Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников

Аввакумова Екатерина Сергеевна

Эмоциональный интеллект, или EQ (англ. emotional intelligence) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Для того, чтобы понимать роль эмоций в жизни человека, уметь их распознавать и управлять ими, на наш взгляд, нужно начать с осознания и принятия собственных чувств и настроений. Когда человек понимает, что испытывает в эмоциональном плане и как это сказывается на его деятельности и контактах, он в состоянии вывести эмоцию из бессознательной сферы в сознание, проработать и отпустить её.

И чем раньше начать такую работу над собой, тем лучше. Именно поэтому в работе с дошкольниками по программе «Подготовка к школе» мы уделяем особое внимание собственному настроению и эмоциям, учимся распознавать и слышать эмоции окружающих и подчеркивать связь собственного настроения с качеством деятельности. Один из помощников в развитии эмоционального интеллекта у детей повторяющийся на занятиях ритуал – упражнение «Солнце настроения». Каждый ребенок имеет возможность оценить собственное эмоциональное состояние через раскраску и проговорить его другим участникам, тем самым осознав важность своих чувств и их принятия, получив должное внимание к собственной личности.

«Солнце настроения» мы приклеиваем на облака из цветной бумаги, которые всегда на виду.

Каждому человеку очень важно признание и понимание его чувств. Эмоции очень сильная движущая сила человека, умение правильно считывать настроения окружающих сильно облегчают коммуникацию.