Проблемы умение детей старшего дошкольного возраста строить отношение.

надежда степановна дьяченко

Проблемы умение детей старшего дошкольного возраста строить отношение.

В современных условиях дефицита в обществе доброты, воспитанности, речевой культуры, доброжелательности в системе образования актуализируется проблема социально-коммуникативного развития детей. Федеральный государственный образовательный стандарт в качестве одного из направлений социально-коммуникативного развития дошкольников определяет развитие общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками. При этом необходимо понимать, что развитость данного направления напрямую связана с готовностью детей к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Проблема формирования взаимоотношений детей между собой актуализируется в условиях детского сада, поскольку в группе дети находятся преимущественно в процессе совместной деятельности друг с другом. Дети, находясь в группе сверстников, познают и развивают основы саморегуляции, развивают навыки самостоятельного общения, умение следовать принятым нормам и правилам. При этом исследователи (С.А. Козлова, М.И. Лисина, Т.И. Бабаева, Е.О. Смирнова и др.) отмечают, что взаимоотношения между детей изменяются с возрастом: меняются потребности в общении, содержание, мотивы и средства общения. Наибольшего развития взаимоотношения детей достигают в период старшего дошкольного возраста.

Выделяя особенности в общении старших дошкольников, Т.И. Бабаева отмечает такие как стремление к разнообразному и более содержательному общению, нормативная регуляция общения и взаимоотношений, увеличение продолжительности контактов и их личностная обусловленность, проявление интересам к внутреннему миру другого человека (переживаниям и чувствам), развитие эмпатии [1]. Также она отмечает, что именно в старшем дошкольном возрасте между детьми формируется система межличностных отношений на основе совместной деятельности и схожести ценностных ориентаций. При этом в общении дети начинают проявлять гуманизм.

Проблема воспитания дружеских взаимоотношений является довольно серьезной в теории и практике дошкольного образования, сегодня в условиях развития современного общества она требует определенного переосмысления. В основе современной системы дошкольного образования лежит гуманистический подход, когда ребенок рассматривается как развивающаяся личность со своими индивидуальными интересами и правами, которые необходимо, во-первых, понимать, а, во-вторых, уважать. При таком подходе ребенок воспринимается как активный деятель, способный к самостоятельным действиям, направленным на освоение им окружающего мира и действительности [2]. И в этой ситуации проблема взаимодействия детей со сверстниками приобретает особую значимость.

Проблема межличностных отношений и формирования дружеских взаимоотношений детей со сверстниками исследовалась такими учеными как В.В. Абраменкова, Т.А. Маркова, М.И. Лисина, В.С. Мухина, В.Г. Нечаева и др. Так в современной психолого-педагогической и учебно-методической литературы предлагаются разнообразные методики, которые направлены на стимулирование воспитания и развития дружеских взаимоотношений детей в процессе игры, которая определяется многими учеными как ведущий вид детской деятельности. Именно игру можно определить как ведущий метод всестороннего развития и воспитания ребенка. Также она в активной форме способствует общению и формированию межличностных отношений, в том числе и дружески взаимоотношений, между детьми и их сверстниками.

Таким образом, можно сделать вывод, что в различных исследованиях прослеживается социальный характер проблем дружбы и дружеских взаимоотношений. Дружеские связи детей однозначно имеют коллективный характер. При этом отмечается необходимость овладения способами деятельности как условия формирования дружеских чувств и отношений. Благодаря формированию дружеских отношений дошкольника можно научить воспринимать окружающих людей как заботливых, надежных, воспитать у него базовое доверие к социальному миру, сформировать широкий диапазон взаимоотношений во время игр, совместной трудовой деятельности, на занятиях.

Список использованной литературы:

  1. Бабаева Т. И., Римашевская Л. С.Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды: учеб.-метод, пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2012. - 224 с.
  2. Смирнова Е.О. Детская психология: Учебник для ВУЗов. – М.: Владос, 2011. – 366 с.