#КонкурсВыготского2022 Пост на тему "Воспитание"

Перед каждым родителем рано или поздно встает вопрос о воспитании ребенка. И тут важен момент, когда именно взрослый задумывается об этом: когда малыш проявляет капризы, когда родитель недоволен воспитанием в детском саду, когда родственники и окружающие неодобрительно смотрят на любимое чадо… И кто виноват? Во-первых, надо четко понимать, что первые воспитатели – это родители. А во-вторых, воспитание  - это не учебный процесс. «Воспитывать – значит организовывать жизнь; в правильной жизни правильно растут дети» (Л. С. Выготский). Я абсолютно согласна с высказыванием Н.И. Пирогова – «Воспитание нужно начинать с колыбели».

Ребенок начинает знакомство с миром через мамину улыбку  и ласку, одобрительный тон и протяжные мелодичные колыбельные, яркие и приятные на ощупь игрушки. Эмоциональная связь с мамой, звуковые и тактильные ощущения – вот первые ступени к пониманию взрослого окружающего мира. Малыш делает первые шаги и начинает ломать игрушки… Мама хмурится, обижается, нет улыбки… Жалко маму, что-то я делаю не так… Вот и воспитание на основе уже окрепшей эмоциональной связи с мамой, привязанности. Вот и понимание слов «нельзя, плохо». И так по крупинкам складывается картина огромного мира, где есть грани – «хорошо-плохо». Каждый новый день приносит новые открытия, и как важно, чтобы этот первый путь освещала мамина улыбка или же, наоборот, хмурый и строгий взгляд останавливал. «Привычка всего прочнее, когда берет начало в юных годах; это называем мы воспитанием, которое есть, в сущности, не что иное, как рано сложившиеся привычки» (Фрэнсис Бэкон).

В современном мире очень популярны идеи раннего развития ребенка, и заботливые родители с пеленок начинают их практиковать, водят малышей на развивающие занятия… Хорошо это или плохо… Очень неоднозначный вопрос… Вот только важно понимать, что к воспитанию он не имеет отношения. И опасно убеждать себя в том, что регулярными посещениями множества развивающих кружков родитель обеспечивает должное развитие и воспитание своего ребенка. Я убеждена, что воспитание зиждется на «трех китах»: твердая моральная платформа (четкое усвоение понятий, что хорошо-что плохо («…решила кроха: «Буду делать хорошо, и не буду – плохо» В. Маяковский); радость труда и осознанность своих действий, поступков, которая как раз и вырабатывается в процессе труда, также как и дисциплина, и усидчивость ("Дайте детям радость труда. Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим". В.А.Сухомлинский). А человек с твердыми моральными убеждениями и осознающий связь своих действий (своего труда) с результатами будет и управлять ими только во благо. И в дальнейшем у него будет развиваться здоровый  и осознанный интерес и к наукам, и к учебе. А потому важно понимать, что воспитание – первый и самый важный шаг к следующей ступени – образованию.