Польза мимической гимнастики для детей с нарушениями речи

Барсукова Татьяна Сергеевна

Польза мимической гимнастики для детей с нарушениями речи

 

imageМимическая гимнастика – комплекс упражнений, направленный на развитие лицевых мышц и мимических движений.  Такие упражнения держат мышцы лица в тонусе и учат управлять языком, губами и нёбом.  Занятия можно начинать с дошкольного возраста. Для коррекции заикания, задержки речевого развития, неправильного звукопроизношения рекомендуется выполнять эти упражнения в комплексе с артикуляционной гимнастикой.  

 

Польза мимической гимнастики

  • развивается артикуляционный аппарат;
  • снижается излишнее напряжение в лицевых мышцах;
  • улучшается дикция;
  • тренируется звукопроизношение;
  • повышается выразительность речи и мимики;
  • появляется эмоциональный интеллект, способность распознавать чувства и эмоции.  

 

 

Правила выполнения

  • Проводить ежедневно, по 5-10 минут. Сначала родителям нужно самим освоить упражнение, чтобы показать его ребенку. 
  • Малышу должно быть спокойно и комфортно. Важно, чтобы он хорошо себя чувствовал.
  • Для занятий потребуется зеркало. Надо, чтобы ребенок видел, как он выполняет упражнение. Зеркало нужно еще и затем, чтобы наблюдать за взрослым, который делает упражнение рядом с ним.
  • Важно не количество сделанных упражнений, а их качество. Язык, губы или челюсть не должны дрожать от напряжения. Нужно, чтобы движения происходили спокойно, без рывков.
  • Сначала выполняют комплекс статических упражнений, затем приступают к динамическим.
  •  В динамических упражнениях переходы между движениями совершаются быстро и плавно.
  • Упражнения повторяют по 3-5 раз, затем делают небольшой перерыв. После этого можно снова приступить к заданию.
  • Чтобы занятия были интересными, стоит использовать красочные картинки или куклы с четкой выразительной мимикой. 
  • Если ребенку не дается какое-то упражнение, стоит его отложить на время, но затем обязательно к нему вернуться.
  •  Важно хвалить ребенка и отмечать его успехи.  Нельзя ругать малыша, если у него что-то не получается.  

 

 

 

 

 

 

Статические упражнения мимической гимнастики (в этих упражнениях мышцы лица удерживаются в определенном положении на 5-10 секунд)

 

https://clipart-best.com/img/mouth-smile/mouth-smile-clip-art-33.png«Улыбка»

Наши губки улыбнулись,

Прямо к ушкам потянулись. Улыбнуться, чтобы уголки губ оттянулись наверх.  

«Удивление»

Удивляюсь я всему:

Граду, снегу и дождю.

https://i0.wp.com/octatools.com/wp-content/uploads/2011/11/dont-be-scared.jpg?fit=1000%2C760&ssl=1Капле маленькой росы.

Крыльям пчёлки и осы.

Удивляюсь красоте,

Пенью птичек по весне.

Утром солнцу удивляюсь,

Лунной ночью восхищаюсь.

Удивляюсь каждый день,

Удивляться мне не лень.

Удивляюсь я с утра

И до вечера всегда!

Нужно широко раскрыть глаза и рот.  

«Обида»

https://stihi.ru/pics/2021/01/09/3384.jpgЯ ушёл в свою обиду
и сказал, что я не выйду.
Вот не выйду никогда!
Буду жить в ней все года!

Опустить уголки рта вниз.  

 «Злость»

Поглядите, сегодня я злой.

Не играет никто со мной.

Я ногами стучу – стучу,

http://detsad166.ru/upload/information_system_66/1/4/4/item_1440/informationsystem_items_catalog_image1440.jpgВо всё горло кричу – кричу.

Все соседи ушли со двора,

Заревела сестрёнка моя.

Пёс Барбос забежал в конуру,

Потому что я злой и кричу.

Кулаки я сжимал и пыхтел,

Хмурил брови, глазами вертел.

Посмотрел на себя в зеркала,

Испугался – так страшен был я.

