Развитие речи детей (консультация для взрослых)

Минаева (Можжухина) Юлия Михайловна

Обычно речевое развитие происходит у малышей в возрасте до 3 лет. Наиболее интенсивно у детей развивается, как правило, активная речь. Однако стоит учитывать, что лишь объем слов и звуков, произносимых ребенком, нельзя отнести к первостепенным, единственным и самым важным факторам развития речи. Необходимо следить, чтобы ребенок понимал смысл слов, которые он знает и произносит. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vzroslyh_po_razvitiyu_rechi.docx297.41 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и родителей

«Роль взрослого в развитии речи детей раннего возраста».

педагог-психолог

Минаева Юлия Михайловна

Обычно речевое развитие происходит у малышей в возрасте до 3 лет. Наиболее интенсивно у детей развивается, как правило, активная речь. Однако стоит учитывать, что лишь объем слов и звуков, произносимых ребенком, нельзя отнести к первостепенным, единственным и самым важным факторам развития речи. Необходимо следить, чтобы ребенок понимал смысл слов, которые он знает и произносит. Отсюда следует вывод, что именно в возрасте до 3 лет ребенку нужна частая диагностика, которая бы выявляла у него проблемы речевого развития.

Для организации верной стратегии последующего педагогического сопровождения ребенка необходимо совместное психолого-педагогическое сопровождение логопеда, психолога, и других специалистов ДОО:

  • Речь специалиста должна быть естественной, внятной, четкой, эмоционально окрашенной.
  • В беседе с ребенком используется простая короткая фраза, с четкой артикуляцией, ключевые слова выделяются интонационно.
  • Не возбраняется использовать все имеющиеся языковые средства, в том числе мимику и естественные жесты, для достижения более успешного контакта с ребенком.
  • Голос педагога должен соответствовать уровню разговорной громкости. В случае проверки уровня развития речеслухового восприятия принято использовать и более тихую шепотную речь, и ускорение темпа речи.
  • Для лучшего понимания ребенком инструкции, следует повторять ее предъявление.
  • Необходимо комментирование своих действий и действий обследуемого для лучшего понимания и запоминания речевого материала.
  • Каждый раз, задавая вопрос, педагог должен избегать в его формулировке незнакомых или непонятных для ребенка слов.
  • Речевой образец, который ребенка просят повторить, активно побуждая к подражанию, предъявляется при затруднении ответить.

Следует понимать, что самым лучшим способом развития речи у малыша является его общение со взрослыми людьми (родителями, воспитателями, родственниками и т. д.). Если ребенок испытывает недостаток в общении, речевое развитие у него замедляется и нарушается. Кроме того, отсутствие общения и заинтересованности в том, что рассказывает малыш, негативно влияет и на его психическое состояние. Следовательно, для речевого развития необходимо огромное количество практики (общения между взрослым человеком и ребенком).

Исходя из анализа литературы по педагогике и психологии, делаем вывод, что педагогическое общение – это общение, имеющее свои специфические особенности. Субъекты, участвующие в педагогическом общении, занимают различные функциональные позиции и выполняют социальные роли. Очевидно, что воспитатель, как субъект общения, выполняет обязанности руководителя по воспитанию и обучению.

Формирование отношений в группе между детьми и воспитателями, индивидуальное развитие малышей, эффективность воспитания зависят от особенностей стиля руководства. При организации педагогического общения необходимо учитывать его влияние на эмоциональный фон ребенка. Нельзя использовать авторитарный стиль общения. Демократические принципы позволяют сохранить гармонию в группе и спокойствие детей. Воспитателям необходимо их соблюдать.

Основы будущей речи у ребенка формируются в раннем возрасте. Для этого периода характерен быстрый темп развития речи, который с годами снижается. В это время взрослым необходимо помогать малышу. Ребенок при поддержке взрослых должен накопить словарный запас, научиться правильно произносить звуки. Также в раннем возрасте дети нуждаются в общении со своими сверстниками.

