимися  детьми остальные присоединяются по мере. Гимнастика в постели включает такие элементы, как подтягивание, поочередное поднимание  и опускание рук, ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз. Дыхательной гимнастики. Дети, лёжа в постели на спине. Откинув одеяло , выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего  характера.

2. Часть - корригирующие упражнения, закаливающие процедуры.

Направлена ,  на профилактику плоскостопия, упражнение детей в основных движениях. В основных движениях, оказание закаливающего воздействия на организм ребёнка. Это часть гимнастики проводиться в хорошо проветренной групповой комнате, что обеспечивает дополнительный закаливающий эффект.

Периодическая смена последовательности и  расположения оборудования. Дополнение новыми пособиями заставляет детей приспосабливаться к новым условиям, находить другие способы выполнения движения, а это в  свою очередь повышает интерес к ходьбе по «дорожкам здоровья».

Очень хорошо, если у вас есть массажные коврики- используете их 2-3 раза в неделю. А главное - всё это доставляет детям огромное удовольствие. Таким образом ,бодрящая гимнастика, облегчит детям переход от сна  к бодрствованию. Массажную дорожку составляют из пособий и предметов, способствующих массажу стопы, используются для профилактики плоскостопия. (Ребристая доска, резиновые коврики, кольца с шипами и др.)

В начале , дети идут в быстром темпе по дорожке и плавно переходят на бег, бегут в среднем темпе 1-1,5 минут и переходят на спокойную ходьбу с дыхательными упражнениями.

Слайд 9.

Дыхательная гимнастика.

Для усилений закаливающего эффекта процедура завершается дыхательной гимнастикой. Изображая ветер, ребёнок дует на подвешенные на нитках листочки , ленточки, сдуваем с ладошки пёрышко, надуваем воздушный шарик. Эти упражнения улучшают кровообращение верхних дыхательных путей, повышают устойчивость организма к холоду, инфекциям, недостатку кислорода.

Слайд 10.

3. Часть - заключительный.

Повышает физический и эмоциональный тонус ребёнка, создаёт положительные эмоции настрой и группы, располагает к дальнейшей  активной деятельности. Заключительная часть может проведена на основе выполнения общеразвивающих  упражнений с гимнастическим пособиями (массажные мячи, резиновые кольца и т.п.) или на основе гимнастики игрового характера с использованием подвижных игр, игровых упражнений. Имитационных упражнений под музыку. Сюда же входит закаливающие процедуры, водные процедуры и обтирание сухим полотенцем.

Слайд 11.

Игровое упражнение.

Упражнения могут быть на основе игрового характера с использованием характера с использованием 3-6 имитационных упражнений. Дети очень любят гимнастику в форме музыкально- ритмических упражнений. Можно использовать комплексы с элементами точечного массажа, само массажа, пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики. Очень хорошо, если у вас уже есть массажные коврики - используете их 2-3

раз в неделю. А главное-все это доставляете детям огромное удовольствие. Таким образом, бодрящая гимнастика, облегчит детям переход от сна к бодрствованию.

И дети будут вставать « с той ноги».

Слайд 12.

Водные процедуры.

Водные процедуры возбуждают нервную систему, поэтому его нужно проводить после утреннего или дневного сна. Вытирание кожи после любой водной процедуры сухим полотенцем обеспечивает хороший массаж,  способствует лучшему кровообращению, а  следовательно и хорошему аппетиту. Умывание водой комнатной температуры оказывает на детский организм закаливающие влияние. Дети с большим удовольствием выполняют водные процедуры. Сначала умывают лицо, кисти, затем шею и руки до запястья.

Слайд 13.

Примерный комплекс упражнений.
Упражнение пробуждения.

Тили- тили- тили- дон,

Что за странный перезвон

То будильник наш звенит.

Просыпаться нам велит.

  1. «Подтягивание»-И.п.лёжа на спине,

руки вдоль туловища, поднять руки вверх,

подтянуться, и.п.(3-4 раза).

Мы проснулись, потянулись,

С боку на бок повернулись.

И обратно потянулись.

И еще один разок.

С боку на бок повернулись,

И обратно потянулись.

Слайд 14.

Упражнение в кровати.

2. «Часики тикают» И.п. сидя руки на коленях, качаем годовой правую и левую сторону.(3-4 раза)

3. «Ловкие зайчата». И.п. – лёжа на спине, руки вверх над головой. Поднять ноги. Пальцами рук достать до пальцев ног. Вернуться в и.п. Повторять пять раз; темп умеренный.

4. «Сильный слон». И.п. – лёжа на спине; ноги согнуты в коленях. 1 – 3 – имитация ходьбы. 4 – вернуться в исходное положение.(30 сек.). Темп умеренный.

5. «Змея».И.п. -  лёжа на животе, упор на вытянутых руках. Голова поворачивает влево - вправо  и издавать звук «Ш…, Ш…, Ш…» ( 3-4 раза)

 Слайд 15.

С элементами точечного массажа.

«Лепим Буратино»

Проводится в постели, по спокойную, медленную музыку.

(Все упражнения выполняются из и.п. лёжа на спине).

«Лепим лоб». Провести пальцами обеих рук по лбу с середины к вискам. Повторить три раза, темп умеренный.

«Рисуем брови». Указательными пальцами обеих рук с нажимом провести по бровям. Повторить три раза; каждый ребёнок выполняет в индивидуальном темпе.

«Лепим глаза». Погладить закрытые глаза от переносицы к внешнему краю глаз и обратно. Поморгать глазами. Повторить три раза; темп умеренный.

«Лепим нос». Указательными пальцами энергично провести по крыльям носа. Повторять четыре раза; темп быстрый.

Продолжаем «Лепим уши», «Лепим руки», «Лепим руки», «Лепим ноги» и т.д.

В конце упражнения дыхательное упражнение «Молодцы». 1 – вдох. 2 – 4 – выдох. На выдохе произнести слово «мо - лод - цы». Повторить три раза; темп медленный.

В комплексы бодрящих гимнастик нужно включать упражнения для профилактики плоскостопия, нарушения осанки, массаж рук и ног, пальчиковую гимнастику, и, конечно же, дыхательную гимнастику.

Слайд 16.

Ходьба по корригирующим дорожкам.
(на носочках, на пятках, высоко поднятыми ногами , тропа здоровья и т.д.)

Слайд 17.

Дыхательные упражнения .

 1.«Кошка». Ноги на ширине плеч, чуть-чуть приседая поворачивайтесь то вправо, то влево. Ну ту, в которую сторону вы повернулись, и шумно нюхаете воздух справа, слева в темпе шагов.

2. «Насос». Думайте, что накачиваете шину велосипеда. Вдох – в крайней точке наклона. Кончился наклон – кончился вдох. Не тяните его разгибаясь, и не разгибайтесь до конца. Шину надо быстро накачать и ехать дальше. Голову не поднимать. Смотреть вниз на воображаемый насос.

3. «Вырастим большими». На счет «раз , два» поднять руку вверх, вдох; на счёт «три, четыре» руки вниз , выдох.(4 раза).

Слайд 18. (Вывод)

Таким образом, ежедневное выполнение комплекса гимнастики после дневного сна, разработанного с учетом закономерностей функционирования организма после сна и индивидуальных особенностей детского организма, позволяет подготовить организм к предстоящим умственным, физическим и эмоциональным нагрузкам. А так же, является хорошим средством сохранения и укрепления здоровья, профилактики, обеспечивает высокую умственную и физическую работоспособность в течении  второй половине дня.