Брови сдвинуть, оттопырить губы, при этом нижнюю губу выставить вперед, а кулаки стиснуть.  

 

 

 

 

«Дразнилка»

Шла мартышка вдоль витрины,

Видела прохожих спины

И еще смешную рожу

Ты такую сделать сможешь?

Учимся делать смешную рожицу. Закладываем язык за нижнюю губу и оттягиваем руками ушные раковины. (Нищева Н. В.)

«Лягушки»

Состязались две лягушки как-то раз в вокале

Две лягушки на опушке цеки раздували:

Ква ква ква! Ква ква ква!

Вот такие вот слова

Учимся раздувать щеки, повторяем упражнение 3-5 раз. (Нищева Н. В.)

 

«Капризка»

Капризуля Наша Люба,

Как карась надула губы,

Говорит карась большой:

-Дуться так не хорошо!

 

Надуть губы с капризным выражением лица.    (Нищева Н. В.)

 

«Закроем глазки»

Мы закрое крепко глазки

И во сне увидим сказки

Побываем на луне

И поедем на слоне.

Учимся спокойно закрывать и открывать глаза. Лицо при этом неподвижно. Только поднимаются и опускаются верхние веки. Держим глаза закрытыми под счет до 5, потом открываем. Повторяем упражнение 3-5 раз. Даем время для отдыха. Снова повторяем 3-5 раз. (Нищева Н. В.)

 

Динамические упражнения мимической гимнастики (в этих упражнениях позу из первой части удерживают 3-5 секунд, затем переходят к следующей)

 

«Нахмурились - улыбнулись»

Нахмурить лоб и брови, чтобы на лбу получились вертикальные морщины. Затем радостно вскинуть брови, чтобы на лбу получились горизонтальные морщины.  

 

«Улыбнулись - обиделись»

Сомкнуть губы и зубы. затем растянуть губы в улыбке. При этом поочередно поднимать и опускать уголки губ.

 

«Улыбка - трубочка - лошадка»

Сомкнуть губы и зубы. Растянуть губы в улыбке. Вытянуть губы трубочкой и «пофыркивать» вибрацией губ.  

«Толстячок - худышка»

Сильно надувать щеки, а потом втягивать их в себя. Другой вариант - попеременно надувать одну из щек.  

«Облака»

По небу плыли облака,

А я на них смотрел.

И два похожих облачка

Найти я захотел.

Я долго всматривался ввысь

И даже щурил глаз,

А что увидел я, то вам

Все расскажу сейчас (наблюдать за воображаемыми облаками с выражением внимания интереса на лице).

 

 Вот облачко веселое

Смеётся надо мной:

-Зачем ты щуришь глазки так? Какой же ты смешной!

Я тоже посмеялся с ним: -

Мне весело с тобой!

И долго-долго облачку 

Махал я вслед рукой (мышцы лица расслабляются, на нём появляется улыбка).

 

 

А вот другое облачко –

Расстроилось всерьез:

Его от мамы ветерок

Вдруг далеко унес.

И каплями-дождинками

Расплакалось оно…

И стало грустно-грустно так,

А вовсе не смешно (выражение грусти на лице: уголки губ опущены, лоб сморщен, брови немного сдвинуты).

 

И вдруг по небу грозное 

Страшилище летит

И кулаком громадным 

Сердито мне грозит.

Ох, испугался я, друзья,

Но ветер мне помог:

Так дунул, что страшилище

Пустилось наутек (выражение страха: глаза широко раскрыты, брови сдвинуты, рот открыт в виде буквы «о», лицо напряжено).

 

А маленькое облачко

Над озером плывет,

И удивленно облачко 

Приоткрывает рот: «Ой, кто там, в глади озера пушистенький такой?  Такой мохнатый, мягонький, Летим, летим со мной!» (выражение удивления: глаза и рот широко открыты)

 

Так очень долго я играл

И вам хочу сказать, 

Что два похожих облачка

Не смог я отыскать.

«Ночные звуки»

Лес ночной был полон звуков:

Кто-то выл, а кто - мяукал,

Кто-то хрюкал, кто-то топал,

Кто-то крыльями захлопал,

Кто-то ухал и кричал.

