обобщение опыта работы по теме " Метод проектов, как средство экологического воспитания дошкольников"

Паламодова Наталья Валерьевна

«Метод проектов, как средство экологического воспитания дошкольников»

 1.

     Экологическое воспитание является важнейшим условием гармонично развитой личности. Главная его цель - воспитать у детей любовь к природе, желание стать её защитником, сформировать экологические знания, умение бережно распоряжаться богатствами природы.

2.

      Воспитатель детского сада - главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно, переходила в самостоятельное поведение детей. Ведущей  в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.

      Педагогический опыт показал мне наиболее успешную  технологию экологического воспитания – метод экологических проектов. Эта технология имеет ряд преимуществ и соответствует требованиям Федеральных государственных стандартов:

*Содействие и сотрудничество детей и взрослых,
*Признание   ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
формирование познавательных интересов и познавательных   действий ребенка в различных видах деятельности;
*Развития способностей и  творческого  потенциала  каждого  ребёнка  как   субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
* Объединения обучения и воспитания  в  целостный   образовательный процесс на основе духовно-нравственных  и  социокультурных    ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 
 *Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми,
ориентированного на интересы  и  возможности   каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития; 
   * Поддержка инициативы и самостоятельности детей  в   специфических для них видах деятельности;
 *Возможность  выбора  детьми  материалов,   видов     активности, участников совместной деятельности и общения;
 *Доброжелательное   отношения детей друг к другу и взаимодействие детей друг с другом в  разных   видах деятельности.

 

3.

     Учитывая значимость и важность экологических проектов, я взяла эту тему за основу в работе с детьми. Перед тем как начать работу я поставила перед собой цель, исходя из интересов детей.
  развитие экологической культуры детей и родителей через проектную деятельность

              Исходя из этой цели, мною были определены следующие задачи:

 

  • -  развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления с явлениями природы;
  • -  развивать самостоятельность в процессе познавательно-исследовательской деятельности;
  • -воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру;
  • -использовать интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников через различные виды деятельности;
  • -  обогащать развивающую среду по экологическому воспитанию в группе;
  • - повысить педагогическую компетентность родителей.

 Вовлекала дошкольников в решение проблемы. Намечала план достижения цели. Обсуждала план работы с родителями воспитанников.

     Новизна представленного опыта заключается в том, что проектная деятельность по экологическому воспитанию в моей педагогической практике является ведущей, и я реализую её через все образовательные области и режимные моменты.

4.

Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками, я взяла за основу рекомендации  Рыжовой Н.А., которая предлагает три основные этапа работы над проектом:

 1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение методов исследования, предварительная работа с  детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов;

 2-й — собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;

 3-й — обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций. 

 На первом этапе работы мною было  проведено анкетирование родителей  и интервьюирование детей с целью выявления их экологической компетентности. Анализ результатов анкетирования родителей, интервьюирования детей и первичный мониторинг в средней группе, показал, что дети имеют не систематичные разрозненные знания экологического характера, а родители имеют не очень высокий уровень экологической культуры и не уделяют особого внимания уровню развития детей в этом направлении. На основе научно - методической разработок Маневцовой Л.А., Кондратьевой Н.Н., Виноградовой Н.В., Воронкевич О.А., Рыжовой Н.А., Михайленко Н., Коротковой Н. мной были выявлены и систематизированы формы работы с детьми дошкольного возраста, обеспечивающие системный подход к экологическому образованию детей, формирующие осознанное отношение к природе.

Совместно с родителями и детьми собирали информацию, материал по проекту. Проводила образовательные ситуации, игры, наблюдения, развлечения – все мероприятия основной части проекта. Родителям и детям давала домашние задание – выполнение самостоятельных, творческих работ (поделки, рисунки, сбор информации). Организовала презентацию своего опыта. Подвела итоги работы: выступление перед педагогами на педсовете.

 

Работу над проектами я начала с детьми первой младшей группы.

 Новизна и целесообразность в том, что у детей младшего дошкольного совсем небольшой жизненный опыт. Несмотря на это, я считаю возможным и необходимым формировать экологическую культуру детей.

