Консультация для педагогов «Коллаж как искусство»

Фокина Наталия Леонидовна
Коллаж (от французского collage – приклеивание, наклейка) – техника и вид изобразительного искусства, сущность которых заключается в создании живописных или графических произведений путём приклеивания на какую-либо основу материалов, различных по цвету и фактуре (ткань, кружево, кожа, бусы, листья, лепестки, кора, фольга, фантики и др.) Коллаж – это смешение техник и стилей. Как правило, коллаж используется для получения неожиданного эффекта от сочетания разнородных материалов, а также для усиления оригинальности и эмоциональной выразительность произведения. Коллаж может быть дополнен любыми другими художественными техниками и материалами – тушью, акварелью, пастелью, цветным или простым карандашом, фломастером и т.д. Коллаж из бумаги является одним из самых свободных и оригинальных способов изображения, который можно использовать в работе с детьми всех возрастов, начиная с дошкольного и младшего школьного. Коллаж появился на свет в недрах кубизма в начале ХХ века и стал важной вехой в истории всего современного искусства. Жорж Брак, Пабло Пикассо, Аристарх Лентулов, Михаил Врубель, Иван Ефимов…. Споры о первенстве оставим искусствоведам. Для нас важно, что коллаж «родился» в попытках художников вернуть картине объём и в поисках новых выразительных возможностей материалов. Художники-новаторы стали активно включать в свои живописные и графические работы элементы коллажа. В дело шли билеты, открытки, визитные карточки, кусочки газет, обоев, плакатов, лоскуты…Для того, чтобы фактура бумаги получалась более эффектной, художники подмешивали в краску песок. Так в изобразительном искусстве утвердился новый технический приём – коллаж, суть которого заключалась в наклеивании на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё цветом и фактурой. «Реальный мир» с его тактильными и пространственными качествами соединялся на полотне с «иллюзорным миром» живописи Коллаж из бумаги – одна из самых креативных техник современного искусства и детского творчества. Способы оформления поверхности бумаги. Гетерогенные вставки – включения из материалов, не совпадающих по свойствам с основными материалами коллажа. Дриппинг – разбрызгивание краски с целью создания особого живописного эффекта. Кляксография – искусство нанесения клякс и неровных расползающихся пятен на бумагу и картон в эстетических целях. Широко используется в искусстве коллажа. Обсыпка – нанесение на поверхность коллажа блёсток или каких-либо других мелких предметов и сыпучих материалов (песка, манки, соли). Оуверлэппинг (нахлёст, взаимоналожение) – художественный приём, связанный с нарочитым наложением фрагментов материала при их наклеивании на субстрат. При этом создаётся объёмный или псевдообъёмный эффект. Спрэй-арт – разбрызгивание аэрозолей и жидкой краски по плоской поверхности. Широко применяется при создании коллажей. Стэмп-арт – нанесение на бумагу или картон оттисков резиновых штампов (разновидность техники принт). Такого рода оттиски используются мастерами коллажных композиций для создания эстетического эффекта. Для коллажей часто используется бумага, окрашенная вручную для получения нужного эффекта. При этом используют аэрограф, акварельные кисти, строительные валики, зубную щётку, бумагу, поролон, лоскуты ткани, тампон из ваты. Окрашивание бумаги природными красителями. Один из самых простых способов – это окрашивание бумаги концентрированным раствором чая, кофе, отваром луковой шелухи, раствором марганцовки. Раствор можно наносить тампоном, валиком, кистью, салфеткой, пульверизатором. Выбор того или иного инструмента позволит придать дополнительную выразительность окрашенной поверхности. Окрашивание бумаги тушью, чернилами, краской. Этот способ имеет несколько вариантов. Самый популярный из них – окрашивание бумаги посредством окунания в раствор красителя. Для этого бумагу нарезают на полоски, кусочки нужного формата или вырезают задуманные силуэты. Затем отгибают уголки, чтобы приготовленную бумагу было удобно держать во время окрашивания. В лоток наливают холодную воду, капают две-три капли чернил или туши, размешивают и поочерёдно опускают листы в полученный раствор. После высыхания бумагу желательно прогладить утюгом с оборотной стороны (неокрашенной), чтобы она стала гладкой не коробилась. Способы преобразования исходной формы бумаги. Бумага обладает широкими возможностями для преобразования её исходной формы в различных целях. Бумагу можно рвать, резать, прорезать, сгибать, складывать, скручивать, сшивать, клеить, окрашивать и т.д. Известно множество художественных техник, связанных с трансформацией бумаги и учётом её художественных свойств. Вот самые известные: айрис-фолдингш (радужка), аппликация, декупаж, искусство силуэта, квиллинг, киригами, коллаж, конструирование, оригами, скрепбукинг.и др. Каждую из этих техник можно свободно использовать в коллаже для создания плоскостного или объёмного изображения.