И глазищами вращал (угрожающе хмурить брови, насупить лоб, оскалиться, вращать глазами)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Польза мимической гимнастики для детей с нарушениями речи

Мимическая гимнастика – комплекс упражнений, направленный на развитие лицевых мышц и мимических движений.  Такие упражнения держат мышцы лица в тонусе и учат управлять языком, губами и нёбом.  Занятия можно начинать с дошкольного возраста. Для коррекции заикания, задержки речевого развития, неправильного звукопроизношения рекомендуется выполнять эти упражнения в комплексе с артикуляционной гимнастикой.  

Польза мимической гимнастики 

  • развивается артикуляционный аппарат;
  • снижается излишнее напряжение в лицевых мышцах;
  • улучшается дикция;
  • тренируется звукопроизношение;
  • повышается выразительность речи и мимики;
  • появляется эмоциональный интеллект, способность распознавать чувства и эмоции.  

Правила выполнения

  • Проводить ежедневно, по 5-10 минут. Сначала родителям нужно самим освоить упражнение, чтобы показать его ребенку. 
  • Малышу должно быть спокойно и комфортно. Важно, чтобы он хорошо себя чувствовал.
  • Для занятий потребуется зеркало. Надо, чтобы ребенок видел, как он выполняет упражнение. Зеркало нужно еще и затем, чтобы наблюдать за взрослым, который делает упражнение рядом с ним.
  • Важно не количество сделанных упражнений, а их качество. Язык, губы или челюсть не должны дрожать от напряжения. Нужно, чтобы движения происходили спокойно, без рывков.
  • Сначала выполняют комплекс статических упражнений, затем приступают к динамическим.
  •  В динамических упражнениях переходы между движениями совершаются быстро и плавно.
  • Упражнения повторяют по 3-5 раз, затем делают небольшой перерыв. После этого можно снова приступить к заданию.
  • Чтобы занятия были интересными, стоит использовать красочные картинки или куклы с четкой выразительной мимикой. 
  • Если ребенку не дается какое-то упражнение, стоит его отложить на время, но затем обязательно к нему вернуться.
  •  Важно хвалить ребенка и отмечать его успехи.  Нельзя ругать малыша, если у него что-то не получается.  

Статические упражнения мимической гимнастики (в этих упражнениях мышцы лица удерживаются в определенном положении на 5-10 секунд)

https://clipart-best.com/img/mouth-smile/mouth-smile-clip-art-33.png«Улыбка»

Наши губки улыбнулись,

Прямо к ушкам потянулись. Улыбнуться, чтобы уголки губ оттянулись наверх.  

«Удивление»

Удивляюсь я всему:

Граду, снегу и дождю.

https://i0.wp.com/octatools.com/wp-content/uploads/2011/11/dont-be-scared.jpg?fit=1000%2C760&ssl=1Капле маленькой росы.

Крыльям пчёлки и осы.

Удивляюсь красоте, 

Пенью птичек по весне.

Утром солнцу удивляюсь,

Лунной ночью восхищаюсь.

Удивляюсь каждый день,

Удивляться мне не лень.

Удивляюсь я с утра

И до вечера всегда!

Нужно широко раскрыть глаза и рот.  

«Обида»

https://stihi.ru/pics/2021/01/09/3384.jpgЯ ушёл в свою обиду
и сказал, что я не выйду.
 
Вот не выйду никогда!
Буду жить в ней все года!

Опустить уголки рта вниз.  

 «Злость»

Поглядите, сегодня я злой.

Не играет никто со мной.

Я ногами стучу – стучу,

http://detsad166.ru/upload/information_system_66/1/4/4/item_1440/informationsystem_items_catalog_image1440.jpgВо всё горло кричу – кричу.

Все соседи ушли со двора,

Заревела сестрёнка моя.

Пёс Барбос забежал в конуру,

Потому что я злой и кричу.

Кулаки я сжимал и пыхтел,

Хмурил брови, глазами вертел.

Посмотрел на себя в зеркала,

Испугался – так страшен был я.

Брови сдвинуть, оттопырить губы, при этом нижнюю губу выставить вперед, а кулаки стиснуть.  