 

    Мною была спланирована и проведена работа с детьми по следующим экологическим проектам:

 

5.

Проект: «Волшебная водичка».

Использовала следующие формы работы по реализации проекта:

      Проведение образовательной деятельности «Волшебная водичка», «Водичка, водичка»

 Рассматривание иллюстраций на тему «Вода в природе»

Экспериментальная деятельность и игры с водой : «Вода жидкая, она течёт», «Кораблики», «Тонет не тонет», «Весёлые пузыри!», «Разноцветная водичка», «Выбери нужного цвета», « С места на место», «Цветочки тоже хотят пить»

Беседы о воде

Рисование «Весенняя капель», «Весёлые ручейки»

Прослушивание аудиозаписи «Звуки воды в природе», слушание музыкального произведения «Дождик»

Наблюдения за лужами на прогулке.

 

6.

Проект «Снег на ладошках»

В ходе реализации проекта дети принимали участие в образовательной деятельности «Снежинки и ветер», «Зимние забавы»

Наблюдали за снегом с детьми на прогулках.

Рассматривали картины с зимними пейзажами, зимними забавами.

В ходе экспериментов  дети узнали, что снег холодный, о том, что снежинки превращаются в капельки. В процессе лепки из снега снежных фигур дети закрепили знания о свойствах снега.

Рисовали рисунки на тему «Снежинки», «Украшаем снеговика»

Закрепляли свойства снега в ходе д\и,  п\и, пальчиковых игр и трудовой деятельности на прогулке.

 

7.

Проект «Бабушкин дворик» (огород на окне) – 2 младшая группа

Беседуя с детьми, выяснила, что дети называют овощи, знают, где они растут, понимают, что мамы и бабушки высаживают рассаду в огороде, сеют семена. Но как выглядят эти семена, как появляются росточки, как вырастает рассада, какие условия нужны для нормального роста овощей дети имеют отрывочные представления.

Так появилась идея создать в детском саду огород на окошке, который мы назвали «Бабушкин дворик»

 

В ходе реализации проектов в младшем дошкольном возрасте я пришла к выводу, что использование игровых приемов позволяют заинтересовать детей такой, может быть, не совсем "детской темой". Дошкольный возраст такая "благодатная почва", что любое брошенное "доброе семя" обязательно даст добрые ростки.

  У детей  начали формироваться навыки экспериментирования и исследования.

Экологические проекты можно и нужно использовать в любой младшей группе детского сада.

 

8.

В средней группе появилась идея реализовать длительный проект ( на год) «Мы друзья природы»

Прежде, чем научить ребёнка защищать природу и беречь окружающую среду, нужно познакомить детей с объектами природы, дать возможность понять их, полюбить, прикоснуться душой и не дать исчезнуть с земли нашей.

Этапы реализации проекта:

- Зимующие птицы наших лесов.

- Дикие животные нашего леса

- Вот зима, кругом бело, много снега намело

- Подводный мир

 - Домашние питомцы 

 

9.

В старшей группе были реализованы следующие проекты:

Проект «Здравствуй, дерево!»

Суть данного проекта заключается в том, чтобы не допустить равнодушного отношения детей к зелёным насаждениям. Углубить их знания о значении деревьев в жизни людей.

В ходе проекта дети научились различать, узнавать и называть деревья и их плоды; у детей появилось желание общаться с природой, беречь её. Свои впечатления дети отображали в творческой деятельности.

Как итог проекта в нашем уголке природы появился гербарий из листьев деревьев, собранных детьми, совместно с родителями.

10.

Экологический проект «Удивительные камни»

Я заметила, что у детей этого возраста в повседневной деятельности часто возникает интерес к различным камешкам. Дети находят их на прогулке, рассматривают, делятся впечатлениями с воспитателем. Так родилась идея к реализации проекта «Удивительные камни»

С каким интересом дети наблюдали за камешками через увеличительные стёкла, проводили опыты. В результате чего научились классифицировать камни по размерам, рельефу, температуре, весу, цвету, форме.