В этом возрасте ребенок способен воспринимать такие простые вопросы, как: «Куда ты положил свою машинку?», «Где твой мяч?». А задает обычно малыш вопросы типа: «Почему?», «Как?», «Что это?», «Куда?». За этот период запас слов значительно увеличивается.

Малыш уже запоминает названия предметов, которые его окружают. Также начинает называть признаки и качества, использует глаголы.

Ребенок начинает использовать сложные предложения в своей речи в конце третьего года. Также может запоминать наизусть короткие и простые тексты, которые родители постоянно читают ему. Ребенок начинает понимать сказки, знает основной сюжет и, следовательно, может отвечать на небольшие вопросы по этим сказкам.

Ребенок, находящийся в возрасте 1-3 лет, очень восприимчив к любой информации, воспитанию.

Для того чтобы речевое развитие проходило без отклонений, необходима, прежде всего, нормальная работа ЦНС. Если биологическая составляющая в норме, то дальнейшее воздействие на речь оказывает социальная составляющая.

Ребенок взаимодействует с миром и людьми вокруг себя, следовательно, возникает необходимость в общении.

Огромное влияние в этот период оказывает семья. Именно слушая взрослых, ребенок учится произносить звуки, узнает новые слова, стремится повторять и рассказывать, получает знания.

Взрослым, в свою очередь, необходимо:

- оказывать помощь малышу, когда он разговаривает со сверстниками;

- постоянно разговаривать друг с другом и с ребенком на протяжении всего дня;

- привлекать малыша к разговорам;

- комментировать свои действия и рассказывать что-то, когда играете с ребенком, помогаете ему, готовитесь ко сну;

- обязательно с интересом слушать то, что рассказывает малыш;

- читать своему ребенку сказки, где есть присказки, повторяющиеся выражения;

- побуждать малыша рассказывать о своих действиях, о том, что он хочет, что думает.

Значение различных произведений народного творчества для развития речи у малышей заключается в том, что они дают возможность превратить обычное прочтение сказки в увлекательную игру для ребенка. Когда читаете сказку, можно брать ребенка за руку, обнимать его, изображать и показывать персонажей и т. д.

Также немаловажную роль играют стихи, содержащие короткие, запоминающиеся строчки с похожими звуками и простыми словами. Дети обычно запоминают и с легкостью повторяют такие стишки, если родители читают их много раз.

Очень важно задавать малышу вопросы. Сначала он не сможет отвечать на них сам, поэтому необходимо помогать ему, или отвечать за него, громко проговаривая вслух короткие вопросы и ответы.

Чтобы активная речь развивалась, необходимо, чтобы ребенок был вынужден говорить: обращаться к родителям, к воспитателям, к сверстникам. Взрослые должны поощрять и поддерживать инициативу ребенка обращаться к кому-то с вопросами. Также, если вдруг ребенок не может сформулировать вопрос или назвать какой-то предмет, надо помочь ему, несколько раз четко проговорив слова.

Позволяйте своему ребенку проявлять любопытство. Это благоприятно сказывается не только на развитии речевого навыка, но и на общем развитии. По возможности предоставляйте ребенку право выбора, спрашивайте, почему он хочет выбрать именно это.

Огромное влияние на развитие речи оказывают игры, совместная деятельность. Во время сборки конструктора, лепки, построения куличей из песка развиваются сенсорные способности. А если подключить рассказы и беседы во время таких игр, то развиваются еще и речевые навыки.

Обратимся к музыкальным играм. Большинство малышей очень любит танцевать под веселые песенки. А если песенки будут содержать в себе понятные, запоминающиеся слова, то малыш сможет и подпевать. Иногда дети придумывают свои слова к песням, подбадривайте их в этом, слушайте, старайтесь напевать вместе с ними.

Не стоит забывать, что ребенок равняется своей речью, поведением, манерами на взрослых. Необходимо стать хорошим примером для своего ребенка. Ребенок должен четко вас слышать, звуки должны быть понятными.

Если не следовать правилам, перечисленным выше, развитие речи ребенка замедлится и нарушится. Необходимо разговаривать со своим ребенком правильным языком, привлекая все возможности его заинтересовать.