«Дразнилка»

Шла мартышка вдоль витрины,

Видела прохожих спины

И еще смешную рожу

Ты такую сделать сможешь?

Учимся делать смешную рожицу. Закладываем язык за нижнюю губу и оттягиваем руками ушные раковины. (Нищева Н. В.)

«Лягушки»

Состязались две лягушки как-то раз в вокале

Две лягушки на опушке цеки раздували:

Ква ква ква! Ква ква ква!

Вот такие вот слова

Учимся раздувать щеки, повторяем упражнение 3-5 раз. (Нищева Н. В.)

«Капризка»

Капризуля Наша Люба,

Как карась надула губы,

Говорит карась большой:

-Дуться так не хорошо!

Надуть губы с капризным выражением лица.    (Нищева Н. В.)

«Закроем глазки»

Мы закрое крепко глазки

И во сне увидим сказки

Побываем на луне

И поедем на слоне.

Учимся спокойно закрывать и открывать глаза. Лицо при этом неподвижно. Только поднимаются и опускаются верхние веки. Держим глаза закрытыми под счет до 5, потом открываем. Повторяем упражнение 3-5 раз. Даем время для отдыха. Снова повторяем 3-5 раз. (Нищева Н. В.)

Динамические упражнения мимической гимнастики (в этих упражнениях позу из первой части удерживают 3-5 секунд, затем переходят к следующей)

«Нахмурились - улыбнулись»

Нахмурить лоб и брови, чтобы на лбу получились вертикальные морщины. Затем радостно вскинуть брови, чтобы на лбу получились горизонтальные морщины.  

«Улыбнулись - обиделись»

Сомкнуть губы и зубы. затем растянуть губы в улыбке. При этом поочередно поднимать и опускать уголки губ.

«Улыбка - трубочка - лошадка»

Сомкнуть губы и зубы. Растянуть губы в улыбке. Вытянуть губы трубочкой и «пофыркивать» вибрацией губ.  

«Толстячок - худышка»

Сильно надувать щеки, а потом втягивать их в себя. Другой вариант - попеременно надувать одну из щек.  

«Облака»

По небу плыли облака,

А я на них смотрел.

И два похожих облачка

Найти я захотел.

Я долго всматривался ввысь

И даже щурил глаз,

А что увидел я, то вам

Все расскажу сейчас (наблюдать за воображаемыми облаками с выражением внимания интереса на лице).

 Вот облачко веселое

Смеётся надо мной:

-Зачем ты щуришь глазки так? Какой же ты смешной!

Я тоже посмеялся с ним: -

Мне весело с тобой!

И долго-долго облачку 

Махал я вслед рукой (мышцы лица расслабляются, на нём появляется улыбка).

А вот другое облачко –

Расстроилось всерьез:

Его от мамы ветерок

Вдруг далеко унес.

И каплями-дождинками

Расплакалось оно…

И стало грустно-грустно так,

А вовсе не смешно (выражение грусти на лице: уголки губ опущены, лоб сморщен, брови немного сдвинуты).

И вдруг по небу грозное 

Страшилище летит

И кулаком громадным 

Сердито мне грозит.

Ох, испугался я, друзья,

Но ветер мне помог:

Так дунул, что страшилище

Пустилось наутек (выражение страха: глаза широко раскрыты, брови сдвинуты, рот открыт в виде буквы «о», лицо напряжено).

А маленькое облачко

Над озером плывет,

И удивленно облачко 

Приоткрывает рот: «Ой, кто там, в глади озера пушистенький такой?  Такой мохнатый, мягонький, Летим, летим со мной!» (выражение удивления: глаза и рот широко открыты)

Так очень долго я играл

И вам хочу сказать, 

Что два похожих облачка

Не смог я отыскать.

«Ночные звуки»

Лес ночной был полон звуков:

Кто-то выл, а кто - мяукал,

Кто-то хрюкал, кто-то топал,

Кто-то крыльями захлопал,

Кто-то ухал и кричал.

И глазищами вращал (угрожающе хмурить брови, насупить лоб, оскалиться, вращать глазами)