Проводила с детьми опыты «Волшебный мир камня и дерева», «Самый твёрдый или мягкий», «Самый большой и самый маленький», беседы, читали книги, рассматривали энциклопедии.

Дети охотно приносили свои «домашние» камни, которые они хранили дома, изделия из камней. Родители приносили нам книги.

Как итог проекта в группе был организован мини-музей «Мир камней», хозяйкой которого стала – Хозяйка медной горы.

11.

Исследовательский проект «Может ли белый медведь встретиться с пингвином?»

Вот такой интересный вопрос я сама задала детям. И как оказалось, что не может. Чтобы найти ответ  на этот вопрос мы реализовали целый проект. Дети стали различать понятия «Арктика» и «Антарктида». Узнали много нового про животных, населяющих эти территории.

Как результат, в нашей группе появилась выставка книг о животных и птицах холодных стран; раздевалка была украшена выставками рисунков, а экологический уголок пополнился макетом «Животные Севера»

 

        12.

Экологический проект «Красная книга Архангельской области»

Планировался этот проект, как завершающий.

У нас в группе появилась Красная книга? И у детей возникло много вопросов «Почему?» «А как?», и мы решили это всё разузнать, изучить. И вот наш проект с детьми.

При разработке этой темы мной была поставлена следующая цель:

Развитие у детей представлений о назначении Красной книги как сигнала тревожной информации об исчезающих видах растений и животных.

Нами были решены следующие задачи:

Выяснить, какие растения и животные являются редкими.

Какие из них официально включены в Красную книгу России. И Архангельской области.

Составить и нарисовать свои экологические знаки.

Составить свою Красную книгу нашего края.

Привлечь родителей к исследовательской работе.

Развивать в детях пытливость, любознательность, целеустремленность.

Воспитывать коллективную ответственность за порученное дело и чувство гордости от положительного его результата.

Алгоритм создания книги был таковым:

Сбор информации о животных и растениях нашего края.

Выбор объекта изучения каждой семьей.

Подготовка семейных страничек (каждая семья отвечала за свою страничку, искала информацию о выбранном животном или растении)

Заключительный этап в нашем проекте - совместная деятельность детей с родителями в создании «Красной книги» для группы. В ней - растения и животные. Когда она готовилась, каждая семья отвечала за свою страничку, искала информацию о выбранном животном или растении.

 

13.

Экологический проект «Куда спешит муравей?»

Наступило лето! Это замечательное время года, когда красотой природы можно любоваться на каждом шагу. Нужно только не упустить эти замечательные мгновения и показать их детям. Однажды на прогулке дети увидели муравьёв. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить их. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о муравьях очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли муравьи? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволило сформировать представления о насекомых (муравьях), их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.

При реализации проекта я использовала метод трёх вопросов:

1.Что мы знаем о муравьях

2. Что можем и хотим узнать

3. Как мы это узнаем.

Мы читали книги о муравьях, смотрели мультфильмы, презентации, ходили в походы в поисках муравейника и лесных муравьёв, проводили исследовательскую деятельность (посыпали дорожки песком и наблюдали за тем, как муравьи его собирают)

 Свои впечатления дети отображали в продуктивной деятельности. Итог таков – мы пришли к выводу, что муравьи очень полезны, большие трудяги, истребляют множество вредных насекомых. Поэтому необходимо их беречь и охранять.

Как результат в нашем экологическом уголке появился макет муравейника, который мы изготовили вместе с детьми.

14.

      Заключение.

Таким образом, систематическое использование проектной технологии в воспитании экологической культуры дошкольников позволяет достичь поставленных целей.

*Метод проектов можно использовать в сочетании с другими программами обучения и воспитания детей в детском саду
*  Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей.
* Метод предполагает самостоятельную активность детей. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности.
* Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам. Метод проекта способствует развитию благоприятных межличностных отношений в группе детей.
 * Родители стали активными участниками образовательного процесса. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольниками.
  *Метод проектирования позволил изменить стиль работы с детьми, повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, вовлечь родителей  в образовательный процесс дошкольного учреждения.

Позволяет совершенствовать предметно-развивающую среду в группе (экологический центр).